Капелло прав. Бонуччи не умеет защищаться
Но он все равно топ-защитник!
Что именно имел в виду Капелло
«Бонуччи – лучший итальянский защитник, когда речь об игре с мячом. Он входит в тройку лучших в мире в этом плане. Но он совсем не умеет обороняться. У него огромные проблемы с игрой в защите. В «Ювентусе» у него были идеальные условия, где он действовал в свободной роли. Для него идеальна игра в тройке. В четверке ему трудно», – Фабио Капелло.
Смелое заявление, но все тезисы предельно точны. Разберем каждый, кроме общепризнанного (Бонуччи великолепен с мячом).
1) «В «Ювентусе» у него были идеальные условия, где он действовал в свободной роли».
Определение роли Бонуччи как свободной очень точное. Ей нет прямых аналогов в современном футболе, потому что Бонуччи действовал не как часть тройки защитников, а отдельно от нее. Бардзальи и Кьеллини подстраивались под его действия (блестяще делали это), он же вообще на них не оглядывался. Оборонительная роль Бонуччи сводилась к принятию простого решения – выдвинуться для отбора или нет. Бонуччи мастерски освоил этот прием – и в плане оценки своих возможностей, и в плане чистой игры в отборе.
Это действительно идеальная ситуация, в которой Бонуччи выглядел сильным защитником (именно по оборонительной части).
Примеры того, как это работало:
Партнеры Бонуччи по защите отлично читали ситуации – и сокращали разрывы.
2) «Для него идеальна игра в тройке. В четверке ему трудно».
Логично: выполнять любимый оборонительный прием Бонуччи труднее, когда нет двух страхующих. Его эффективность мигом понижается. А, учитывая, что часто он все равно выдвигается, он превращается в обузу для защиты.
Изредка это проявлялось даже в «Юве»:
А вот миланский пример – играя в четверке, Бонуччи очень глубоко выдвинулся за Луисом Альберто и остался там. Эпизод завершится голом:
3) «Он совсем не умеет обороняться. У него огромные проблемы с игрой в защите».
Тут Фабио, вероятно, говорит о нехватке классических навыков защитника. У Лео действительно проблемы, пускай в «Юве» их надежно прятали. Ошибки Бонуччи делятся на два типа:
– игра без оглядки на позиции партнеров: его выдвижения, когда нет умных Бардзальи и Кьеллини, и разрушении линии в эпизодах, когда Бонуччи стягивается к мячу.
Бонуччи готовит фирменное выдвижение, но в нем есть смысл, только если бы Сапата был на несколько метров глубже. Именно это действие открыло сопернику возможность для паса вразрез и дало нападающему лишние метры в забеге.
Бонуччи стянулся к мячу, несмотря на то, что его партнер по защите был в слишком высокой позиции. Это создало зону, которую использует Флоренци.
– игра при навесах: Лео не ужасен в этом компоненте. Он сильно прибавил за годы в «Ювентусе». Многие центральные защитники слишком концентрируются на мяче при подачах, теряют игроков и ошибаются. Бонуччи смотрит по сторонам, но все еще недостаточно. Он также слишком часто старается сыграть мяч, даже когда разумнее держать соперника.
Бонуччи здорово отыграл большую часть момента. Неоднократно оглядывался на игрока, но в конце все равно принял неоправданное решение – играть мяч. Завершилось пропущенным.
В этом эпизоде проявились уже обе проблемы: Бонуччи не смотрит по сторонам и концентрируется только на мяче, из-за чего слишком легко упустит соперника, неудачно пытаясь сыграть мяч.
Это ошибки, которые практически не допускают игроки с сильной оборонительной базой. Капелло просто точно сформулировал вечные проблемы Бонуччи, о которых на фоне хайпа стыдно было упоминать. На самом деле внутри итальянского футбола – это не большой секрет. Когда Джампьеро Вентура тренировал «Бари» он даже публично говорил, что по части обороны Андреа Раноккия превосходит Бонуччи, которому «некоторые ошибки сходят с рук из-за сильного характера». Вероятно, именно поэтому любитель классических защитников Жозе Моуринью не оценил Лео в «Интере».
