«Настоящий успех - не победа в чемпионате, а дебют воспитанника в первой команде»
Издание Tuttosport побеседовало с Федерико Керубини, спортивным вице-директором и техническим директором молодёжного сектора «Ювентуса», о молодых талантах, необходимости создания вторых команд, «Клубе 15» и об организации работы с молодёжью в туринском клубе.
— Федерико, в зимнее трансферное окно кто-нибудь из 48 игроков, находящихся в аренде, сменит команду?
— Сакор точно отправится в «Гётеборг», который активировал право выкупа. Однако «Ювентус» сохранит возможность вернуть полузащитника в будущем. Как и каждый год, как минимум 10 игроков сменят обстановку. По разным причинам: проблемы с акклиматизацией, технические трудности, мало игрового времени, появление варианта получше.
— У кого дела обстоят лучше всего?
— Думаю, у Аудеро. Особенно, учитывая непростое амплуа голкипера. Разумеется, ещё Кальдара, Спинаццола, Мандрагора… Есть и те, кто после серьёзных трудностей снова обращает на себя внимание. Например, Марджотта - символ нашего проекта. Франческо - нападающий, поигравший в разных клубах Лиги Про, а сейчас обосновавшийся в «Лозанне», где он полностью нашёл себя и раскрылся. Настолько, что за ним следят местные клубы первой величины, регулярно играющие в еврокубках: «Янг Бойз» и «Базель». Также есть интерес из Германии и Франции.
— Некоторые игроки «выстреливают», другие же мучаются и, возможно, жалеют, что, когда поезд «Юве» проходил рядом, им не хватало зрелости. Например, Бельтраме.
— Стефано, дебютировавший за «Юве» при Конте, сам решил расти в Нидерландах. Видя, что в Италии он рискует стать «провалившимся талантом», мы подумали: «Почему бы не попробовать уехать за границу?» Так он перебрался в Нидерланды, а затем попросил остаться там на второй год, но поменять клуб: с «Ден Босха» на «Гоу Эхед Иглс». Не знаю, удастся ли ему вернуться в «Юве», но, так как он всё ещё принадлежит нам и очень талантлив, такая возможность у него будет.
Франческо Марджотта, нападающий, 24 года, арендован «Лозанной»
— Вторые команды сильно помогли бы общему росту?
— Есть ребята, которые быстро добиваются признания - Аудеро, например. Спинаццола же - один из тех, чей путь был длиннее и сложнее. В таких случаях нужно прикладывать дополнительные усилия: иметь терпение, помогать парням и дожидаться нужного времени. В противном случае, рискуешь потерять игрока. Вот, почему мы призываем к созданию вторых команд. Число аренд значительно уменьшилось бы, а ребята росли бы в нашем окружении.
— Ещё преимущества?
— Появилась бы конкурентоспособная команда, позволяющая получить полноценный опыт. Если бы Кин, например, остался в «Ювентусе», у него была бы возможность тренироваться с первой командой, возможно, быть в распоряжении Аллегри. Или же играть со второй командой в Серии Б или Ч. Мы бы даже смогли заявить его в молодёжную Лигу Чемпионов с Примаверой. В этом возрасте главное - по максимуму выкладываться на тренировках, работать неделю за неделей и каждые выходные играть полноценный матч. Сейчас Мойзе переживает взрослый этап в «Вероне», но если подумать об остальных ребятах...
— По какой причине растёт число аренд за пределы Италии?
— Для 18-19-летнего парня, который выходит из молодёжного сектора, это опыт, который помогает ему как в человеческом, так и в образовательном плане. Приходится пробовать иные методы тренировок, знакомиться с другой культурой и учить новый язык. Они попадают в окружение, в котором игроков, находящихся в аренде, мало, и к ним относятся, как к своим.
— С какими зарубежными клубами наиболее крепкие связи?
— «Зюлте-Варегем» в Бельгии, «Ден Босх» в Нидерландах, «Лозанна» в Швейцарии. Кроме того, у нас хорошие отношения с синьорой Сваровски - владелицей клуба «Ваттенс», выступающего во втором австрийском дивизионе.
Эмиль Аудеро, вратарь, 20 лет, арендован «Венецией»
— Как родилась идея таких аренд?
