11 мин.

У него нет ЗМ, он не выигрывал ЛЧ, но его считают лучшим Голландцем в истории

Никто в истории футбола не имел такого мягкого, точного, искусного и элегантного приёма мяча, какой был у Денниса. Когда он завершил карьеру в 2006 году, автор «The Financial Times» Саймон Купер вспомнил ужин в Амстердаме, проведённый годом ранее, на котором присутствовали «некоторые легенды голландского футбола». Около полуночи разговор свёлся к старому вопросу: «Кто является лучшим голландским футболистом всех времён?» Купер: «Голландские игроки получили 7 Золотых Мячей, больше, чем любая другая страна, кроме Германии. Ян Мюльдер, великолепный нападающий, ставший писателем, назвал игрока, который никогда даже не приближался к получению этой награды или победе в Лиге Чемпионов – Бергкампа. Гус Хиддинк кивнул, и вопрос, таким образом, был решён».

Детство

Деннис был самым младшим из четырёх детей в трудолюбивой католической семье. Вим, его отец, был скромным ремесленником с блестящими глазами. Он работал электриком, играл в футбол за команду «Wilskracht» (что означает «сила воли») и любил мастерить и чинить вещи: мебель, игрушки, головоломки, всё, что угодно. Мама Денниса, Тонни, гимнастка в детстве, свила семейное гнездо здесь, на улице James Rosskade, обожала всех своих мальчиков и была известна своей теплотой, силой и добрососедством.

Футбол был большой частью семьи. Сыновья Бергкампы – Вим младший, Рональд, Марсель и Деннис играли не только на этой улице, но также в коридоре квартиры и на лужайке. Когда охранник с собакой уходил, они даже использовали траву на дальней стороне магистрали, добираясь до неё по туннелю и по деревянной доске через канаву. По сравнению с нынешним временем, тогда футбол по телевизору был редкостью. Субботними вечерами семья спешила на мессу в Церковь Святого Иосифа, но только после просмотра немецкого футбола по ТВ. Финал Кубка Англии, одна из немногих игр, показанных в прямом эфире, был особенным удовольствием. Легенда гласит, что Деннис был назван в честь Дениса Лоу, любимого игрока его отца. Легенда не врала.

«Мы всё время играли в футбол, особенно здесь. В то время улица была шире, и не было так много машин. Эта улица была по-настоящему футбольной: четверо против пятерых, «пять на пять» или «четыре на четыре». Ты должен был обладать определённым уровнем мастерства и баланса, потому что бетон был твёрдым и, если упал, ты мог покалечиться. То дерево было воротами. Было здорово забить в них. Дерево было маленьким, так что нужно было быть точным. А эта дверь была другими воротами. Следовало быть умнее и использовать окружение. Играть в касание со стеной или автомобилем, но нельзя было попадать в дверь или машину, так что приходилось целиться в колесо. Быть точным, изобретательным…в этом был смысл. Ты всегда искал решение». Так формировался стиль и тонкое мышление Денниса.

Говорили, что Йохан Кройфф, Луи Ван Гал или один из тренеров юношей научили Денниса технике и развили её. Оказывается, Деннис сделал всё сам. «Я не являюсь продуктом кого-либо из тренеров. Моими лучшими тренерами были те, кто давали мне делать то, что я хочу: Кройфф, Венгер и Гус Хиддинк в сборной. Они понимали меня». Он благодарит братьев. «Они были моим резонатором, и я нуждался в них больше, чем в тренере. У меня не было много друзей в детстве. Я не нуждался в них, так как лучшими были те трое, что были дома». - отмечает Беркгамп в своей автобиографии.

В 12 лет Денниса заметил «Аякс» и он стал тренироваться в его академии, до этого, он выступал за команду «Вилскрахт/СНЛ»и даже играл против своей будущей команды.

Начало Карьеры 

Бергкамп был воспитан в молодёжной системе «Аякса» и начал свои выступления за клуб в 17 лет. Тренер клуба Йохан Кройф впервые поставил его в состав 14 декабря 1986 года в матче против «Роды». Игра закончилась со счетом 2:0 в пользу «Аякса». Бергкамп забил свой первый гол за клуб 22 февраля 1987 года в матче против «Харлема». «Аякс» выиграл 6:0. Он сыграл 23 матча в сезоне 1986/87. Также в том сезоне Бергкамп дебютировал на международной арене в матче против «Мальмё» в Кубке обладателей Кубков. «Аякс» выиграл этот турнир, победив в финале «Локомотив» из Лейпцига.