Получается, Бонуччи не топ-защитник?
Не так быстро.
Лео играл на топ-уровне почти 7 лет. Конечно, он топовый защитник. Но текущие проблемы хорошо показывают, насколько трудно отделить систему от индивидуального уровня защитника. Эпизод со вторым голом Икарди в дерби идеально подчеркивает, как сильно все взаимосвязано.
Бонуччи не выдвигается (приучился к тому, что в «Милане» не подстрахуют). Это позволяет атаке «Интера» развиться.
Результат: Бонуччи оказывается в ситуации, которые особенно не любит (индивидуальная игра в штрафной, когда мяч на фланге) – и ошибается.
Бонуччи как защитник – игрок одного оборонительного приема. Он постепенно прибавил в остальных компонентах, но уже не освоит их на выдающемся уровне. Крутость приема в правильной системе плюс игра с мячом перевешивали недостатки и делали его однозначным топом. Без умных партнеров по защите он не просто лишился главного приема, но и получил больше ситуаций, в которых слаб.
Даже в «Ювентусе», Бонуччи не был оптимальным игроком для матчей, где нужен не баланс атаки и обороны, а только оборонительная надежность. В обороне «Юве» играл лучше без него. В прошлом сезоне без него «Ювентус» ограничивал атаки соперников на 30% лучше (!!!), чем с ним. Это лишь один сезон, в идеале нужна большая выборка, но 30% – это самое большое негативное влияние центрального защитника на команду по всей серии А. Настораживает – даже со всеми оговорками.
Это вполне сходится с субъективными впечатлениями: Бонуччи яркий защитник, лишь в правильных руках превращающийся в топового. Все прошлые комплименты были абсолютно по делу, только хвалить нужно было не только Бонуччи, но и Кьеллини и особенно Бардзальи. Слова партнеров про него показательны. «Андреа – наш профессор. Всегда в нужном месте в нужное время», – Кьеллини. «Я поиграл со многими чемпионами, но больше всего наслаждаюсь, наблюдая за Бардзальи. Он невероятен в игре 1-в-1, всегда пашет на тренировках и выкладывается на 100%. Он пример для каждого», – Бонуччи.
Еще одна цитата Кьеллини, на фоне суперспада Бонуччи и слов Капелло, рискует приобрести скрытый смысл: «Стиль Гвардиолы уничтожил итальянских защитников. Теперь каждых хочет диктовать темп матча и пасовать от обороны, при этом защитники не знают, как опекать соперников». Завуалированный удар по бывшему партнеру? Вряд ли, но если вдруг так, вышло точно.
Как Бонуччи вернуться на топ-уровень? Его кризис напрямую связан с условиями, которых он оказался. Часть проблем решится переходом на тройку защитников (или гибридную четверку – как у «Юве» в прошлом сезоне, когда Бардзальи играл смесь крайнего и центрального защитника по ситуации). Это добавит игрока в штрафной при подачах – облегчит эту часть работы. «Милан» с переменным успехом это уже попробовал.
С выдвижениями труднее. Они требуют не только смены схемы, но и постоянной работы над системой плюс умных центральных защитников, которые будут подстраиваться под Бонуччи. В «Милане» ничего такого пока не предвидится.
Что пример Бонуччи значит для футбола в целом
В футболе почти не осталось защитников, которые не зависят от системы и будут топовыми в любой. Контраст в игре Бонуччи подчеркивает это.
Джейми Каррагер точно сформулировал проблему: «Думаю, дело в позиции центрального защитника. Сейчас так трудно найти кого-то для этой роли, потому что от них требуют так многого. Они должны хорошо обращаться с мячом. Должны начинать все атаки команд, поэтому игрока с плохим пасом сюда не поставишь. Это стало базовым требованием, а еще нужно обороняться, быть агрессивным при прессинге и справляться с контратакими соперника, даже когда крайние защитники застревают в атаке».
Как мы к этому пришли? Как и все тактические тренды, это трудный и глобальный процесс с множеством факторов. Ниже цепочка, которую вижу я – буду рад дополнениям.