— Шесть лет назад по инициативе Маротты и Паратичи было образовано специальное подразделение. У нас в собственности было 46 игроков, и родилась идея создать отдельную должность для человека, который следил бы за всеми ними и в техническом, и в личном плане. Так появился спортивный директор по арендованным игрокам. Затем однажды Зисис Вризас, на тот момент технический директор «ПАОКа», пригласил меня в Грецию, и после встречи мы поняли, что зарубежье может быть отличной возможностью, учитывая, что в Серии Б и Ч наших ребят мало задействовали. В идеале, мы с Мароттой и Паратичи собирались «закинуть удочки» в 15 наиболее любопытных европейских странах. Между собой мы назвали этот проект «Клуб 15», рассчитывая со временем развивать и использовать отношения с некоторыми клубами, чей уровень ниже нашего. Я говорю не только о том, чтобы отправлять игроков в аренду. Благодаря созданию такой сети и укреплению связей в ней, появляется возможность получать информацию, помощь и поддержку в том числе и в сферах, отличных от скаутинга. С «Ден Босхом», например, была создана настоящая синергия.
— Если в «Ден Босхе» появится «новый ван Нистелрой», вы будете главными претендентами на него?
— Думаю, да. Даже если формально ничто не помешает «Ден Босху» продать его куда-то ещё.
— Какой интересный случай, связанный с арендами, Вы бы выделили?
— Мы приобрели Мбайе Дианье у «Бра», выступавшего в Серии Д. За следующие 3-4 года он поколесил по миру: Франция, Саудовская Аравия, Венгрия, Китай - и за это время прошёл путь от любителя, которому возмещают расходы, до игрока, получающего зарплату миллионера.
— В нынешнем молодёжном секторе есть потенциальные игроки «Ювентуса»?
— Да, но совершить подобный скачок в клубе вроде «Ювентуса» очень сложно - даже некоторые чемпионы вынуждены сидеть в запасе. Но если собрать на одном поле игроков Примаверы последних трёх лет, перспективную молодёжь и воспитанников, получится весьма ценный состав. Целью становится повышение доходов клуба в непрерывном режиме: кто работает в молодёжном секторе «Юве», имеет в своём распоряжении лучшие ресурсы и инфраструктуру.
Леонардо Спинаццола, крайний полузащитник, 24 года, арендован «Аталантой»
— По какому пути движется молодёжный сектор?
— Наша цель - не победить, а вырастить игроков определённого уровня. Это влияет на принимаемые решения: уже готовый тринадцатилетний игрок, который будет играть в Серии Д, сильнее того, который будет играть в Серии А, но ещё должен сформироваться. Мы выбрали более сложный путь, делая ставку на технику. Повышение среднего уровня игроков, которые выросли в Виново, сегодня способствует тому, что образование и результаты идут вместе, как это случилось с чемпионством Giovanissimi (ребята в возрасте 12-14 лет - прим. пер.) в прошлом году. В нынешнем сезоне мы конкурентоспособны во всех возрастах, и игроки, которые к нам приходят, очень техничны. К счастью, в молодёжном секторе «Ювентуса» работают профессионалы, для которых настоящий успех - не победа в чемпионате, а дебют воспитанника в первой команде - в этот момент я видел слёзы у них на глазах. Однако, чтобы добиться такого успеха, нужно уметь выжидать годами. В этом Маротта и Паратичи исключительны: конечной целью никогда не являются результаты, эта цель - первая команда.
— Как устроена работа различных команд?
— У младших возрастов, от команды Under 7 до Under 13, основные принципы завязаны на самой игре и, прежде всего, на развитии координации. На следующем уровне, от Under 14 до Примаверы, мы концентрируемся на тех принципах игры, которые считаем важными. Тренеру предоставляется свобода в выборе схемы, и основной упор делается на работе с мячом, потому что прежде всего с мячом игрок растёт и совершенствуется. Для этого мы стремимся насколько это возможно уменьшить количество занятий по тактике, которая важна в первой команде, в пользу технически упражнений.
— Как работает скаутинг?
