История с Джикией - буря в стакане воды. Но она недопустима!
"Спартак" нарвался на международный скандал из-за шутки Георгия Джикии. Защитнику сборной России в субботу доверили вести клубный твиттер, и видео с бразильцами Луизом Адриану, Педро Рошей и Фернанду он сопроводил комментарием: "Смотрите, как шоколадки тают на солнце". Это спровоцировало атаки британских СМИ. В результате красно-белым пришлось извиняться, а твит удалить. Инцидент осудила ФИФА, а РФС намерен провести дополнительную проверку.
СРАВНИТЕ С ШУТКОЙ БАРАНОВА НАД РОБСОНОМ
Шутки бывают разные. Вот, например, лет 17 назад полузащитник "Спартака" Василий Баранов протягивал своему бразильскому одноклубнику, многократному чемпиону России Робсону газету с фотографией обезьяны: "Смотри, про тебя заметку написали".
По рассказу Дмитрия Парфенова в давнем интервью "СЭ", Максимка, как называли Робсона болельщики красно-белых, смеялся громче всех – такой человек. Но и подобная реакция объекта "прикола" не отменяет того факта, что это была действительно расистская шутка. Какой там Георгий Джикия с его невинными тающими шоколадками! Просто тогда не было социальных сетей, и игроки рассказали об этом журналистам лишь много лет спустя. Потому что такое трудно не запомнить. Страшно представить, что началось бы, произойди (и выплыви наружу) такое сегодня.
Теперь же есть и соцсети, и особое внимание английских СМИ, и так-то повернутых на теме расизма, к России в преддверии ЧМ-2018. Докапываться будут и там, где есть поводы, и там, где их нет. Отдавая себе в этом отчет, просто надо делать все, чтобы не подставляться на ровном месте.
А это место – ровнее некуда. Когда один англичанин пишет мне в фейсбуке, что лично я и вообще журналисты в России должны не защищать Джикию и "Спартак", а понять, почему "люди почувствовали себя оскорбленными", я отвечаю, что подобные заявления – чистой воды демагогия и нечего лепить из мухи слона. Кто они – эти неназванные оскорбленные люди? Может, сами коллеги, всю эту историю в своих интересах и раздувшие?
Это ведь проще всего – вырвать из общего шуточного контекста (а Джикия – остряк номер один, возможно, во всем российском футболе, здесь же ему еще и клубный твиттер доверили вести) одну фразу и подать ее читателям под соусом табаско.
Любому, кто соизволит копнуть хоть на полметра глубже, станет очевидно, что эта история выеденного яйца не стоит. И из-за личности Джикии, и из-за отношения к нему всех одноклубников, включая объектов этой шутки – Фернанду, Луиза Адриану и Педро Роши. Они и не подумали обижаться, зная, в отличие от их непрошеных защитников, все контексты, но все равно – расизм! Господи, да после чтения репортажа коллеги Муйжнека с той самой тренировки – и перечисления всех "отжигов" Джикии – тему его расизма в принципе можно закрывать.
ЮМОР ДЛЯ СВОИХ И ДЛЯ ЧУЖИХ
В конечном счете обвинять живущего в России мегрела (а Джикия относится к этой нации) или грузина в расизме и ксенофобии, по-моему, ненамного менее абсурдно, чем подозревать еврея в антисемитизме. Но обвинители до таких нюансов не опускаются.
Давайте не заниматься лицемерием и признаем: среди близких друг другу людей допуск шуток, в том числе на национальную тему, абсолютно другой, нежели между людьми незнакомыми. И это правильно, потому что, когда человеку веришь и твердо знаешь, что он не желает тебе зла, легко можешь позволить ему более жесткий и неполиткорректный юмор, чем другим. В конце концов, тот же Робсон тренировался и играл с Барановым много лет, они рубились друг за друга в самых что ни на есть боевых футбольных условиях, подставляли друг другу плечо. И если бразилец внутри коллектива позволял белорусу такие шутки, значит, к этому тоже надо относиться иначе, чем если бы подобное прозвучало на публике. Хотя, повторяю, мне такой пассаж активно не нравится.
Шутка Джикии не сравнимая с барановской, тоже была адресована своим. И свои ее восприняли на ура. А раз так, то какое дело до нее посторонним? Но надо учитывать времена. И факт клубного ресурса. Появись "шоколадная" тема в личном инстаграме футболиста – думаю, ее бы и не заметили. Но когда такое выходит в клубном твиттере – вероятность пожара заведомо выше.
Все люди разные. Когда мои друзья других национальностей (но только друзья!) начинают шутить на еврейскую тему, я таки в тон отвечаю им еврейским анекдотом. Есть, конечно, категория людей, даже слово "еврей" воспринимающая как оскорбление, но это уже, на мой взгляд, проблема их собственного мировосприятия. А я вот, например, с удовольствием рассказываю, как гуляли по Арбату два еврея, и одному из них на голову птичка обильно накакала. Он поворачивается ко второму: "А для русских они поют!" Может, обвиним меня на основании этого анекдота в антисемитизме?