1. Изменения в правилах офсайда. Начиная с 1990-го правило многократно преобразовывали в сторону атакующей стороны. Ключевыми стали изменения в определениях пассивного офсайда. Сначала офсайд считался пассивным «если игрок даже не пытается извлекать выгоду из своей позиции вне игры», потом (1995-й) – «если не извлек выгоду из позиции вне игры», затем (2003-й) – «если не коснулся мяча или не повлиял на эпизод прямо».
Может показаться лишь мелочами в формулировках, но это реально повлияло на содержание матчей. С 1997-го количество офсайдов в матчах АПЛ сократилось почти в два раза (с 7,8 за игру до 4,1). Более ранних данных нет, но с высокой вероятностью сокращение с 1990 года еще более глобальное.
2. Смерть офсайдной ловушки. Сейчас офсайдной ловушкой называют (по-моему, ошибочно) умышленный шаг защитника в правильном направлении. В классическом понимании она больше невозможна. «Моим идеалом был «Милан» Арриго Сакки. Это лучшая оборонительная команда из всех, что я видел. Единственная команда, которая использовала офсайдную ловушку лучше нас», – рассказывал экс-тренер «Арсенала» Джордж Грэм.
Для достижения такой синхронности Сакки заставлял четырех защитников играть против десяти атакующих. Через какое-то время они достигали такой гармонии, что 10 игроков не забивали им ни разу за 15 минут, что идет упражнение. Сам Грэм связывал защитников веревкой и за счет этого тоже достиг невероятной слаженности в организации ловушек.
Но по новым правилам блестящие офсайдные ловушки Сакки и Грэма не приводили бы к фиксации вне игры. Однако команды не просто потеряли оборонительный чит. Изменилось все.
3. Изменилось количество доступного командам пространства. Умышленные офсайдные ловушки стали рискованными. Ранее они помогали сужать пространство. Защитник просто выдвигался вперед, оставляя нападающего вне игры, любой пас за спину означал офсайд, команда оборонялась на меньшем участке поля.
Пространство, как учил Кройфф, самое важное при игре без мяча: «Что такое игра в обороне? Люблю приводить один пример – мы выиграли Лигу чемпионов и четыре чемпионства с Куманом и Гвардиолой в составе. Вы не найдете лучших примеров игроков, которые не могут защищаться в традиционном понимании слова, чем эти двое. Но они играли в сердце обороны. Так что же такое игра в обороне? Игра в обороне – это вопрос пространства, которое нужно защищать. Если меня заставят защищать огромный сад, я худший защитник в мире. Если я защищаю небольшую зону, я лучший защитник».
Изменение территории, которую нужно оборонять, ожидаемо изменило все. Два главных ответа: 1) минимизировать время активной обороны (много владеть мячом/контрпрессинговать), 2) опустить оборону, но играть максимально компактно, что обеспечит защите прикрытие.
Любой вариант предполагает участие в защите практически всей команды.
4. Защиту перестали тренировать отдельно как линию. Методы Сакки/Грэм все еще полезны для обеспечения нужных расстояний между защитниками, но главный козырь они утратили. Логично, что работа с защитниками отдельно от команды (а не над обороной со всей командой) почти утратила актуальность.
Из-за изменений в тренировках разница между защитниками и игроками других ролей перестала быть критической. А защищенность линии остальной командой толкнула к экспериментам. Почему бы не попробовать более техничных защитников в угоду чистым разрушителям, ведь в большинстве эпизодов их все равно защищает система, а техника принесет пользу в начале атак. Или – почему бы не попробовать более атакующих крайних защитников, если их роль в четверке больше не так критична. Количество таких игроков стремительно растет.
5. Эксперименты привели к переучиванию других игроков в центрдефов. «Защитники теперь должны начинать атаки. Это стало приоритетом. Посмотрите на Дэйли Блинда, он выходит у «МЮ» в центре защиты. Лишь чтобы начинать атаки. Это показательно. Он не центральный защитник, его покупали как крайнего, но он может начинать атаки, поэтому играет в центре. Это философия современного футбола», – возмущался недавно Рио Фердинанд.
