Работник и сектанты
Торрес и футбольный джихад
Переход Фернандо Торреса из "Ливерпуля" в "Челси" взорвал мировое футбольное сообщество. Переход этот обсуждался в разных аспектах, но ключевым стало пресловутое "предательство" испанца.
Об этом сейчас до хрипоты спорят болельщики и эксперты, а Василий Уткин посвятил этому целый сочинительский конкурс.
Всё бы ничего, но глядя на фанов "Ливерпуля", в ярости жгущих майки вчерашнего кумира, становится как-то не по себе. Уж больно это смахивает на экзальтированные демонстрации исламистов по поводу пресловутых карикатур на пророка Мухаммеда.
И там, и там мотивация одна - некий негодяй поглумился над святыми чувствами.
До джихада в отношении Фернандо Торреса дело пока не дошло, но весь этот полубезумный антураж не может не настораживать.
Индустрия футбольной веры
Мировой футбол в течение XX века прошёл масштабную эволюцию от увлечения узкого круга энтузиастов до целой индустрии, в которой вращаются миллиарды долларов. Индустрия эта сегодня как никогда заинтересована в потребителе. И каждый магазин, пардон, футбольный клуб, бьётся за клиентскую базу, стремясь как можно прочнее привязать к себе поклонников.
Сегодня ваш любимый футбольный клуб может быть с вами всегда: от конверта новорожденного через брачную постель до самой могилы. Впрочем, и последний приют уже можно найти на правильном клубном кладбище.
Это уже не просто увлечение, это новая вера, настоящая религия, у которой появляются свои атрибуты и свои святыни. Правда в том, что для многих фанатов мироздание начинает изменять структуру. Для них в центре вместо солнца - эмблема любимого клуба, а вся жизнь - это лишь пауза от матча до матча.
Отличие фанатичного болельщика от футболиста в том, что его карьера не заканчивается в 35-40 лет, а продолжается в разных ипостасях десятилетиями. И фанат, для которого это уже не просто игра, а вера, клуб может поменять с той же лёгкостью, с которой мусульманин может перейти в иудаизм.
Это просто такая работа
А теперь давайте посмотрим на это с другой стороны. Перед нами талантливый мальчик, с детства любящий играть в футбол. Он мечтает сделать карьеру, преуспеть, стать знаменитым. И он, как ни странно, похож на стандартного обывателя куда больше, нежели футбольный фанат.
Все мы стремимся достичь успеха в своей сфере деятельности, и не прочь сменить должность на более высокооплачиваемую, место работы на более интересное и открывающее новые горизонты.
Те же устремления и у молодых футболистов - восходящих звёзд игры миллионов. Для них клуб - это место работы, которое вполне можно сменить. Каждый из нас может прикипеть душой к тому или иному месту, однако если мы всё-таки решим его сменить, вряд ли кто-то рискнёт сказать нам что-нибудь в осуждение.
"Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше" - очень мудрая пословица. Добившись успеха в одном клубе, футболист стремится к новым вызовам и, что греха таить, к новым зарплатам. Ничего удвительного в этом нет.
Догматы клубной секты
Месяцами занимающемуся тяжёлым физическим трудом футболисту некогда ходить по фан-пивным и разжигать в себе ненависть к игрокам клуба-оппонента. Для него они - просто коллеги по работе, пусть и из конкурирующей фирмы. Однако вместе с ними можно иногда отдохнуть, и к ним нет никакого отторжения. Ибо сегодня они конкуренты, а завтра партнёры - такова вся спортивная жизнь.
С точки зрения обычной нормальной жизни в действиях Фернандо Торреса, Владимира Быстрова, Луиша Фигу, Виктора Онопко и многих других, нет никакого криминала. Нет и быть не может. Они не нарушали никаких правил и законов.
Они нарушили лишь догматы, принятые в среде сторонников некоторых футбольных сект. Но, простите, с какой стороны нормальный взрослый человек должен строить свою жизнь по лекалам, которые навязывает неуправляемый фанатик?
Что такое предательство?
Что такое предательство? Это ситуация, при которой человек сознательно вступает в союз с недругами своей страны (семьи, фирмы) с целью нанесения прямого ущерба своей стране (семье, фирме), ради достижения личных выгод.
Когда российский лётчик угоняет новейший самолёт в страну НАТО, сдавая военные секреты Родины вероятному противнику - это предательство.
