Интервью по выходным: Эйдур Гудьонсен
Летом 2000 года молодой нападающий Эйдур Гудьонсен перешел в «Челси» из «Болтона», выступавшего в Первом Дивизионе. Исландец провел на «Бридже» 6 лет, завоевав с клубом 2 титула АПЛ, Кубок Лиги, забив 78 голов, после чего перешел в «Барселону».
История Гудьонсена в «Челси» началась, когда тренер Джанлука Виалли признался, что клубу необходимо перестраивать линию атаки в конце сезона 1999/00. Дорогостоящее приобретение Криса Саттона себя не оправдало, аренда Джорджа Веа закончилась, а время Торе Андре Фло в клубе подходило к концу. Виалли потратил рекордную сумму на Джимми Флойда Хасселбаинка, переманив его из «Атлетико», и заплатил гораздо меньшие деньги за 21-летнего Гудьонсена, который незадолго до этого помог «Болтону» пробиться в полуфиналы КА, КЛ и в плей-офф Первого Дивизиона.
Для меня это был важный момент, — вспоминает Гудьонсен. — Я понимал, что, наверное, покину «Болтон» в этом году. Я тогда уже слышал о том, что мной интересовались несколько клубов, в том числе и «Челси»».
«Все развивалось очень стремительно. Руководство клубов вело переговоры, и я говорил с Виалли по телефону. Тогда эмоции были смешанными: предвкушение, ожидание важного шага, нервы. Я переходил в клуб, который мог бороться за чемпионство в АПЛ. В команде были чемпионы мира, и я подумал: «Итак, я в элитном клубе, и теперь мне надо научиться играть под прессингом и справляться с давлением»».
«Переезд в Лондон тоже был важным шагом. Болтон был тихим, дружелюбным городком, а Лондон — большим городом, куда должна была перебраться молодая семья».
«Мне было трудновато во время предсезонной подготовки», — говорит он.
«Первое, что чувствуешь, переходя в новый клуб, это уважение товарищей. Они уважают тебя как человека, но приходится доказывать, что ты этого стоишь. Я видел, что они признавали, что у меня есть класс, но продемонстрировать его сразу было не так просто. Мне потребовалось несколько недель. В некоторых матчах я выходил на замену, и после того, как я впервые вышел на поле в стартовом составе в матче с «Ливерпулем» и забил первый гол, мне стало легче. Все пошло хорошо».
Результаты и игра команды в том сезоне были смешанными. «Синие» хорошо выступали, если у команды шла, — например, разгромили «Ливерпуль» (3:0) в день дебюта Гудьонсена. Но «Челси» не хватало стабильности, что мешало реализовать далеко идущие амбиции.
Тем не менее, Гудьонсен был ярким футболистом и пробился в основу команды. Иногда исландец действовал на позиции рядом с Джанфранко Дзолой, но чаще — с Хасселбаинком. Тогда и зародилась блестящая связка в атаке: огонь Хасселбайнка и лед Гудьонсена.
«Мы с Джимми посмотрели друг на друга в первый раз , поздоровались, и на этом все. В этом было немного романтики! Мы общались на голландском, но не думаю, что это было очень важно. Иногда мы могли обсуждать наедине то, что мы будем делать. Мы могли играть, и не общаясь, и все равно легко находили друг друга, это было что-то особенное, и это работало».
«Даже в первом сезоне у нас были матчи, когда было очевидно, что у нас какая-то особенная связь. Учитывая, что был еще и Франко, в команде была высокая конкуренция, и было нелегко соперничать с одним из лучших нападающих в истории «Челси». Я его очень уважаю, и он уважал меня, я знал это. Он видел, что у нас с Джимми особенная связка. Иногда мы сидели втроем и говорили: «Почему мы не можем играть все трое? Наверняка есть способ, учитывая наш класс». Но решение всегда принимал тренер».
Иногда Хасселбаинк, Гудьонсен и Дзола выходили втроем в атаке с первых минут. Голландец играл на острие атаки, но в начале сезона 01/02 стало понятно, что лучше использовать схему с двумя нападающими, поскольку Хассельбаинк и Гудьонсен понимали друг друга на телепатическом уровне. В том сезоне они забили на двоих 52 мяча.
«Наши игровые стили дополняли друг друга, — говорит Гудьонсен. — Мы были игроками совершенно разного плана. Джимми был настолько мощным, что мне почти всегда приходилось решать, как доставить ему мяч, как найти его передачей, как сыграть в касание, если я вижу, что он совершает рывок, и наоборот».
«Джимми недооценивали. Он был умен и прекрасно знал, что он может сделать, а что нет. И он знал, как наилучшим образом использовать свои способности. Когда я играл с ним в паре в нападении, это был один из лучших периодов».
«У нас была хорошая команда, но нам не хватало класса прессинговать топ-клубы. У меня было ощущение, что ребята слишком полагались на меня и на Джимми, надеялись, что мы будем забивать. А надо было, чтобы забивали и другие».
В следующем сезоне стали забивать и другие, и команда пробилась в Лигу Чемпионов. Дзола забил 16 голов, и вспоминая, каково было играть рядом с волшебником из Италии и с Хасселбаинком в начале своей карьеры в «Челси», Гудьонсен считает, что ему повезло с партнерами по команде.
«Дзола был совершенным игроком. Для футболиста его уровня и калибра, его ума, у него были соответствующие скорость, чутье, чувство мяча».
«Джимми был нападающим таранного типа. Он наводил ужас и прессинговал, и удар у него был мощнейший. Если говорить о самых лучших, они явно будут в их числе».
Но тем синим, кто болел за Челси с тех времён, мой низкий поклон, это настоящие болельщики