5 мин.

В логотипе ЧМ по шахматам все увидели секс

Его нарисовали в России.

Последние 24 часа самый обсуждаемый логотип планеты – эмблема матча за звание чемпиона мира по шахматам, который состоится в ноябре 2018-го в Лондоне.

Этот логотип разработали в России.

Проектом занималось дизайнерское бюро «Щука», в портфолио которого также брендинг чемпионата мира по шахматам 2016 года (когда Магнус Карлсен обыграл Сергея Карякина) и фирменный стиль приложения Pure, которое позволяет анонимно искать партнера для быстрого секса.

В новом логотипе мир тоже увидел в первую очередь секс. Об этом написали все мировые медиа – от «Медузы» и американского ЕSPN до австралийской Independent и английской Telegraph. 

В соцсетях сразу начали фотошопить логотип.

Иван Васин, партнер дизайнерского бюро «Щука» – в интервью Sports.ru:

– Как появился этот логотип?

– Я вел проект как креативный директор, а создал этот образ художник Александр Кольцов. Началось все в 2016 году, когда нас впервые привлекли для создания брендинга чемпионата мира в Нью-Йорке. После этого мы продолжили работать с организатором этого турнира Ильей Мерензоном. 

Такие постеры уже продаются, цена – 45 долларов, тираж – 200 экземпляров

Есть некое эволюционное понимание того, что шахматы – это уже не битва умов, не битва разумов, потому что компьютер давно побеждает человека. Это так или иначе игра людей. Мы начали двигаться в сторону гуманизации, демократизации шахмат. Мы хотели показать, что это не только black tie, элитный клуб самых умных людей; показать, что шахматы более доступны, объединяют людей, но при этом постараться быть ироничными и зрелищными. Есть же мнение, что шахматы – это очень скучно и что это игра для исключительных людей. Мы пытались показать, что это не так.

Разговор о том, что нужно создать айдентику для чемпионата мира, начался в прошлом году. Когда мы общались с организаторами, они говорили: «Нужна идея, которая позволит популяризировать шахматы». Интересно, конечно, что многие оценили эту эмблему как шутку, иронию. Это действительно ирония, но правда будет такая эмблема, она будет частью оформления.

– Вы же понимали, что многие люди увидят в этом логотипе секс?

– Конечно, это было понятно. Хотя меня немножко смущает упоминание «Камасутры», на Западе значительно интереснее это все комментируют. Я считаю, мы очень здорово попали. Для западного общества, где есть тема толерантности, принятия и демократизации гуманистических ценностей, это естественно, это хорошо зашло. У нас же увидели одностороннюю провокацию. Увидели, что мы также работали с дейтинг-сервисом Pure – вот, мол, есть ребята, которые делают радикальный брендинг. Да, в целом мы стараемся немного обострять идеи, чтобы внести в этот мир какие-то ценности. Это не связано с сексом, это связано с глобальными человеческими ценностями.

Мы не думали, что резонанс будет настолько сильным. Эту эмблему мы создали еще летом, тогда только определялся город, где будет проходить чемпионат, это сложный процесс на уровне правительств. Лондон презентовали только осенью, а мы уже довольно долго с этой эмблемой жили.

– Как организаторы турнира восприняли этот логотип, когда впервые его увидели?

– Они немного напряглись. Сказали: у нас будут внутренние презентации в рамках федерации, посмотрим. Мы сделали три большие эмблемы – люди, руки и еще шахматная доска с паттернами и фигурами, ее сейчас нет нигде. На недавней презентации в Лондоне был логотип с руками.

Я не знаю, как все распределят, но, условно, сертификат чемпиона будет с одним логотипом, а чехлы для айфона и сумки – с этим (с двумя шахматистами – прим. Sports.ru).

– Почему на доске 36 клеток?

– Это тоже про иронию. Мы сознательно решили, что так [с 36 клетками] выглядит лучше, а если оно выглядит лучше, то пусть так и будет.

Илья Мерензон, глава компании AGON, организатора матча на первенство мира – в интервью Sports.ru:

– Мы ожидали, что логотип вызовет интерес, но градус вирусности немного выше, чем мы думали. На самом деле, шахматы – большой ньюсмейкер, это подразумевает какую-то ответственность. Эта эмблема – одна из нескольких, основной key visual – руки.

Лично мне эта эмблема ужасно понравилась. Кому-то в нашей команде она показалась провокационной, кому-то – неприличной, но у нас, помимо эстетических, есть и бизнес-задачи. Если призадуматься, то шахматы много сотен лет были частью дискурса арта и дизайна. Поэтому у меня шока не было. У меня этот логотип ассоциируется не с сексом, а с драмой, которая между возникает между двумя людьми.

Фото: дизайн-бюро «Щука»