3 мин.

В «Лужниках» после матча был ад. Что делать?

Вчера после матча Россия – Аргентина из «Лужников» было нереально сложно уехать. Рассказывают, что болельщиков с верхних ярусов не выпускали 40 минут, а возле метро и МЦК скопились огромные очереди. В итоге, путь со стадиона у многих занял около 2 часов. Журналист Александр Богомолов объясняет, что с этим можно сделать.

 

Конечно, есть доля злорадства в том, что ширнармассы почувствовали то, что обычно испытывают регулярные болельщики футбола. Никого не волнует, что удобно людям. Важно, что удобно ментам. Всегда так было. Менты обычно кивают на «низкую проходимость» станций метро и «все друг друга подавят». Это правда. И неправда. Правда, потому что проходимость действительно низкая. Неправда, потому что в куче мировых городов есть стадионы чуть меньшего, такого же и большего размера, и никто никого не давит. Люди спокойно выходят с трибун за 5-10 минут. Все.

Что делать? Простого рецепта нет. Управление потоками людей – крайне сложная задача, решение которой требует привлечения специальных математиков, специальных транспортников, специальных бизнесменов и даже, прости господи, урбанистов. И других ответственных лиц. Конечно, гораздо проще сначала не выпускать, а потом гнать толпу километрами по узким живым коридорам, которые сделаны из несчастных продрогших, промокших, голодных ВВшников.

Но кое-что все-таки можно сделать.

Во-первых, транспорт. «Лужники» и территория вокруг – это огромное пространство, где можно разместить значительное количество припаркованных автомобилей. И даже брать за стоянку приличные деньги. В Штатах берут по 25 долларов за стоянку на время матча, и люди охотно платят эти деньги, чтобы спокойно уехать после игры. В Филадельфии (вместимость футбольного стадиона 70 тысяч) рядом размещены стадионы, где играют в бейсбол, футбол, хоккей и баскетбол. В дни матчей, проводящихся на одной из арен, открыты стоянки всех окружающих стадионов.

Это стадион «Роуз Боул» в Калифорнии

В метро необходимо запускать экспрессы, приходящие на «Спортивную» и «Воробьевы горы» пустыми и дальше едущие без остановок до больших узлов – «Парка культуры», «Библиотеки Ленина» и т.д. Не нужно закрывать «Воробьевы горы» для всех, откройте станцию для тех, кто едет в сторону «Юго-Западной». А со «Спортивной» пусть едут в центр. Потоки уже будут меньше. Так, например, делают в Нью-Йорке, где во время игр на 50-тысячном «Янки Стэдиум» куча поездов просто пролетает через Манхэттен с небольшим количеством остановок. Там же запускают специальные паромы, которыми пользуются те, кому нужно не на Манхэттен, а в Джерси или на Лонг-Айленд. Прокатиться после игры на кораблике – это еще и фан. Еще нужны автобусы до «Киевской» и «Октябрьской», идущие сплошным потоком. Отдельная площадь для такси. Все это можно сделать в «Лужниках».

Во-вторых, есть вещь, которую в России почему-то вообще не понимают. Необходимо создать условия для того, чтобы люди не стремились немедленно разъехаться со стадиона. Нужны магазины и лавки с сувенирами, бары и рестораны, работающие и после окончания матча. На самой арене и рядом с ней. Люди хотят потусоваться вместе и выпить после игры, дайте им такую возможность. Матч с Аргентиной закончился в шесть. Народ спокойно мог бы расслабляться в барах до девяти-десяти вечера, а не переть в метро. Это ведь еще и огромный бизнес. Можно сделать открытые площадки и фан-зоны с пивом, едой и аттракционами. Но у нас главное – как можно быстрее завершить «мероприятие».

Сделать можно еще много чего, если захотеть это сделать. И, главное, это все не ракетная наука, хоть и непростая задача. Все это давно работает в других странах, и успешно работает.

«Почувствовал себя заключенным». Люди выбирались из «Лужников» почти 2 часа

Фото: instagram.com/a.yu.ovchinnikov; instagram.com/akp8ful; Gettyimages.ru/Tournament of Roses – Pool