Действительно качества, которые добавят позиции ЦЗ нечто уникальное и новое, проще всего получить, переучив игрока другой позиции. Но это игроки без классической оборонительной базы – они иначе смотрят на позицию. Так опыт игры в центре защиты описывал Лукас Лейва: «Игра центральным защитником похожа на игру в опорной зоне. Только нужно меньше бегать, чем в полузащите, и быть более сосредоточенным». А так переход в центр защиты описал Райан Бертран: «Теперь я меньше подключаюсь вперед и чуть дисциплинированнее играю сзади».
Оба игрока правы: попытки быть «сосредоточенным» и «внимательным» не заменяют оборонительной базы, но в современных системах этого достаточно. Позиция центрального защитника перестала так сильно отличаться от остальных.
6. Паралельно с оборонительной эволюцией идет атакующая. Правила относительно жесткости единоборств тоже поменялись (не в пользу защитников), выросла скорость игры, резко увеличилась популярность ротации (упала сыгранность оборон) – все это косвенно уменьшает цену плюсов классической игры в защите. Но сильнее всего по ней ударила эволюция нападающих – во-первых, они стали более подвижными, во-вторых, классические форварды перестали быть главной угрозой и заботой защитников (а опекать врывающегося в штрафную соперника труднее, чем того, который уже там и с которым ты уже играешь).
7. Поменялись методы подготовки центральных защитников. Классические качества не котируют как раньше, места в защите занимают игроки других позиций: изменение приоритетов при подготовке центральных защитников – разумная реакция на это. Гари Невилл описал процесс пару лет назад: «Когда я начинал, 60-70% работы на тренировках были нацелены на оборону. Каким должно быть положение ноги в каждом эпизоде, как правильно ставить корпус, как часто поворачивать голову, чтобы избежать лишней концентрации на мяче. Я пришел во взрослый футбол с очень сильной оборонительной базой. Теперь игроки приходят с сильной технической базой, а игре в защите учатся по ходу.
В академии Эрик Харрисон и Нобби Стайлз минимум по 2-3 раза в неделю проводили дополнительные 40-минутные тренировки с четверкой защитников. Пропущенный на тренировке гол приравнивался к преступлению. Мы также постоянно играли в персональную опеку. Матч на все поле, где ты можешь отбирать мяч только у одного соперника – твоего прямого оппонента. Ничто не обучает возвращаться в позицию лучше, чем эта игра. Если твой игрок забивал, ты подводил всю команду. Это убивало».
Слова Невилла раздражено дублировал Моуринью: «Иногда защитники думают, что самое важное – то, как они пасуют. Это не так. Самое важное – игра в обороне. Если защитник еще и пасует, это делает его очень хорошим игроком. Именно в таком порядке».
Бонуччи – идеальный пример нового определения топ-защитника. Топовая техническая база (даже критикующий Капелло включил его в тройку лучших в мире по игре с мячом), хорошие данные для единоборств, нехватка чистых оборонительных навыков, которая маскируется или не маскируется системой. Джером Боатенг пришел в категорию топ похожим путем – он признавался, что до работы с Пепом Гвардиолой он оборонялся инстинктивно и вообще не слышал о принципах обороны, зато имел шикарную техническую базу.
Защитников, которые соответствуют топ-уровню вне системы/в любой системе, пожалуй, не осталось. «Игроки не виноваты. Теперь крайние защитники – это вингеры. Центральные защитники – центральные полузащитники. Вратари – либеро. Десятки – центральные полузащитники. Вингеры – нападающие. Игра слишком сильно изменилась. Но я все равно не могу отделаться от ощущения, что они просто не умеют по-настоящему защищаться», – пояснял Невилл.
Рио Фердинанд считает, что позиция в кризисе: «Кто сейчас лучший защитник Европы? Никто не даст ответа. А раньше сразу ответили бы – Пуйоль, Терри или Мальдини. Сейчас ответить просто невозможно. Думаю, дело в том, что игра развилась в пользу атакующих игроков. Хорошие защитники остались, но никто из них не выделяется настолько, чтобы сказать, что он блистает в каждом матче».
Отчасти это связано с тем, как люди потребляют футбол. До соцсетей защитнику сошла бы с рук парочка слабых матчей, о которых знали бы только фаны его клуба. Теперь о ляпах узнает весь мир. Но главная причина в том, как изменилась игра в обороне. Именно изменилась, а не ухудшилась.
