6 мин.

Форма Бундестим: 30 лет спустя

Пару дней назад Adidas представил форму сборной Германии для Чемпионата Мира 2018 года в России.  Это некая дань уважения дизайну футболок триумфального 1990 года. 11freunde пообщался с создателями этой формы. Мы публикуем перевод этого интервью.

***

Послеобеденное время в штаб-квартире Adidas в Херцогенаурахе. Мы встретились с Юргеном Ранком, шеф-дизайнером компании, и Кристианом Бингером, дизайн-директором, ответственным за основу любой форменной футболки. Во время разбора архивов к нам присоединилась Ина Францманн, создательница первой цветной футболки сборной Германии для победного мундиаля в 1990-ом.

 

Юрген Ранк, Кристиан Бингер и Ина Францманн

Кристиан Бингер, Юрген Ранк и Ина Францманн

Ина, Вы отвечали за дизайн формы сборной Германии на Чемпионате Мира в 1990 году. Как она создавалась?

И.Ф.: У нас была очень маленькая команда, всего четыре человека, которые работали и по другим видам спорта, например, по теннисной экипировке. Что важно отметить – эта форма изначально не предназначалась для Чемпионата Мираа для Чемпионаты Европы 1988 года. До этого форма была классической черно-белой, без дополнительных элементов. Новые футболки стали поистине выдающимися. Когда спустя два года мы задумались о новом дизайне, Франц Беккенбауэр, который в то время возглавлял сборную ФРГ, лично настоял, чтобы сборная продолжала выступать в той же форме.

Форму 1988 года вы придумывали с чистого листа?

И.Ф.: Именно. Хорст Дасслер (бывший директор Adidas – прим.ред.) настоял на цветных элементах и предложил нам поэкспериментировать с цветами немецкого флага. В итоге, команда предложила 40-50 эскизов новой формы, одну из которых и выбрали.

И 30 лет спустя дизайнера Юргена Ранка осенило, что нет ничего лучше?

Ю.Р. (смеётся): Мы просто все скопировали и ушли в отпуск? Нет, конечно, это воплощение нашего девиза «От аутентичности к прогрессу». В какой-то мере мы отталкивались от стиля уличного футбола прошедших лет, хотелось, чтобы в дальнейшем люди носили эту форму в свободное время. Аутентичность – наше ключевое слово.

Почему ваша команда решила вернуться к дизайну именно 90-х годов?

Ю.Р.: Тот дизайн 1988/90 стал сенсацией. До этого от черно-белого канона не отходили. И тут появилась команда Ины и сотворила безумие.

И.Ф.: И это был замечательный шаг вперёд, соответствующий духу времени и подчеркивающий наше положение.

Но успех конкретной формы, которую люди потом будут вспоминать через года, зависит не только от спортивного успеха команды?

Ю.Р.: Да, верно. В 1994 году мы представили форму для Чемпионата Мира, с любовью назвав её «Пончо», однако, успеха среди болельщиков она не сыскала. Выездная футболка с Чемпионата Европы 2016 не принесла сборной удачи, но в продаже пошла хорошо. Самая популярная форма сборной России – та, которую мы создавали для ЧМ-2010, на который команда не квалифицировалась.

 

Юрген Ранк — шеф-дизайнер компании Adidas

Юрген Ранк — шеф-дизайнер компании Adidas

Вернемся к форме 1988 года.

К.Б.: Я думаю, реакция на ту революционную форму была не только позитивной, да, Ина?

И.Ф.: Да, было много критики. В первый раз на передний план вышел флаг страны, – и немцам он напомнил о прошлом. Хорошо, что в то время ещё не было интернета…

А сегодня он есть у каждого.

Ю.Р.: И негативных комментариев становится все больше…

К.Б.: С 2014 года…

Ю.Р.: …негатива скапливается больше всего.

Как вы с ним справляетесь?

Ю.Р.: У нас в стране 80 миллионов бундестренеров. И столько же дизайнеров формы (смеётся). Наше спасение – во времени. В первый момент все находятся в шоке, а потом все встает на свои места. Ко второй игре в новом комплекте все уже взволнованы при виде формы.

