Футбольный призыв
Посвящается всем российским клубам, которые не могут и не хотят играть в премьер-лиге
В бегах
Валентин Шпунтаков, президент футбольного клуба "Карма", судорожно сглотнув, поднял воротник куртки и приоткрыл дверь подъезда. На пороге никого не было. Оглянувшись по сторонам, он быстро добежал до поджидавшего его такси.
- З-я улица Строителей, дом 11, - бросил он, упав на заднее сиденье. Водитель покосился на странного пассажира, но ничего не сказав, тронулся в путь.
Президент "Кармы" ненавидел это время - с ноября по март. Он постоянно менял квартиры, адреса, не появлялся на работе - везде могла ждать засада. От вечного напряжения спасали только баня и чеканка мячом - начеканишь 5 тысяч раз, и вроде отпускает.
Однако постоянно чеканить тоже было нельзя - соседи могли услышать и сдать его.
В этот момент такси притормозил гаишник. Проверив документы у водители он заинтересовался личностью пассажира.
- Предъявите документы! - потребовал он.
Шпунтаков, сглотнув, полез за паспортом, и тут вспомнил, что не снял с пиджака клубный значок. "Неужели заметит?" - похолодел президент. Но обошлось - проверив паспорт, страж порядка отпустил их с миром.
Чёрная метка из РФС
Уже третий год президент "Кармы" с ноября по март находился в бегах. С того самого момента, как пришла ему "чёрная метка" - повестка из Российского футбольного союза с предложением заявиться для участия в премьер-лиге.
Шпунтаков знал, конечно, что "участие в чемпионате российской футбольной премьер-лиги - почётная обязанность каждого нелюбительского футбольного клуба России". Однако романтические фантазии юности о премьер-лиге давно уже улетучились, и по своей воле идти в премьер-лигу Шпунтаков не собирался.
Он хорошо знал о том, как возвращались обанкроченными из премьер-лиги наивные романтики, как рыдали над ними безутешные болельщики, зарывая в сырую землю всё, что осталось от команды - вывеску с клубной базы. Те, кому повезло чуть больше, после премьер-лиги оказывались в любителях, где и играли, пугая окружающих странной блаженной улыбкой.
Некоторые вполне нормальные коллективы возвращались из премьер-лиги совсем другими - злыми, ожесточёнными, постоянно побеждали с крупным счётом прежних друзей, выбивали из спонсоров деньги на возвращение в премьер-лигу - в общем, психика их была тоже покалечена.
"Дедовщина" по Гинеру
Шпунтаков, как и все молодые президенты футбольных клубов России, по наивности полагал сначала, что беда эта его обойдёт. Ну мало ли в России команд?
Однако постоянный недобор в премьер-лигу ожесточил чиновников из РФС. Теперь во время призыва - с ноября по март - шли настоящие облавы на президентов клубов. Друга Шпунтакова, президента "Зоотехника" Семёна Баранова взяли тёпленьким - прямо в сауне.
В одной простыне его доставили в Дом футбола и заставили подписать все бумаги. Так и жил в Доме футбола Баранов в одной простыне, пока "Зоотехник" не наскрёб бюджет и не стартовал в премьер-лиге матчем со "Спартаком".
Сейчас Баранов тоже изменился - премьер-лига никого не щадит. Недавно сообщал в письме, что перевели его в "середняки", причём по старой традиции "переводил" один из "дедов", Евгений Гинер, который прошёлся по пятой точке главы "Зоотехника" армейским ремнём 38 раз (ровно столько "Зоотехник" пропустил в последнем сезоне).
Игра в прятки
Сам Шпунтаков себе и "Карме" судьбы такой не хотел. В своей скромной 2-й лиге, на тихом стадиончике, с приятным бюджетом от мэра города Шпунтаков чувствовал себя по-настоящему счастливым. Понимали его и работники клуба, и лишь только лидер местных фанов корил Шпунтакова:
- Что же мы за клуб, если в премьер-лиге не были? Только премьер-лига делает из команды настоящий футбольный коллектив!
Президент "Кармы" кивал, чтобы не злить фаната, но сам на эти старые лозунги не вёлся. В прежние годы, когда футбол был другим, может так оно и было, но сейчас премьер-лига - бесцельная трата времени, опыт, который нормальному российскому клубу в жизни никогда не пригодится.
Вот и прятался Шпунтаков по друзьям и знакомым, отсиживался на базах команд КХЛ. Те его коллеги, кто побогаче, предпочитали откупиться от премьер-лиги, но "Карме" взятку представителю РФС было не потянуть.
Два сезона уходил ловкий Шпунатков от погони, но на этот раз взялись за него крепко. В связи с большим недобором в элиту люди РФС совсем озверели. Шли по пятам, и Шпунтаков чувствовал - вот-вот возьмут.
Цветок на окне - знак провала
Заплатив таксисту, он поднялся в дом. Здесь жила пресс-атташе "Кармы" Мария Малых - девушка с внешностью фотомодели, искренне преданная клубу и лично Шпунтакову. У неё и рассчитывал отсидеться Валентин.
Он позвонил в дверь и она стремительно открылась. Шпунтаков сделал шаг вперёд и только успел обратить внимание на испуганные глаза Маши, как вдруг дюжие молодцы завернули ему руки за спину.
- Попался, голубчик! - раздался торжествующий голос над ухом.
- Продала? - с тоской спросил Шпунтаков, глядя на красавицу Машу.
- Нет, Валечка, я тебя предупреждала, - зарыдала пресс-атташе, - Цветок на окне!
