Чемпионат Мира-1994, и о том...имел ли право на жизнь самобытный Русский футбольный Стиль?
1993. ФРАНЦИЯ-РОССИЯ. Чудо-ДУЭТ: Папен-КАНТОНА не оставил нам в этот день шансов...Возможно и Садырин был не способен использовать ВЕСЬ комбинац.потенциал этого Спартаковского Состава(громившего Ливерпуль и переигрывавшего Барселону!..) Слев-напр.Сид:Юран-Канчельскис-Хлестов-КАРПИН-Горлукович; ст:ПЯТНИЦКИЙ-ЛЕДЯХОВ-Радченко-Иванов-Черчесов-Онопко
Этим спартаковским, и по букве и по сути, составом, П.Садырин так и не сумел оптимально воспользоваться, ни тогда, летом 1993, в хоть и товарищеском, но довольно принципиальном матче во Франции, так и позднее, уже на самом чемпионате мира в США, в 1994... Почему?... Вопрос,конечно,риторический, и вместе с тем, во многом и философский.- Особенно если вспомнить, как этот же состав, примерно в тоже самое время, громил в гостях Ливерпуль и Фейноорд, а в Москве, ранней весной 1994, буквально стер комбинационным порывом во 2 тайме саму Барселону Й.Круиффа, начисто выиграв у неё заключительную(решающую!) часть матча 2-0, а саму встречу сведя к более чем почётной ничьей 2-2...
Да,для того, чтобы действительно оптимально, а главное, творчески полновесно управлять, настоящим, по-духу и по-стилю Спартаковским составом,видимо, надо было быть и самому- наподобие того же О.РОМАНЦЕВА!- до мозга костей- Спартаковцем, верящим, наперекор сиюминутным результатам и удачно выбранной на отдельный,конкретный матч тактике...в первичность,прежде всего,в игре, Духа Созидания(и Эстетизма!)- роднящего порой футбол с Искусством, и делающего его подчас, куда более высоким и одухотворенным видом Человеческого Творчества, чем просто игра, или даже спорт... Наверное,можно даже сказать и больше- спартаковский футбол(особенно,в СРЕДНЕЙ ЛИНИИ Поля!) был во многом сродни... Высокой Музыке, а то и Поэзии, когда Тренер,наподобие очень чуткого и тонкого Дирижёра, порой обязан был, что называется, с полуслова, реагировать на самые тонкие творческо-игровые импульсы своих игроков...
Футбол же в исполнении команд П.Садырина всё-же был порой заметно проще и упрощённей- достаточно,в этой связи,к примеру,вспомнить, как Садырин неоднократно использовал в своих командах,на ключевой,для Спартаковского понимания игры позиции- центрального(опорного) полузащитника, такого упрощённого в мышлении исполнителя,как Д.Кузнецов...а на фланге полузащиты- также заметно узкого в своём игровом интеллекте и весьма предсказуемого Д.Попова,в своё время, по-сути забракованного(для игры в полузащите) в Спартаке О.Романцевым... Ну а каким вообще был Кубок Мира-1994, что нового, или хотябы относительно знакового привнёс он в Историю Мирового футбола, да или просто в саму философию, или на худой конец, внутренний облик и внутреннее содержание самой игры?...
Не побоюсь утверждать, что главной квинтэссенцией, или проще говоря, главным, одновременно и тайным и явным его смыслом, стала, во многом историческая, победа болгарской сборной над,казалось бы, неуязвимой и непобедимой уже, немецкой машиной Б.Фогтса, Л.Маттеуса, Ю.Клинсманна и Р.Фёллера- которая,казалось, едва ли не безошибочно сочетала в себе элементы совершенной футбольной тактики, а порой и столь же впечатляющей техники своих главных звезд(Клинсманна, Фёллера, Хёсслера...) с не менее знаковым умением...провоцировать и выводить из себя соперников,добиваясь нужного результата, подчас самыми грязными или,мягко говоря, далеко не самыми спортивными методами...
Вот и в отчетной игре с Болгарией, немцы, буквально на ровном месте, получили,благодаря судейству, фактически в фору в один мяч,когда Клинсманн,на ровном месте,откровенной Симуляцией,добился...столь важного для его команды пенальти. Но на сей раз даже фора в один мяч не спасла, казалось-бы столь психологически неуязвимую и железо-бетонную немецкую сборную от того, во многом исторического,порaжения... Отрадно было и то,что болгары, добились той победы не с помощью контратак или полуоборонительной тактики, а действуя в открытом, полновесном, а главное- Созидательном стиле.- Который,думаю,во многом можно назвать, если можно так выразиться, и торжеством...общей Славянско-Православной футбольной школы.
Ведь нельзя было тогда не заметить, что пресловутый "Тевтонский Танк"(или даже целая Танковая Дивизия!)- была побеждена, или даже,правильней сказать- низвергнута!- главным образом той, знаковой в своей ориентации, на Созидание и Свободное Творчество на поле- СРЕДНЕЙ ЛИНИЕЙ болгарской сборной- в лице Х.СТОИЧКОВА, Й.ЛЕЧКОВА, К.БАЛАКОВА и Н.СИРАКОВА!.. А это,в какой-то степени, была и идейная победа, столь близкого той болгарской сборной по игровому мировоззрению...московского Спартака Олега Романцева. Впрочем,уверен,это была еще и победа(пусть и несколько виртуальная!) и той замечательной голандской сборной 1974года, остановленной тогда в финале немцами, тоже далеко не только футбольными методами...
Тем приятней было тогда осознавать и мистическую связь самого непревзойденного футбольного Художника(и Рыцаря Духа!) Й.Круиффа с его заметным аналогом Христо Стоичковым, действовавшим в столь-же отчетливо раскрепощённой,творческой и ТОТАЛЬНО(по Всему полю!) СОЗИДАТЕЛЬНОЙ манере!.. Нет, Чемпионат Мира-1994 всё-же наверное, не прошёл зря...
Автор: Евгений Каменецкий (Запрудский)