Но если тот же самый лётчик получает официальное разрешение, легально выезжает в ту же страну, и начинает там трудиться на благо местной компании - это просто смена работы и места жительства. Кто-то может считать, что человек поступил неправильно, но предательством тут и не пахнет.
Разве Фернандо Торрес сбежал из "Ливерпуля", нарушив контракт и украв государственные секреты? Разве Виктор Онопко попросил в ЦСКА политического убежища?
Нет, все эти контракты и переходы проводились согласно букве закона, в строгом соответствии с общепринятыми нормами.
Предательство в футболе - это когда футболист, взяв деньги у соперника, бьёт по своим воротам. Предательство - это когда футболист, перебравшись в другой клуб, начинает в интервью сознательно лгать, поливая грязью своих вчерашних коллег.
Наверное, можно считать предательством ситуацию, когда игрок оказывается замешан в криминальной истории, пеозрящей клуб.
Но при чём здесь Торрес? Он сдавал матчи "Ливерпуля"? Он играл спустя рукава? В чём провинился перед "Ливерпулем" испанец?
Да ни в чём. Он просто сменил место работы, и не более того.
Фанатизм на грани уголовщины
Но фанаты с этим несогласны. Они форменным образом "прессуют" игроков, требуя жить и играть так, как считается правильным в их среде: не общаться с игроками "врага", не меняться с ними майками, и вообще никоим образом не пересекаться с "неверными". Тем же, кто эти постулаты нарушает, поступают прямые угрозы.
Сознательно разжигаемый ультрас и подогреваемый прессой почти религиозный фанатизм не ведёт ни к чему хорошему. И это касается уже не только Торреса. Отврательтельная история травли Владимира Быстрова - яркий пример. Омерзительная брань несётся как со спартаковских, так и с армейских трибун в адрес Виктора Онопко.
Зачастую подобные вещи находится на грани, а порой и за гранью уголовщины.
Это просто игра!
И вот что я скажу вам, мои дорогие друзья, преданные поклонники своих любимых клубов! Никогда не надо забывать, что футбол - это всего лишь игра. Игра, которая для некоторых становится частью жизни. Но никогда нельзя допускать, чтобы игра, даже такая интересная, как футбол, подменяла собой всю жизнь. Всю отпущенную нам жизнь, во всех её разнообразных проявлениях.
Отличный способ не разочаровываться в кумирах - не творить их себе. Талантливые ребята с мячом просто хорошо делают свою работу, за что им следует сказать "спасибо", а не творить из них в идолов, поклонение которым превращается в коллективный психоз.
Тем, кто всерьёз готов ненавидеть футболиста и называть "предателем" за простую смену работу, нужно срочно обращаться к психологу. Пока ещё не поздно.
И ещё. Представьте, что это вы сменили место работы на лучшее, а ваши прежние коллеги жгут ваши фото и сыплют проклятья на вас и вашу семью. Будете ли вы считать такую реакцию справедливой?
Ответ, по-моему, очевиден.
А вообще приятно, что только сегодня зарегившийся чел, уже имеет обо мне сформировавшееся мнение. Это популярность. Вот я не знаю кто такой сим-сив.
Абсолютно с вами солидарен.
Именно это, только уложившись в 300 знаков, как и было оговорено, я и написал Уткину.
В расширенном же варианте было и про исламистов, и про Шпенглера, и про подмену понятий.
Да. Футбол - новая религия Европы. Исламисты готовы рвать глотки за Мухаммеда, не врубаясь, что на этой их кипящей страсти - просто варят бабки главные их идеологи. Европейцы - готовы рвать глотки за свой футбольный клуб. Что глупее - вопрос открытый.
Но это - следствие катастрофического кризиса духовности. Это желание быть причастным к идее, к святыне, обличённой хотя бы в футбол - от пустоты и бессмысленности жизней многих футбольных адептов.
И это такое время.
И это закат. Шпенглер и компания предупреждали. Впрочем, и без них уже всё понятно.
Не видящий очевидного - либо слеп, либо глуп, либо труслив.
Готовясь к мировому краху - наслаждайтесь последними годами относительного мира. И футболом. Но желательно без фанатизма). Развивайте личность. Прекращайте болеть. Выздоравливайте. И душой, и разумом.
В тяжелейшие времена - сила духа, величие воли, гибкость и острота мышления, в конце концов - телесное здоровье - всё это будет ой как кстати. Тогда как ваши бренды вместе с вашими стадионами - накроются медным тазом.
