“Саенко бил по щекам, пичкал анаболиками и называл нас проститутками”
Американская футболистка рассказала о пяти месяцах в составе воронежской “Энергии”
“В начале 2012-го я определенно была в депрессии” - вспоминает Даниэлла Фоксховен из США. Предыдущие четыре года Дэни отыграла за университетскую команду “Портленд Пайлотс”, будучи довольно успешным игроком нападения: 57 голов и 25 передач - это четвертый показатель за всю историю существования команды. Дэни планировала дебютировать в WPS (высшей американской лиге) за “Филадельфию”. Но планам в тот год не суждено было сбыться. Лига была реструктуризирована (и возродилась лишь через год), а сезон был отменен. “Мне пришлось переехать к родителям, денег было не так много. Единственный заработок - это моя роль ассистента тренера в своем бывшем клубе”.
Именно тогда агент Дэни и “подбросил” ей вариант с Россией. Контракт предлагала “Энергия” из Воронежа, самая титулованная команда страны (пять чемпионств с 1995-го по 2003-й годы).
На тот момент предложение было единственным, да еще и довольно неплохим. Деньги обещали приличные - 3 тысячи долларов в месяц.
...Пару месяцев назад в США вышла книга “Под светом огней и в темноте: Нерассказанные истории женского футбола” за авторством Гвендолин Оксенхем. Использовала она в том числе и материалы из личного блога Даниэллы, который та вела на протяжении 5 последних лет.
“Команда встретила меня довольно “холодно”, но это было не самое плохое. Во время нашего сбора в Турции я присела на траву после тренировки и сняла бутсы. Подошел тренер, Иван Саенко (отец футболиста сборной России), поднял меня за ухо и влепил пощечину. Я не могла ничего понять. Переводчица потом объяснила, что Василич не хотел чтобы я вредила своему здоровью”.
Не задался у Фоксховен и “обряд посвящения” в команду:
“На входе в баню меня спросил один здоровенный мужик: “Американка”? “Да” - ответила я, и это было ошибкой. Он схватил меня за руку, стащил полотенце, после уложил на скамейку и стал лупить веником. Листья попадали по лицу и по телу, на ломаном русском я твердила “Нет”, на что российские футболистки еще задорнее кричали: “Да! Да!”. Затем он вытащил меня из бани и окатил водой. У меня чуть сердце не остановилось!”
По возвращению с турецкого сбора весенний Воронеж встретил футболисток “Энергии” слякотью, грязью, а местами еще и снегом. Последний пришлось убирать всей командой.
Тренировки вообще больше напоминали военную подготовку - спортсменки таскали автомобильные шины, ползали по песчаным карьерам, бегали по деревянным эстакадам. Теоретических занятий практически не было, двухсторонок - тоже. По словам Даниэллы, тренер Саенко называл себя доктором наук: якобы знал о футболе все, что необходимо.
Своей информацией о “Василиче” и его семье поделился и первый тренер российской сборной Олег Лапшин:
“Саенко был директором легкоатлетической школы. А потом раз - нашел спонсора, создал клуб. И даже сына взял в команду. Ванька был здоровый, неуклюжий. По юношам ни в одну команду не проходил. Тогда отец запустил его к дамам. Василич, кстати, до сих пор живет с футболисткой. Пригласил в команду игрока с Украины и женился на ней. Несмотря на четверть века разницы в возрасте”
Дэни больше всего поразило, насколько тренер был груб. “Я не говорила по-русски, но могла понять по языку его тела, что он открыто оскорблял всех вокруг. Поначалу мы не совсем сдружились с переводчиком, но потом поладили и я узнала, о чем говорил тренер. По словам Саенко, большая часть людей предпочла бы видеть нас голыми; мы больше были похожи на проституток, чем на футболисток. У нас было две камерунки - Силики и Нжоя, и в их адрес приходилось немало расистских шуточек”
В книге также говорится о том, что футболисткам регулярно давали кучу таблеток. Тренер называл их витаминами и проверял каждую, проглотили ли они его “лекарство”. Страшнее всего Фоксховен стало, когда Саенко в медицинском кабинете требовал спустить шорты. Он стоял со шприцем в руке, Дэни упиралась, но в ответ слышала лишь про “надо” и “витамины”. Вернувшись в США и сдав анализы, “Фокси” узнала о следах кортизона в своем организме, а также других анаболиков”.
Обидно было ей также и то, что тренер владел особняком за 24 миллиона евро и девятью иномарками, но зарплату игроки получали с серьезными задержками. К слову, по материалам equaliser.com, четверо легионерок из-за “некомфортных условий и ряда других причин” покинули чемпионат нашей страны еще до Дэни - трио из “Россиянки” (Лиэй Робинсон, Киа МакНилл, Яэль Авербух (последняя - всего через 3 недели контракта)) и “воронежка” Омолин Дэвис. Сама Фоксховен не могла сделать то же самое. “Тренер пригрозил, что отберет у нас паспорта. До ближайшего американского посольства мне было не менее 10 часов пути, а без денег, документов, мобильника и знания русского языка сделать это не представлялось возможным”.
В отличие от вышеупомянутой четверки, Фоксховен отработала свой пятимесячный контракт до конца, отличившись 6 раз в девяти поединках чемпионата.
“Я не хочу сказать ничего плохого про Россию, многое в этой стране для меня было диким, но видимо у них такой уклад жизни” - подвела итог Дэни. Отыграв несколько лет за “Портленд” и “Сиэтл”, она вновь взялась за тренерство. Теперь - в одном из университетов Индианы. А воронежской “Энергии” фактически не стало уже после того сезона-2012. Несмотря на бронзу первенства, клуб клана Саенко снялся со следующего турнира и сгинул в пучине низших лиг…
Источник: TheTimes, блог Д.Фоксховен, Евроспорт.
- Есть ли в Воронеже особняки за 24 миллиона евро ?
Он обещал дать точный ответ в понедельник, но пока его (и меня тоже) гложут большие сомнения.
В стране, где полно газа, "Первый канал" собирает деньги старикам на дрова, чтобы они как в ленинградскую блокаду не вымерзли.
Сортиры у большинства во дворе, а зимой и -35° C не редкость.
Путинская Россия, вставшая с колен. Не очень понятно, с чьих колен.
Джигурда, мы тебя узнали