4 мин.

H2H. Капля аналитики в море ставок

Всем доброго времени суток.

Давненько в блоге не было каких-то разборов, пришла пора исправить этот недочет. Итак сегодня мы разберем один из важных элементов h2h фэнтэзи турниров - распределение игроков по доскам и его влияние на итоговый результат. Тема обширная, поэтому сегодня мы рассмотрим ситуацию на примере 15 туров чемпионата России в H2H Премьер Лиге.

Часть 1. Введение

Что мы имеем на сегодняшний момент? Шесть лучших игроков по ФО распределяются по шести позициям в составе согласно своим набранным ФО очкам. Перестановки внутри этой шестерки не возможны, единственный шанс перетасовать состав - заморозить одного из первой шестерки игроков и запустить в состав 7-го по ФО в команде.

Порой данная стратегия может привести к победному результату, порой сделать намного хуже, поэтому функцией заморозки капитаны стараются не злоупотреблять и использовать исключительно в моменты, когда видят, что состав у одного из игроков основы под конкретный тур явно не заточен. 

Но так ли сильна роль данного решения капитана команды с точки зрения статистики? На этот вопрос мы и попытаемся найти сегодня ответ. Какова реальная сила решения капитана о заморозки игроков?

Вторым, и более важным на мой взгляд, вопросом является ситуация с фиксированным расположением игроков внутри состава. Не раз уже слышались возгласы о том, что невозможность самому раставлять игроков по доскам внутри стартовой шестерки невероятно часто приводит к отрицательным для команды результатам. А посему мы постараемся ответить в этом посте и на следующий вопрос: "Отличался бы результат h2h матча, если бы капитанам дали возможность самим расставлять игроков, от того, что мы имеем сейчас?"

Часть 2. Материалы и методы

Данное исследование было проведено на основании результатов 15 туров Чемпионата России по футболу в Н2Н Премьер Лиге. В данном дивизионе у нас 16 команд, что дает 8 матчей в туре. Таким образом, мы имеем выборку из 120 матчей: 51 матч завершился победой хозяев, 23 закончились вничью и еще 46 - победой гостей.

Расчеты проводились по следующему показателю:

- V6 - вероятность победы (ничьей, поражения) команды при расчете всех 720 вариантов комбинаций шести игровых пар из расчета только игроков основы.

Часть 3. Результаты и обсуждение

Из 120 матчей параметр V6 говорил об отличном от реальности результаты в 26 поединках (21,7%). В 21 случае это отличие носило характер упущенной победы с ничейным результатом, однако в оставшихся 5 случаях мы имеем кардинальный поворот ситуации - вместо победы одной команды, основанной на статистическом анализе, мы имеем победу их противников в реальности. Для того, чтобы лучше понимать ситуацию, мы разберем эти пять случаев чуть ближе:

стат3

Желтым цветом подсвечены реальные исходы, зеленым - то, что должно было быть на основании анализа вероятностей. Как можно заметить, чаще прочих от невозможности тасовать стартовую шестерку по доскам страдает Истина, для которой аж два матча завершились с негативным результатом. С одной стороны, 5 случаев из 120 - это лишь 4,2% и с этим можно смириться, но для Истины это превращается в 13,3% случаев, когда вместо возможных 3 очков они получают по нулям. Особенно показателем матч с Каустобиолитами - из 720 возможных вариантов лишь 60 вели к победе последних, а 420 - к победе Истины. Но не случилось... 

Теперь пару слов о тех 21 матчах, где победы превращались в ничьи или наоборот: в цифровых значениях наиболее удивительными выглядят вырванные ничьи Легенды в матче с Фаворитами и Ice Planet в матче с Достучаться до небес. Легенда вообще вопреки средним значениям смогла донабрать таким образом 4 очка в свою копилку. Лидером же является Летучий Голландец, сумевший добыть аж 7 очков. Самыми невезучими в этом аспекте объявляется команда Достучаться до небес, потерявшая 6 очков.

Итого таблица набранных вопреки среднему очков выглядит следующим образом:

стат2

Думаю, что Истине и Kraftvoll Gartenzwerge пора потихоньку лобировать идею свободного тасования стартовой шестерки по доскам во избежание подобных неудач. С другой стороны, четверолистник Regys-a работает без сбоев и будет всеми силами мешать изменить текущее положение дел.

Ну и в завершение немного занимательной статистики: из 120 матчей турнира 30 поединков (25%) завершились безоговорчной победой одной из сторон - никакие перестановки по доскам не давали ни единого шанса на хотя бы ничейный вариант. Рекордсменов в данном виде программы - безальтернативном уничтожении соперников, стала команда Red Wings, 5 раз, то есть по сути в каждом третьем матче, не дающая противникам ни малейшего шанса. По 4 раза в списке засветились Истина, DZD и Свободный Ум.

стат 2

Часть 4. Выводы

Самый главный вывод очень прост: возможность распределять стартовый состав по доскам, отданный на откуп капитанам команд, в теории должен несколько снизить рандомность h2h, но не искореннить ее. 

Значит ли это, что что-то надо менять? Это вопрос, требующий отдельного рассмотрения. Для кого рандомность - это главная прелесть h2h турниров, для кого-то обидно проигрывать, имея солидное преимущество по ФО раз за разом. 

Но решение этих вопросов требует большого количества умных голов. 

Так что относитесь к этому посту проще - это не призыв, а просто набор статистических фактов.