И тут Шпунтаков вспомнил, что прежде, чем войти в дом, он должен был перейти на другую сторону и посмотреть на окно. Цветок на окне был знаком провала.
Президент "Кармы" всё понял. Он только не мог понять, как он, умный и опытный футбольный руководитель, не сделал такой простой вещи, и этим зачернул не только свою судьбу, но и судьбу "Кармы".
- Ведите его, - приказал старший из представителей РФС.
Мария Малых бросилась на шею Шпунтакову:
- Я дождусь тебя из премьер-лиги! - сказала она сквозь слёзы.
Двое дюжих РФСовцев, бывших защитников чеченского "Терека", загоготали.
- Видали мы вас таких, - презрительно процедил один из них, - Да ты и до конца первого круга не вытерпишь - уйдёшь к хоккеистам!
- Разговорчики, - прикрикнул старший, - Выводите его!
На сборном пункте
Спустя день президент "Кармы" Валентин Шпунтаков уже коротал время в Доме футбола, на Всероссийском сборном пункте Российской футбольной премьер-лиги, в ожидании прибытия "покупателей" - президента РФПЛ Прядкина с помощниками.
Товарищи по несчастью обсуждали традиционные для новобранцев темы - членские поборы, постоянные вымогательства со стороны "дедов" премьер-лиги в виде штрафов, и прикидывали, как лучше жить - по "Кодексу чести" или по "договорке".
- Мне один президент рассказвал, - говорил один из новобранцев, - что на первом же собрании подходит Гинер и говорит: "Ну что, салага, как играть будешь - по "Кодексу" или по "договорке"? А он и говорит - по "Кодексу". Ну, Гинер плечами пожал, а в первом туре этот новичок от ЦСКА 8 мячей получил. А если с "дедами" по "договорке" жить, то ничего - больше четырёх за матч не забивают и игроков в аренду дают. А потом и в "середняки" переведут, там уж и сам "салаг" чморить будешь.
- Говорят, ещё есть вариант соскочить - шёпотом говорил другой. - Если понравишься президенту НФЛ, то он может забрать вместо премьер-лиги к себе в первую. А там, по сравнению с премьеркой не жизнь, а малина!
- А я вообще играть не буду, - заявил третий, - Я на банкротство "косить" буду!
- Ну-ну, - вмешался Шпунтаков, - у меня дружок в премьерке играет, так он говорил, что "косарей" там не любят. Узнают, что банкротство ложное - всё равно играть заставят. И ещё новую арену в наказание придётся строить!
Все подавленно замолчали. В этот момент подали команду:
- Выходи строится!
Суровый президент
И началась привычная процедура: президентов отправили в сауну, затем переодели в одинаковые костюмы от официального спонсора, отличавшиеся лишь спешно пришитыми клубными эмблемами.
Затем всех новичков провели в кабинет к президенту РФПЛ.
Сергей Прядкин придирчиво оглядел новобранцев и заключил:
- Орлы!
- Ну что я вам скажу, господа президенты! - продолжал Прядкин, - Россия оказала вам великую честь - вы будете играть в премьер-лиге! Послужат ваши клубы для поднятия мирового рейтинга и престижа российского футбола. Скажу честно - в премьер-лиге нелегко, но почётно. Но ежели кто будет законы наши нарушать да игры "сдавать", собираясь раньше времени обратно к себе во второй дивизион, имейте в виду - срок вам добавится вдвойне. Не найдёте денег на зарплаты - сами на поле выйдете, жён, детей, болельщиков выставите, но с турнира не сниметесь! Это ясно?
- Да, - нестройно ответил хор президентов.
- Что?! - взорвался Прядкин, - это как вы отвечаете? Челночный бег, десять по десять по коридору, марш!
Когда запыхавшиеся президенты вновь выстроились перед президентом РФПЛ, тот ещё раз спросил:
- Всё ясно?
- Так точно! - грянули президенты.
- Орлы, на бегу схватываете! - восхитился Прядкин, - А сейчас начинаем подписывать документы и присягу принимать!
Принял присягу - от неё ни шагу
Когда дошла очередь до президента "Кармы", он, развернувшись лицом к строю президентов, громкои отчётливо прочёл:
"Я, Валентин Шпунтаков, президент футбольного клуба "Карма", выступая в ряды российской футбольной премьер-лиги, присягаю на верность российскому футболу и его болельщикам. Клянусь соблюдать "Кодекс чести" и уставные документы премьер-лиги, выполнять требования КДК, и давать интервью по первому требованию журналистов. Клянусь, находясь в составе премьер-лиги, быть честным, добросовестным, достойно переносить связанные с ней трудности. Мужественно, не щадя бюджета своего клуба, удовлетворять болельщиков и весь российский футбол. Клянусь не участвовать в "договорных матчах" и подкупе судей. Обязуюсь проводить выездные матчи в любом месте на территории Российской Федерации. Если же я нарушу принятую мною присягу, то пусть покарает меня суровая рука президента Российского футбольного союза".
Суровый президент РФПЛ пожал Шпунтакову руку и вручил календарь игр "Кармы":
- Играй, сынок! Стартовый матч у тебя в "Лужниках" со "Спартаком".
Шпунтаков, слушая, как произносят слова присяги другие новички, с тоской посмотрел в окно. Где-то там остались друзья-соперники, помогавшие очками во 2-й лиге, вчерашние спонсоры из пивного ресторана "У Армена", и красавица Маша Малых.
У "Кармы" и её президента теперь начиналась совсем другая жизнь...