«Барселона» олицетворяет изменения. Полузащитники стали центральными защитниками, но это нормально, ведь «Барселона» всегда атакует. Даже левый защитник теперь может играть в центре. Раньше такое не было возможным. Игра меняется или просто защитников не осталось? Не знаю. А может защитники просто больше не нужны?», – Неманья Видич назвал все причины. Игра изменилась (1), чистых топ-защитников больше нет (2), во многом потому что они и не нужны (3).
Ярче всего тренд проявляется при защите в пределах штрафной. Там индивидуальная оборонительная игра особенно важна, так как даже самые продвинутые тренеры предпочитают строить оборону в штрафной персонально. Стало больше ошибок, которые раньше назвали бы детскими (и до сих пор по инерции называют). Именно с этим связана волна цитат о кризисе позиции.
«Барса» Гвардиолы – лучшая команда, которую я видел, но в каком-то смысле она навредила футболу. Из-за нее все защитники играют так, будто они из «Барселоны», даже если у них не хватает навыков. Они не центральные полузащитники. В первую очередь защитники должны обороняться. В последние годы эта простая истина утратила актуальность», – Роберто Айяла.
«Я забивал бы по 60 голов за сезон, если бы играл сейчас. Раньше забить было трудно. Теперь легко. Великих защитников больше нет. Больше нет Нест, Мальдини и Стамов. В каждом матче нападающие получают по 5-6 моментов. Раньше было не более 2-3. Не только я забивал бы намного больше. Джанфранко Дзола, Эрик Кантона, Тедди Шерингем – все забивали бы», – Фабрицио Раванелли возмутился от лица нападающих.
«Проблема в том, что все обороны сейчас очень слабы. В Англии почти не осталось команд, которые сочетали бы розыгрыш мяча с хорошей игрой в обороне», – Джорджа Грэма тоже тошнит от современных оборон.
При этом результативность не выросла в разы. Причина? Игра в обороне стала более системной. Хорошая система сокращает количество эпизодов, где надо индивидуально выручать, чтобы не случился момент или гол. В самих эпизодах новые защитники ошибаются чаще, так как нет оборонительного базиса. Как это часто бывает с тактическими трендами, футбол сам себя уравновесил.
Путь Леонардо Бонуччи от лучшего в мире до одного из слабейших в лиге за шесть месяцев – лучшее олицетворение плюсов и минусов новых топ-защитников.
Фото: REUTERS/Alberto Lingria, Jerry Lampen; Global Look Press/Maurizio Borsari/www.aicfoto.com, imagephotoagency.it/imago sportfotodienst, imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/Pete Norton, Stu Forster, Clive Brunskill/Allsport, Shaun Botterill, Marco Luzzani
Кьеллини хорош, но Бардзальи удивительно умный игрок. Периодически он страховал их обоих.
"Бонуччи стянулся к мячу, несмотря на то, что его партнер по защите был в слишком высокой позиции" - Бонуччи туда сместился не просто так, а за игроком, которому пошел пас. Он что, должен был ради компактности остаться в центре и оставить игрока с мячом одного на фланге?? Разве он в этом эпизоде виноват, что никто из партнеров не отреагировал на его движение и движение атакующих игроков? Это не он не подстраивается под партнеров, это партнеры не подстраиваются под него. Я уже не говорю о том, что перепутать Флоренци с Наигголаном - это надо очень постараться))
Вадим, ты так хорошо пишешь, умные мысли, правильные выводы. Практически со всем, написанным в статье, я согласен. Но когда ты начинаешь рисовать такие картинки с такими подписями - меня прям злость берет, уж извини. Либо ты не видишь очевидных вещей (что очень странно), либо ты умышленно трактуешь эти эпизоды в нужную тебе сторону (что не только странно, но и очень неприятно).
По идее, это должно быть полезнее, чем перестраивать всю команду на игру в 2,5-3 центральных.
То есть раньше защитникам было достаточно выбежать раньше одного любого игрока, неважно в какую зону пойдёт пас, сейчас это не так.