Кстати, ультрас - это не совсем то, что вы предполагаете под этим словом.
А то там Уткин типа написал «вот в чем кайф быть незабаненным в моем блоге» )))))))))))))))
нашел, что типа писать ))))
Типа выиграть Супру, и еще раз Супру - это кайф))))
Посмешил меня Вася, как и всегда.
Он еще предложил бы в качестве приза «-и бесплатную путевку в Сибирь» )))))
хрен с ним, что ушел, важно как он ушел. посреди сезона, за 2 дня до закрытия трансферного окна поставил клуб в очень неудобное положение. + постоянные клятвы в любви к Ливерпулю ( или они обязательны на каждом «месте работы»? ) и «я перешел в топ-клуб» сразу после того как оказался в челси.
выражаясь вашим языком, как бы вы отнеслись если бы работник вашей организации (важный специалист) , на которого она рассчитывает и в котором уверена, который утверждает, что его все устраивает и что он связывает свое будущее с этой организацией, подал бы заявление об увольнении в сложный для компании период не предупредив об этом за пару месяцев?
имхо, ушел бы летом без лишних слов и ничего бы не жгли, может даже связали бы чего
Такова человеческая природа. И от этой кумирщины - только беды. А ведь предупреждали, чтоб не сотворили.
Можно биться за идею. Можно грызть за неё глотки. Если ты уверен в ней. Если ты знаешь её.
Я согласен, что футбол - это война. Но на поле и по строго установленным правилам.
А люди слишком близко к сердцу принимают эту войну. Так и настоящую проспят.
Для нас, болельщиков, «Ливерпуль» - это не только конкретные 11 человек, выходящие на поле сегодня, это понятие вмещает в себя эмоции, ранее пережитые с клубом, его легенды, историю, многолетнюю традицию «боления» именно за эту команду. Для нас это «больше, чем клуб».
А футболист, который приходит в этот клуб на работу - даже если он очарован брендом и абстрактно «влюблен в Ливерпуль» - прежде всего сталкивается с людьми, работающими тут в этот момент: тренерами, руководством, партнерами на поле. И можно, любя «Ливерпуль», уважая его болельщиков, некомфортно ощущать себя в коллективе.
Торрес шел в «Ливерпуль» к другому тренеру, практически в «испанскую колонию». Из того коллектива осталось меньше половины. Кто знает, какая там атмосфера в раздевалке? Наверное, она тоже изменилась. А от того, чувствует ли себя команда - командой, многое зависит. Посмотрите хотя бы на взаимоотношения игроков в сборных Франции и Испании на ЧМ-2010.
Торрес шел в «Ливерпуль» с амбициями «выиграть все титулы», и тогда его желание совпадало с целями клуба. Все знаем, что в последнее время «концепция поменялась». Если у супругов кардинально расходятся взгляды на будущее, они подают на развод. Если тебе не подходит направление, в котором движется твоя фирма - ты уходишь, даже если с тяжелым сердцем.
Торресу вменяют в вину слова признательности клубу, слова о любви к «Ливерпулю». Красивые «обязательные слова»? Или человек все же честно сказал то, что чувствовал в момент интервью? Он был счастлив в клубе, скажем, два года назад - но потом все начало меняться... Ах, он говорил о любви еще месяц назад? А если вы любите (любили) свою работу, или свою вторую половинку - но долгое время у вас все не идет на лад, - вы сразу же начнете выносить сор из избы, рассказывать на весь мир о ваших проблемах? Вряд ли. Вы до последнего будете надеяться, что все получится утрясти.
Знаем ли мы, сколько времени длился переговорный процес между Торресом, «Ливерпулем» и «Челси»? Не последние два дня перед закрытием окна. Только сумма трансфера муссировалась дней 10-12. «Ливерпуль» торговался и тянул время. Торрес же потребовал определиться. И заработал уже бывшему клубу 50 млн.
Верность клубу (в терминологии болельщиков) - в большинстве случаев вопрос случая и удачи. Повезло начать карьеру в большом клубе, заиграть, попасть в резонанс с партнерами и тренером, вместе добиться титулов - и тебе, конечно, не захочется никуда уходить даже за мешок денег (Скоулз, Гиггз в МЮ, тот же Джеррард в Ливерпуле, воспитанники «Барсы» сегодня). И ты будешь готов терпеть с этим клубом и тяжелые времена (Франко Барези - «Милан»), потому что он для тебя - уже семья. А Торрес же просто сменил работу...