Ибсон: «Мои родственники и друзья до сих пор ходят в майках «Спартака»
Экс-спартаковец рассказал, чем MLS круче РФПЛ и от кого он узнал о чемпионстве красно-белых.
Ибсону уже 34 года. Он покинул «Спартак» в 2011-м и долго скитался по клубам («Сантос», «Фламенго», «Коринтианс», «Болонья», «Спорт Ресифи»), пока не осел в США. Полузащитник выступает за «Миннесоту Юнайтед» под привычным седьмым номером. В каждом матче проводит по 90 минут.
– У меня всё отлично, – рассказывает Ибсон. – Дети здоровы. Третий год играю в США. Адаптироваться было нетрудно. Как и в России. В обоих случаях меня отлично встретили.
– Какой чемпионат сильнее – РФПЛ или MLS?
– Я давно не следил за чемпионатом России. Лига MLS сильно поднялась. РФПЛ вроде тоже.
– На самом деле нет. В России экономят все клубы, кроме одного, ушли звёзды уровня Халка и Вальбуэна.
– Жаль. Я провёл в Москве замечательное время, встретил много хороших людей, так что сожалею. Надеюсь, ситуация наладится.
– Каково играть в чемпионате, где никто никогда не вылетает?
– Да, тут дивизионы независимы друг от друга. Такую систему внедрили, потому что она работает в НБА, НХЛ и других видах спорта. Но это не сказывается на зрелищности. Стадионы заполнены. Всё то же самое, просто ты не вылетишь. Принципиальных матчей хватает. Кстати, у меня в конференции даже «Динамо» есть (смеётся).
– Русские слова ещё помните?
– Я умею говорить по-русски. Доброе утро! (Эти две фразы Ибсон произносит по-русски, в отличие от остального интервью. – Прим. «Чемпионата»).
– Было с кем практиковаться?
– С нами тренировался россиянин, но я не помню его имени. Сейчас играет за «Нью-Йорк Космос» (речь про Евгения Старикова, выступавшего за «Томь» и «Ростов». – Прим. «Чемпионата»). А сейчас в моей команде экс-игрок «Анжи» Вадим Демидов (норвежский защитник русского происхождения. – Прим. «Чемпионата»), но с ним мы больше по-испански общаемся.
– В России и Бразилии футбол – главный вид спорта. А в США?
– Пока уступает баскетболу и хоккею, но ситуация меняется. Открываются футбольные школы. У нас даже в первом сезоне в MLS было 21-22 тысячи зрителей на каждом матче. А «Атланта» в этом году установила рекорд лиги – 71 тысяча!
– Несмотря на развитие футбола в стране, сборная США не попала на чемпионат мира впервые с 1986 года.
– Этого никто не ожидал! С такими футболистами команда должна была проходить на ЧМ-2018.
– Между Россией и США тяжёлые отношения. Для нас зачастую американские команды – принципиальные соперники. А как американцы относятся к этому противостоянию в спорте и отсутствию сборной на ЧМ-2018?
– Насколько я вижу, в таком ключе никто не рассуждает. Здесь невыход сборной США не воспринимается как часть политического противостояния. Об этом вообще никто не говорит.
– Я читал невероятную историю, как после трансфера из «Коринтианса» в «Болонью» вас никто не встретил в аэропорту, и из-за этого были отстранены сразу четыре руководителя клуба!
– Да-да, я слышал эту байку. В ней нет правды. Меня встретили и отвезли в отель. А потом разошлась выдумка.
– Ваши натянутые отношения с Карпиным – тоже выдумка?
– Да. Благодарю его за всё, что он сделал для меня. Карпин хорошо понимает футбол. Надеюсь, мы с ним ещё пересечёмся.
– Ваша реплика, когда вы покидали «Спартак»: «В клубе мне сказали, что будет лучше уйти».
– У меня была травма, и появилось предложение от «Сантоса». Серьёзный клуб, как и «Спартак». Мой трансфер был правильным решением для всех сторон.
– В «Спартаке» вам доверяли капитанскую повязку, но играли вы не так много. Даже ваш отец мне в интервью жаловался.
– Конечно, я хотел играть больше, но в команде хватало сильных футболистов. Увы, на поле есть место только для 11 человек. Несмотря ни на что, я был счастлив. Жаль только, что мы не взяли титул. Но в плане атмосферы в коллективе всё было славно.
– Спустя месяц после вашего отъезда игроки «Спартака» подрались в раздевалке – иностранцы против россиян.
– Хммм… При мне такого не было. У меня были хорошие отношения как с легионерами, так и с россиянами.
– Сколько раз при вас на базу приходили фанаты «Спартака» с претензиями?
– При мне это случилось один раз. Нормальная практика. То же самое делают в Бразилии. Если нет результатов, то торсида говорит с игроками, старается на них повлиять. Болельщики требовали, чтобы мы больше посвящали себя игре.
– И меньше – алкоголю?
– Да, об этом тоже шла речь.
– А были на то основания?
– Всё случается. У футболистов есть жизнь и помимо футбола. Почему бы не сходить с семьёй куда-то в выходной? Я тут не вижу никакой проблемы. Бывает, что у тебя нет жены и ты немного перебарщиваешь.
– Слышал, что игроки могли прийти на тренировку в похмелье.
– Эти истории преувеличивают, но да, случается. Хотя, конечно, не перед матчами. За три-четыре дня до игры бывает, что человек немного перебирает. Мы же люди.
– Ваш самый памятный матч за «Спартак»?
– Игра против «Марселя» в Лиге чемпионов, когда мы победили с минимальным счётом. Если не ошибаюсь, отличился Алекс (на самом деле автогол Аспиликуэты после прострела Дмитрия Комбарова. – Прим. «Чемпионата»).
– Я думал, что вы назовете сумасшедший матч против ЦСКА – 3:3.
– Да, та встреча тоже останется со мной навсегда. Мы уступали, потом я забил и мы уже побеждали. Много эмоций.
– Сделав счет 3:2 в пользу «Спартака», вы даже заплакали.
– Это был такой момент… Я не играл, а тут вышел в дерби и забил. Очень жаль, что мы уступили по пенальти. Я за карьеру плакал только два раза. В московском дерби и когда вернулся в 2012-м году во «Фламенго» – клуб, который меня воспитал.
– У вас что-то сохранилось со спартаковской символикой?
– Дома в Бразилии хранятся футболки. А ещё мои родственники и друзья до сих пор ходят в майках «Спартака». Там разные – из РФПЛ, Лиги чемпионов, Лиги Европы. На одних моё имя написано кириллицей, на других – латиницей.
– Что больше всего запомнилось за два года в России?
– Болельщики «Спартака». Они с нами были всегда: и на домашних, и на выездных играх. Мне нравилось в огромной Москве. В ней можно затеряться, но сейчас на телефонах такие программы, что невелика беда.
– От кого узнали о чемпионстве «Спартака»?
– Я слежу за командой в социальных сетях. Подписан в «Инстаграме» на Фернандо, его фотография сообщила о долгожданном титуле. Был счастлив, потому что переживаю за «Спартак». Сразу поздравил Фернандо. Мы немного знакомы, потому что играли друг против друга в Бразилии.
– Бывали хоть раз на новом стадионе «Спартака»?
– Пока нет. Я провёл в России два года. Два счастливых года. Очень хочу однажды вернуться в страну, с которой у меня столько связано.
эээх, душевное интервью! даже те сезоны, в которых Ибсон пылил в Спартаке, вспоминаются с какой-то особой теплотой. спасибо за воспоминания! хоть и не все они позитивные)