— То есть как так?

Ю.Р.: Потому что мы хотим ввести что-то новое. Это должно шокировать. Взгляните на футболки 2014 года. Мы столкнулись с массивной критикой в интернете. «Перебор с красным, белые гетры» и тому подобное. Но если вы не доверяете себе в принятии решений, то ничего нового вы не создадите.

Давайте начнем с чистого листа. Почему Adidas на данный момент находится в состоянии ностальгии?

Ю.Р.: Это действительно так, и в Бундеслиге тоже заметны отголоски прошлого в дизайне формы. Для нас было важным продемонстрировать, что Чемпионат Мира должен стать турниром Adidas, если можно так сказать. Мы хотим показать, что мы связаны с футболом испокон веков. И поэтому мы взяли легендарные дизайны футболок и преподнесли их в новом свете.

Почему выбор пал именно на футболку образца 1988-90?

Ю.Р.: Я поговорил с коллекционерами футболок, и все назвали именно эту футболку.

Успех этого дизайна поразительный. Позже в футболках с таким дизайном, но, само собой разумеется, в другом цвете, играли «Бока Хуниорс». Многие британские команды выбрали этот дизайн. Кроме того, этот дизайн был популярен также во время первого Чемпионата Мира в 1990 году.

В футболках 1990-го года прослеживался тренд — форма флага напоминала кривую растущего графика.

Ю.Р.: Точно, символ подъема в то время многим очень понравился.

На этот раз изгибы на футболках напоминают, скорее, движение вниз. Это отсылка к ЧЕ2000?

Ю.Р. (смеется): Мы таким образом будто бы зеркально отразили футболку. Такое решение связано и с условиями FIFA, в противном случае мы бы не смогли разместить номера требуемых размеров и гербы в правильном положении.

К.Б.: Но для нас было чрезвычайно важно, чтобы кривая заканчивалась. Нам пришлось попотеть, чтобы дизайн футболки был одобрен.

Первая реакция показывает, что многие хотят вернуть прежние цвета.

Ю.Р.: Мы попробовали, и дизайн выглядел полностью перегруженным — номера, гербы, логотипы, золотой логотип чемпионов мира, даты соответствующих игр. Мы сознательно выбрали более сдержанный вид. Я на сто процентов уверен, что мы приняли правильное решение.

К.Б.: Изменения действительно кроются в деталях.

Ю.Р.: Это проявляется, например, в том, что ромбы между линиями становятся квадратами. Кстати, большой респект тебе, Ина. Нарисовать все вручную – сегодня это что-то невообразимое.

Кристиан Бингер, Юрген Ранк и Ина Францманн

Был ли уже заказчик, которого удалось ошеломить при представлении эскиза?

Ю.Р.: Нет, сегодня все обсуждается сообща.

И.Ф.: У нас это было иначе. Мы не страховали себя, а просто рисовали. В конце отбирались лучшие эскизы и презентовались Немецкому Футбольному Союзу.

Кто повлиял на ваш стиль?

И.Ф.: В то время это был Невил Броуди, графический дизайнер и типограф. Я считаю его классным! Еще в 80-х годах на дизайн очень влиял теннис и его звезды — Иван Лендл, Штефан Эдберг, Штеффи Граф. Это спортсмены, которые сочетали спорт со стрит-артом.

Если бы вы могли придумать новый дизайн футболки, то для какой команды?

К.Б.: Будь честен, Юрген …

Ю.Р.: «Байройт». Это команда моего родного города, но пока у меня не было возможности поработать с ними. Там бы я дал волю своей творческой фантазии!

А как же Чемпионат Мира с совершенно чумовыми майками?

К.Б.: Что ж, мой вам совет: ждите выездную форму сборной Германии. Будет интересно.

********

Друзья, не забываем подписаться на блог, поставить плюсик, написать комментарий и зайти на www.footykits.ru - там как обычно много всего интересного.