Потом, надо четко понимать, что внутри футбольных команд – причем во всех странах, включая ту самую Англию – в силу простоты воспитания большинства игроков каждодневно звучит такой "хардкор" на сексуальные, национальные, расовые темы, что поборники словесной стерилизации, услышав все это, сошли бы с ума. И пожизненно дисквалифицировали всех.
Но парадокс современной жизни состоит в том, что за закрытыми дверьми может произноситься одно, а на публике должно – прямо противоположное. То есть двоемыслие, словно по Оруэллу, возводится в норму.
"РУССКИЕ, ВПЕРЕД!" В РФПЛ – КУДА БОЛЬШИЙ РАСИЗМ. НО В НЕМ НЕТ КОДОВЫХ СЛОВ
Настоящий расизм – вещь омерзительная вне зависимости от того, в твоей стране она происходит или в другой. Когда у нас бросают банан в Роберто Карлоса или ухают в адрес Яя Туре и ты видишь это собственными глазами и слышишь своими ушами – становится стыдно и гадко. В том числе за тех, кто ищет этому какое-либо оправдание. И молодцы те же англичане, что история, рассказанная мне как-то выдающимся форвардом Джоном Барнсом, как фанаты "Эвертона" во время ливерпульского дерби швырялись в него теми же бананами, там более невозможна.
По мне, так общероссийский (только от поклонников "Краснодара" такого никогда не слышал) фанатский клич: "Русские, вперед!" на матчах, подчеркиваю, клубных команд – штука неизмеримо более расистская, чем эпизод с Джикией и бразильцами. Но в этом кличе не найти каких-то кодовых слов, на которые остро реагируют представители той или иной расы/нации, а если не они – то пресса, готовая в любую секунду раздуть бурю в стакане воды. "Русские, вперед!" даже не переведешь так, чтобы это звучало обидно. В отличие от шоколадок.
Отсутствия цивилизации (и не внешнего, а внутреннего) у нас гораздо больше, чем во многих местах планеты, и я вынужден это признать. Но не надо доходить до абсурда и видеть расизм там, где им и не пахнет. Раскрутка таких историй, как с Джикией, – это либо паранойя, либо желтизна, где все средства для сбора кликов хороши, либо политика. Однако никак не желание дойти до сути конкретного вопроса.
А может, это одна из примет нашего поверхностного времени, когда общаются в основном онлайн, читают прежде всего заголовки и выдергивают рыбу голых слов из моря интонации и контекста, без которых эти слова жить не могут. Из них исчезает заложенный изначально смысл.
КЛУБ НЕ МОГ НЕ ИЗВИНИТЬСЯ
Но! При всей высосанности из пальца этого случая из него надо делать вполне конкретные выводы. Невзирая ни на какие угодно умозаключения о полоумии этого мира.
1. Игрокам, людям простодушным и не видящим разницы между шутками внутри и снаружи, клубы и федерации должны четко объяснять эту разницу – и то, как в наше время, каким бы оно ни было, можно и нельзя высказываться на публике. То, что той или иной остроте искренне обрадовались ее объекты, во втором десятилетии XXI века вовсе не означает, что она не вызовет скандал от третьих сторон. Если клубы или национальные команды, конечно, не хотят дисквалификаций и прочих проблем.
2. Не удалить твит и не извиниться (на чем настаивали многие возмущенные спартаковские болельщики) клуб не мог – хотя бы из прагматических соображений. Правда, это следовало сделать раньше, поскольку джинна из бутылки уже выпустили.
Когда я написал о неизбежности извинений в соцсетях, пара читателей мне возразила: мол, как же так, вы же сами пишете, что мир сошел с ума и все доводится до идиотизма? Нечего, мол, политесом заниматься, надо стоять на своем и не жить ни под чью диктовку!
Стоп.
Еще Владимир Ленин, пусть и не самый модный из цитируемых ныне авторов (нацитировались раньше на пару веков вперед), замечал: "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". По состоянию на 2010-е годы добавлю: в том числе и от мирового. Поскольку мы не собираемся строить коммунизм в отдельно взятой стране, надо искать компромисс между своими представлениями о жизни и теми, что господствуют в странах, именуемых цивилизованными. Если же поиск такого компромисса игнорировать, то можно, например, отказаться от проведения домашнего чемпионата мира, да и вообще закрыть границы на выезд. Но, надеюсь, так поступать при всем нынешнем изоляционизме у нас не собираются.
А раз так, то придется играть по общим правилам, какими бы абсурдными они порой ни казались. История с Джикией – буря в стакане воды, но даже если у этой воды странноватый привкус, другой просто нет, и это данность. В знак протеста будем умирать от жажды? Или назло кондуктору брать билет и идти пешком?