В следующих сезонах Бергкамп утвердился в качестве игрока основного состава. С 1989 по 1992 год «Аякс» выиграл 4 титула. Бергкамп забил 29 голов в 36 играх в сезоне 1990/91. В 1992 году «Аякс» выиграл Кубок УЕФА, обыграв в финале «Торино». Затем — кубок страны, победив в финале «Хереневен». Бергкамп был лучшим бомбардиром в чемпионате Нидерландов с 1991 по 1993 год, а также получал звание лучшего игрока года в 1992 и 1993 годах. За всю карьеру в «Аяксе» он забил 122 гола в 239 матчах.

«Интер»

Бергкамп был востребован на трансферном рынке. Тренер «Аякса» Кройф посоветовал ему не выступать за «Реал Мадрид», одну из заинтересованных в нём команд. Бергкамп хотел играть в Италии. Он считал Серию А лучшей лигой мира и хотел перейти в «Ювентусе» или «Интере». 16 февраля 1993 года последние согласились купить Бергкампа за 7,1 миллионов фунтов.

Бергкамп дебютировал за «Интер» в матче против «Реджины» 29 августа 1993 года, а забил свой первый гол за клуб в игре против «Кремонезе» в сентябре 1993 года. Но ему было сложно играть против итальянских защитников, и он забил только 7 голов в лиге. Это также было связано с тем, что у него не было высококлассного партнёра по атаке. Он играл с Рубеном Сосой и Сальваторе Скидлачи. В феврале 1994 года клуб уволил тренера Освальдо Баньолли. Его заменил Джампьеро Марини. «Интер» финишировал 13-м в серии А, но выиграл Кубок УЕФА, обыграв в финале «Зальцбург». Бергкамп стал лучшим бомбардиром этого соревнования, а также оформил хет-трик в матче против бухарестского «Рапида».

С началом нового сезона руководство «Интера» назначило нового тренера, Оттавио Бьянки. Бергкамп провёл сезон вяло, в основном из-за чемпионата мира 1994 года. Ему удалось забить пять голов в 26 матчах. Также у него сложились плохие отношения с болельщиками. Некоторые итальянские газеты также отмечали его плохую игру. «Интер» закончил сезон на шестом месте в лиге. Клуб не сумел отстоять Кубок УЕФА, «Интер» выбыл в первом раунде. В феврале 1995 года клуб купил итальянский бизнесмен Массимо Моратти, который нацелился на обновление состава. Из-за покупки Маурисио Ганца Бергкамп потерял место в составе и захотел уйти.

 

«Арсенал»

Летом 1995-го Деннис принял ещё одно важное решение. «Я планировал играть в Италии как минимум четыре, может быть, шесть лет. Но в конце второго сезона я решил, что это место не для меня». Агент Бергкампа пришёл к Массимо Моратти и сказал тому, что Деннис хочет развиваться как игрок, так что клуб должен либо нанять нового тренера и купить новых игроков, либо позволить Деннису уйти. Моратти ответил, что Бьянки останется главным тренером. Деннис отреагировал: «Хорошо. Мы останемся друзьями, никаких проблем. Но давайте пожмём друг другу руки, и я уйду».

Вспоминая то время, думаю, тогда я был сломлен. Чемпионат Мира в Америке за год до этого был изнурительным и, наверное, в то время появилась моя проблема с полётами. Я перестал наслаждаться футболом, так что мне надо было принять решение: несколько месяцев или лет проходить курс лечения, либо просто играть в футбол. К лету 95-го у меня появились некоторые сомнения. Что я за игрок? Хочу ли я продолжать карьеру? Хочу ли я завершить её в двадцать восемь лет? Потому что после «Интера» я был всем сыт по горло, ничто не приносило мне удовольствия. А затем в июне я отправился в Англию и сразу же почувствовал спокойствие. Я думал: «Всё хорошо. Дело не только в футболе. Ты тренируешься, играешь, после финального свистка немного говоришь об игре, а затем можешь быть самим собой, заниматься личной жизнью. Вот в чём я нуждался». Так футболист описал этот сложный для него год.

