7 мин.

Как же выросли Миранчуки! Я помню их школьниками

Дария Конурбаева вспоминает пробные ЕГЭ на сборе дубля «Локомотива».

 

В год чемпионата мира у нас есть несколько причин верить в Россию – киллер Смолов, умный Головин, бесстрашный Джикия, скромный, но очень точный Кузяев. Я своих героев нашла давно. И хотя летом 2018-го я буду сильно болеть за отдельных личностей вроде Кейна и Эриксена, ради двух парней с российскими паспортами я готова нанести триколор на щеки, надеть майку с двуглавым орлом и от души пропеть «Катюшу». Это братья Миранчуки.

Особый вид удовольствия для любого болельщика – обнаружить малоизвестную команду, перспективного юниора или начинающего тренера до того, как они станут звездами и о них заговорят все глорихантеры мира. Несколько лет назад мне повезло: я работала в пресс-службе «Локомотива», отвечала за молодежный состав и могла замечать будущих Кокориных и Билялетдиновых в толпе выпускников клубной академии раньше других. За три сезона я видела десятки молодых парней, но статистика безжалостна: из всего потока реально выстреливает один. Или – в случае братьев-близнецов – два.

Миранчуки появились в молодежном составе «Локо» осенью 2012-го. Их команда 1995 года рождения бурно проносилась по всем турнирам и постоянно выигрывала кубки, так что в октябре в дубль влилась объемная группа чемпионов России. В той же команде играл форвард Александр Ломакин, которому Андрей Талалаев пророчил место в основе сборной на ЧМ-2018. Сейчас Саша бодается в «Енисее».

Дебют Антона и Леши за молодежку прочно засел в памяти и превратился в одно из лучших воспоминаний о работе в «Локомотиве». 3 ноября 2012-го, мы летели ЦСКА 0:2, и новеньких бросили побегать под проливным дождем минут 15-20 в конце. Леша восхитил всех, и старая переписка с коллегой выдает такое признание: «Если Миранчук выйдет с первых минут на «Анжи» в следующем туре, это будет чисто игровое решение, которое лично я даже не буду оспаривать». В основе братья появились только в следующем году. 

Сначала мы вcе разглядывали в братьях не широчайший потенциал, а мелкие внешние отличия. Безошибочно различать близнецов получалось не сразу, и архивы до сих пор хранят компрометирующую переписку: «Даша, я буду тебе очень благодарен, если ты мне напишешь, кто на какой фотке в репортаже, потому что Миранчуков я в жизни не отличу» – «Думаешь, я отличу?».

Первые пару месяцев мы справлялись благодаря мелким деталям: братья до сих пор иногда зачесывают челки на разные стороны, а у Леши родинка на шее ниже, чем у Антона. Сложнее было, когда сталкивались с кем-то одним: если в сравнении еще можно определить, кто есть кто, то по одиночке все часто сводилось к простому угадыванию (чуть позже появился хитрый и универсальный оклик «брат»). А сталкивались мы с ними почти каждый день: братья жили в общежитии для воспитанников. Они оставались там до лета 2016-го – даже когда Леша уже играл в основе, а на карточку каждый месяц падали большие деньги. Когда парней спрашивали, зачем им общежитие, они незамысловато аргументировали это фразой «Так удобнее».

Истории о том, как мама перевезла Миранчуков в Москву и сама работала в интернате, присматривая за всей командой 1995-го, пересказаны в десятках интервью. Мы слышали о детстве в Славянске-на-Кубани и отчислении из академии «Спартака». Я расскажу еще пару историй из того далекого времени, когда главным мессенджером считались личные сообщения во «ВКонтакте».

Зимние сборы-2013. Молодежный состав «Локо» тренировался в Турции. Большая часть команды всего через четыре месяца заканчивала школу – и чтобы два месяца тренировок не уничтожили всю подготовку к экзаменам, мы каждый вечер организовывали занятия по основным предметам. Врач переквалифицировался в учителя биологии. Я преподавала русский язык.

Реальной учебы в этом было мало. Десять юных футболистов еле-еле помещались в маленьком гостиничном номере и бесстыдно списывали друг у друга, получая от преподавателей подзатыльники. Мы решали подготовительные варианты ЕГЭ. Часть А всегда пролетала быстро и с парой-тройкой ошибок – дальше дела шли похуже.

