5 мин.

Ренессанс «Спартака». Его остановила только зима

Михаил Борзыкин подводит итоги первой части сезона для действующего чемпиона.

Аномальное лето

Провал «Спартака» на старте сезона (всего три победы в первых десяти турах) объясняли по-разному: психология, «физика», травмы и неоптимальная форма лидеров, что больнее всего ударило по средней линии. Летом все соперники знали: чтобы забить «Спартаку», надо поймать его на контратаке, желательно через центр. Глушаков с нулем выигранных единоборств не поможет, Фернандо с жуткими обрезами – тоже; а если и их будет мало, на «выручку» придут Ещенко и Комбаров. В это сложно поверить, но в начале сезона в топ-20 игроков по количеству голевых ошибок было четыре футболиста красно-белых.

На самом деле случившемуся летом нет никаких объяснений. Ничего подобного история российского футбола еще не знала. Чтобы почти во всех матчах команда забивала первой, но затем пропускала (две трети голов – в последние 15 минут). Чтобы вела со счетом 2:0, но упускала победу, как было не раз и даже не два. Как будто после забитого мяча в головах красно-белых что-то переключалось; запускалась какая-то непознанная реакция, и футбола уже не было, была паника. Даже Массимо Каррера разводил руками: «Спросите у игроков». Тогда казалось, что на этом все, «Спартаку» требуется очередная перезагрузка.

Парадокс в том, что в атаке летний «Спартак» стал даже сильнее. Все очень качественно, слаженно, изобретательно. По содержанию игры тогда круче был только «Зенит», хотя и это спорно. Все аномалии проявлялись после перерыва. «Спартак» прижимался к воротам – но это была не совсем «физика»; допускал детские, элементарные ошибки – но это была не совсем психология; Каррера принимал странные решения – но ведь это был Каррера! Восьмое место после 11 туров в 13 очках от лидера не отражало реального положения дел. Вечно так продолжаться, конечно, не могло. Даже самые загадочные аномалии проходят.

Осеннее пробуждение

Недуги «Спартака» были не только в игре. Но в том, что касается игры, – это кошмарная реализация моментов и тактические ошибки при переходе из атаки в оборону. Чемпион вошел в сезон фактически без средней линии: выбыл Зобнин, стержневая фигура, за ним в лазарет отправился Тимофеев, Глушаков находился на эмоциональном и функциональном спаде, что было заметно еще на Кубке конфедераций, а Фернандо по каким-то причинам оказался растренирован. Представьте, каково играть без средней линии в чемпионате, где каждый второй мечтает поймать тебя на контратаке, поскольку ничего другого не умеет.

И если низкая реализация моментов – происки неких высших сил (ни один тренер в мире не способен это исправить – оно само приходит и само уходит), то сбалансировать игру Каррера, безусловно, мог. Очевидно, что тактика 4–2–4 в атакующей фазе была чересчур смелой. Не для спартаковского центра. И не для спартаковской же трансферной кампании, худшей за последние годы. Требовался либо переход на модель с тремя центральными защитниками, что укрепило бы подстраховку, либо какой-то другой тактический прием, что позволило бы сбалансировать игру. И нужно было разгадать тайну вторых таймов.

Этот отрезок надо было пережить. У «Спартака» была игра, а значит, рано или поздно пришел бы и результат. Не бывает такого, чтобы 32 удара – и ни одного гола, как было в Хабаровске, и это все еще рекорд сезона. То есть бывает, но в одном матче; в следующем из этих 32 раз пять залетит точно. Было очевидно, что Фернандо и Глушаков через месяц-полтора выйдут на пик формы, и тогда баланс в игре наконец-то появится. Все указывало на то, что «Спартак» должен выстрелить примерно в сентябре, плюс-минус пара недель. Но пока этого не случилось, надо было терпеть, грызть газон, зубами цепляясь за очки.

Не получилось. Не хватило класса, зубы оказались не так крепки, да и с высшими силами бороться бесполезно. Центр поля ожил, оборона обзавелась броней, еще ярче засияла атака – но потеряно было слишком много. Однако осенний ход «Спартака», учинившего разгром всем прямым конкурентам, показал: слишком много – это не безнадежно много. Восьмое место сменилось третьим. А 13 очков от «Зенита» растаяли, как первый снег. В осенне-зимнем отрезке «Спартак» ни разу не проиграл в чемпионате, пройдя дистанцию по графику 2,33 очка за матч. Удивительно, но это даже лучше, чем в прошлом году.

Зимние планы

В первой части сезона «Спартак» благополучно выкарабкался из ямы и разогнался так, что все его прямые конкуренты от «Локомотива» до «Краснодара» должны благодарить зиму за эту спасительную для них паузу. Осенний «Спартак» явил самый качественный футбол в этом сезоне. Когда к атакующей мощи добавляется прочность средней линии, остановить эту машину невероятно сложно. Он стал только четвертым по количеству острых передач (18) и третьим – по проникновению в штрафную (19). Но первым – по голам и ударам (16). В изобретательности, эффективности атаки «Спартаку» равных нет.

Единственная головная боль у Карреры – 8 очков отставания от «Локомотива». Но если у «Зенита» было отыграно 13, то что мешает весной отыграть на 5 меньше? При условии, что команда сохранит всех лидеров, усиление состава ей, в общем-то, и не требуется. Нет, разумеется, «Спартаку» безумно нужны качественные крайние защитники, но поскольку их никогда не купят (и это даже лучше, чем смешить народ Петковичем), рассуждать об этом нет смысла. Главное – не растерять атакующую мощь. Хотя можно немного и растерять. Даже в этом случае «Спартак» останется сильнейшей командой премьер-лиги.

Михаил Борзыкин