Деннис Бергкамп отыграл за «Арсенал» один месяц и за семь игр не забил ни разу. Из-за своего опыта в Италии он не читал газеты. Хотя слышал, что «The Sun» проводит конкурс на то, кто из новых несчастных приобретений Северного Лондона первым подстрелит утку. Будет ли это скромно освещённый в прессе Крис Армстронг из «Тоттенхэма» или Деннис? Тремя днями ранее, когда «Арсенал» играл против «Хартпула» в Кубке Лиги, Тони Адамс забил два гола, Иан Райт один, а Деннис – ноль. Репортёр «The Independent» написал об этом как можно мягче: «Болельщики "Арсенала" ждут гола Денниса Бергкампа, словно ребёнок, который ждёт наступление Рождества: он знает, что оно наступает, но ожидание уже невыносимо». Следующий матч был против «Саутгемптона».

В том матче болельщики гостей пели: «Что за трата денег!», когда я не реализовал один из моментов. Я подумал: «Погодите минутку! Вы не можете так говорить!». Но мне это даже немного нравилось. Было весело, и я мог их понять. Я был расстроен из-за того, что не получалось забить. Только потом я узнал, что таблоиды раздули из этого целую историю, и мне повезло, что я не обратил на это внимания, потому что их слова могли надолго засесть в моей голове. Против «Вест Хэма», думаю, я не реализовал два или три хороших шанса и почувствовал, что это отразилось и на наших болельщиках. По трибуне разносилось: «Хммм…». Они не хотели произносить «бууууу» или что-то в этом роде, но они недоумевали: «Что происходит?». В «Интере» на меня, конечно, букали, болельщики «Аякса» тоже относились критично. Они будут это делать даже тогда, когда счёт на табло 0-0 в середине первого тайма. Так что я был готов к такой реакции. Но фанаты «Арсенала» оставались спокойны, и я это запомнил. Думаю, моей проблемой было то, что я продолжал играть в итальянской манере. Считал, что в Англии будет ещё сложнее. Я стал получать больше свободного пространства на поле, но всё ещё думал: «Лучше сделаю простой пас». Это было не из-за недостатка уверенности. Я больше не был сфокусирован на забивании голов. В Италии ты больше полагаешься на пенальти, штрафные или удары с последующим рикошетом. И, конечно же, мне не должно было потребоваться семь игр, чтобы приспособиться к Англии. Но я сразу же начал играть с идеей того, что мне понадобится несколько месяцев на адаптацию. Потом я осознал, что нужно как-то ускорить процесс. «Ладно, всё хорошо, я прекрасно чувствую себя на поле. Я снова наслаждаюсь футболом. Мне здесь очень нравится. Я должен быть спокоен, но позитивен». Люди не говорили мне об этом напрямую. Они подходили и говорили: «У тебя всё хорошо получается, но…». Я знал, что они имели в виду. Я чувствовал то же самое. На тренировках игроки не могли помочь, делая маленькие комментарии. Они тебя ценят, думают, что ты фантастический игрок и хороший человек… но они ожидают, что ты что-то совершишь. Было интервью с Аланом Шугаром, в котором он сказал, что иностранные игроки переезжают в Англию только ради денег. Я подумал: "Ты не можешь потратить шесть месяцев на то, чтобы забить первый гол. Нужно сделать шаг прямо сейчас…"». - говорил футболист. И он сделал это! И в том матч, 23 сентября Деннис забил!

Как только «Хайбери» взорвался, Деннис в экстазе от облегчения раздвинул руки в стороны, тем самым отпраздновав гол. «То, как стадион на это отреагировал, превзошло все мои ожидания. Не скажу, что это была типичная английская черта, но то, как они праздновали, все вместе прыгали и вскидывали руки вверх… в других странах реакция не такая взрывная. С того момента начались мои отношения с болельщиками "Арсенала". Они терпеливо ждали, когда я забью, не знаю, почему, ведь они меня даже не знали. Может, кое-что увидели в тех играх, где мне не удалось отличиться? Должно быть, так и произошло, потому что казалось, что я очень быстро создал большой кредит доверия. Может, они что-то видели в моих движениях или пасах, голевых передачах и всё в таком духе. Но они меня не знали. Не знали мой характер, а теперь ведут себя так! Теплота, с которой они меня приняли, была невероятной. Я находился в клубе всего лишь полтора месяца. После того гола мы ни разу не потеряли отношения».

После этого матча Деннис только прогрессировал и вскоре стал легендой «Арсенала»