Но реальный ЕГЭ в итоге сдали все. «Да бодрячком вообще)))», – отчитывался мне Антон Миранчук после полноценного майского экзамена. А Леша рассказывал в интервью: «Почему-то на ЕГЭ я был такой расслабленный и спокойный. Не то чтобы чересчур уверен был, просто появилось какое-то ощущение, что все хорошо в итоге сложится».

Парни, основу этой уверенности мы определенно заложили в турецком Белеке.

Прорыв Алексея Миранчука случился на втором зимнем сборе, который всегда проходит в сумбуре и суете: часть основы в начале февраля разъезжается по сборным, и на замену подтягивают дублеров. Славен Билич тогда подключил пятерых парней: четверо всего через неделю вернулись к молодежке, а Миранчук остался. И больше из основы не уезжал.

Он вообще влился в команду стремительно. «Блин, Леха второй день здесь, а так хитро улыбается, будто уже знает, что весной забьет ЦСКА победный», – удивлялся переводчик команды. ЦСКА Миранчук так и не забил, но весной 2013-го он был главной радостью «Локомотива». 

Третий сбор братья впервые проводили порознь. Антон рассказывал мне, что раньше они с Лешей расставались максимум на пару дней, а две недели, да еще и в разных странах, – абсолютный рекорд. И постоянно повторял: «Я его поддерживаю отсюда как могу. Говорю, чтоб не подвел – и работал за двоих».

В общем, за несколько месяцев Миранчуки стали для всего «Локомотива» любимыми младшими братьями.

Когда Леша в апреле дебютировал за основу, кулаки за него держал весь клуб – от сотрудников отдела кадров до сторожей в интернате. При этом он сам, кажется, до конца не осознавал, что с ним происходило, и на все вопросы про «закрепиться в основе» сдержанно отвечал: «Ну, пока вроде здесь, да». Очень смущался, когда клубное телевидение просило его об интервью, и еще несколько месяцев боялся говорить на камеру.

Что переживал Антон в те два года, когда брат становился большой звездой, никто толком не знает. Бесконечные матчи за молодежный состав, аренда в Эстонию, пара неприятных травм и операций, но он безостановочно повторял: «Если наши пути с братом разойдутся, то когда-нибудь все вернется на круги своя. Мы будем играть вместе – в «Локомотиве». 

За последние несколько месяцев «Локомотив» тотально реанимировал имидж, а Миранчуки очевидно повзрослели и даже перестали выкладывать дурацкие фотографии в инстаграм. Я давно не работаю в Черкизово, но каждый успех Леши и Антона до сих пор отзывается теплом в солнечном сплетении. Когда знаешь кого-то так долго, то правда начинаешь относиться как к младшим братьям и переживать как за родных.

Я помню школьный последний звонок, на который Лешу не отпустили с тренировки основы. Помню бесконечные просьбы прислать фотографии с матчей: инстаграм тогда только-только раскручивался, и всем 18-летним парням из молодежки не терпелось поскорее опубликовать фото после успешной игры. И даже сбор-2013 в Словении, на котором братья потащились с пресс-службой кататься на местных аттракционах. Удивительно, но Миранчуки безболезненно проскочили через звездную болезнь – наверняка именно потому, что всегда были вместе и в нужный момент могли вовремя настучать друг другу по голове. 

Последний раз мы виделись полгода назад. Сборная России заканчивала Кубок конфедераций в Казани, журналисты тянули диктофоны к Смолову, а Леша в углу микст-зоны рассказывал мне про усталость, делился планами на отпуск и очень надеялся, что следующий сезон будет еще успешнее.

Сегодня Антон – лучший ассистент «Локомотива», Алексей наколотил 15+17 за календарный год, а осенью они впервые вместе приехали в сборную. В интервью братья не скромничают: «Не хотим, чтобы нас называли «перспективными». Мы покинули эту графу, спрашивайте с нас по полной прямо сейчас».

Раз в пару месяцев я поздравляю Антона и Лешу с очередным голом, а под Новый год спросила их о мечтах. Парни промолчали: о мечтах не говорят, а то не сбудутся. Пришлось шутливо возмутиться: «Выросли, хитрые стали!» – «Не, просто опытнее». 

Братья, теперь с вас точно будут спрашивать по максимуму.

Как там Антон сказал Леше в 2013-м? Не подведите, работайте за двоих.

Фото: РИА Новости/Александр Вильф; fclm.ru/Александр Погребняк, Дария Конурбаева; Instagram/koda_117