— Тут все сводится к Паратичи, который пристально за всем следит и проводит с нами еженедельные собрания. Есть ответственный за Италию - Маттиа Нотари, и за другие страны - Маттео Тоньоцци. Их обоих контролирует Пабло Лонгориа. В Италии у нас около 20 наблюдателей, ещё трое нацелены на зарубежье. По поводу ребят до 14 лет, которые могут быть набраны только из региона, в котором находится клуб, мы опираемся на территориальные академии. Начиная с 14 лет, каждый год можно заявлять 10 человек из других регионов. За ними мы следим с помощью наших наблюдателей, которые вносят собранную информацию в компьютерную систему. Все отчёты просматриваются скаутинговым бюро, сортируются в соответствии с оценками, каталогизируются, и рассылаются ответственным лицам. И Паратичи читает это всё. Ещё мы отправляем множество людей по командировкам, потому что предпочитаем впечатления, полученные вживую. Помимо информационного отчёта, наблюдатель должен позвонить ответственному человеку и сказать: «Слушайте, я увидел парня, который меня поразил».
Фабио Паратичи и Джузеппе Маротта
— Какие у вас отношения с Аллегри?
— Отличные, он очень внимателен к молодёжному сектору. Ремонт «Поля Але и Рикки» вызвал переезд Примаверы в «Юве Центр», и, благодаря нынешней близости, Аллегри, Маротта, Паратичи и Недвед часто посещают матчи. Иногда приходят и игроки первой команды, которые на сборах часто смотрят матчи Примаверы по ТВ.
Источник: Tuttosport/Sergio Baldini, Filippo Cornacchia, Antonino Milone
Фото: Juventus.com, EQ images, Getty Images/Wayne Taylor, Getty Images/Marco Luzzani
вот и Аллегри регулярно об этом говорит - чрезмерное тактическое задрачивание молодых ребят лишает их возможности улучшать технику обращения с мясом и принимать нестандартные игровые решения, фантазии и гибкости на поле. Приятно, когда на разных уровнях организации клуба есть единство взглядов
когда будут официально введены вторые команды наподобие испанских лиг - то есть их допуск в низшие профессиональные дивизионы вместо отдельного тепличного чемпионата - тогда и будет надежда увидеть воспитанников в первой команде. А до тех пор молодёжь так и будет оставаться на 90% разменной монетой и грядкой на продажу, к сожалению
Если брать игроков Примаверы (молодёжки), каждый год есть те, кто выделяется среди остальных, но это молодёжный футбол, и уже на следующий год очень многие "тухнут" в арендах по разным причинам, так что тут очень невыгодная лотерея в том, что касается "выбрать кого-то и надеяться") Плюс очевидного "нового Месси" там не наблюдается.
Если брать тех, кто после "выпуска" более-менее проявил себя в арендах: вратарь Аудеро неплохо проводит сезон в "Венеции", сразу став основным и влюбив в себя местных несколькими отличными матчами. Центральный защитник Романья, бывший капитан молодёжки, в "Кальяри", вроде, закрепился в основе. Кин, разумеется, для своего возраста неплохой прогресс демонстрирует в "Вероне" (но там фактор Райолы не стоит забывать). Из личных предпочтений ещё выделил бы Маттиелло в "СПАЛе" и Клеменцу в "Асколи", но там скорее из-за того, что они были довольно перспективными, затем у каждого последовала серьёзная травма, а сейчас они понемногу демонстрируют признаки возвращения.
Ну и последняя группа - те, кто приобретён уже в более зрелом возрасте и имеет какой-никакой опыт. Тут, разумеется, Кальдара и Мандрагора выделяются. Ещё Орсолини можно вспомнить, но у него в "Аталанте" проблемы с игровым временем пока.
А есть ли у Юве какой нибудь особенный молодой игрок на которого возлагают очень большие надежды? Помню как раньше болельщики Милана превозносили Мастура, пророча ему величие Месси, но на деле все вышло иначе. Так вот, есть ли у Юве кто нибудь в этой роли? Было бы интересно наблюдать за таким игроком
Такой вопрос - рассчитывают ли в Юве на молодого шведского центрдефа Маттиаса Андерссона? Или он продолжит скитания по арендам и другим клубам? Есть ли какая-то информация о его будущем?