«Обломим этих сопляков, пусть только полезут». Польский футбол своими глазами
Атмосферный репортаж из Кракова.
Краков – очень спокойный, душевный и размеренный город. Кареты, запряжённые парой лошадей, катают туристов по проспектам. Люди пьют ликеры в многочисленных кафешках, вороны кружат вокруг Вавельского замка. Никто никуда не спешит, никто ни о чем не беспокоится. Среди всей этой безмятежности остался единственный островок драйва: это польский футбол.
Покупка билетов на городской стадион имени Хенрика Реймана напоминала хитроумный квест: чтобы купить билеты на официальном сайте «Вислы», нужно было иметь «карту болельщика». Карту, опять таки, можно заказать в интернете: но стоит подождать день-два, пока клуб её активирует. Дальше ещё интереснее. Когда pdf заветного билета приходит на почту, тебя ошарашивает предупреждение: «вход на стадион только с картой болельщика». Зашибись, и где же я её возьму? Заказывать доставку почтальоном не вариант: даже на краковский адрес она будет идти около недели. Забрать в клубном офисе тоже проблемно: в Краков я приезжал на выходные и смог добраться до стадиона ровно к старту матча.
Покачиваясь в трамвае, я ехал на стадион в полном неведении: пустят ли меня по паспорту или отправят в кассу за новым билетом. Обратился к стюарду, он пересказал проблему офицеру по безопасности. Тот выглядел, словно добрый молочник из мультика – усатый дядька лет пятидесяти с мягкими чертами лица. Поступил он соответствующе образу: чуть ли не за руку провёл меня через турникеты без «карты болельщика» и довёл почти до самого сектора.
Моё место оказались недалеко от углового флажка: напротив вираж ультрас «Вислы», а по соседству, через ряд ограждений и пустых секторов – фанаты гостей. Публика на секторе выглядела не очень разнообразной: редкие семейные парочки или молодежь, но в основном – мужики лет сорок-пятьдесят, простые работяги. Многих из них можно было назвать «фанатами в отставке»: они обзавелись семьями и остепенились, но по-прежнему знали все фанатские песни и горланили их со всей сердечностью. В отличие от центральной трибуны, наш сектор смотрел матч стоя.
Начинало холодать, поэтому многие зарядились выпивкой. Один простоватый мужичок, держа в руках запеканку (краковский бутерброд, основа которого – половина запечённого багета), забрался на ограждение.
– Закройте пасти, селюки! – кричал он, агрессивно тряся запеканкой, когда болельщики «Сандецьи» начинали заряжать свои речевки. Стадион взрывался свистом. Город Новы-Сонч, откуда приехали гости, находится в том же воеводстве, что и Краков, поэтому противостояние приправлялось привкусом регионального дерби.
На вираже фанов «Вислы» появился баннер с эмблемой «Лацио». Кто-то пошутил: наверно, скандальных лациали всё-таки привезли на экскурсию в Освенцим (это в 60 километрах от Кракова).
Настоящая волна ненависти прокатилась по трибунам ещё до стартового свистка, когда фанаты «Сандецьи» засвистали минуту молчания в честь годовщины смерти кого-то из легендарных игроков «Вислы». Фанатская трибуна затянула: «Сандецья» – то стара курва», остальные громко подхватили.
Матч проходил в бодром темпе. Когда атаковала «Сандецья» и с мячом оказывался бритоголовый хавбек Войцех Трохим, какой-то мужик снова и снова горланил:
– Трохим, ты наркоман! Ты чертов наркоман!
Этот парень действительно с непростой судьбой. В четырнадцать лет он прибился к банде грабителей. Воровством он заработал себе на новые джинсы и рубашку, но разгуляться сильнее помешала полиция – арестовала всю шайку. За Трохима поручился его детский тренер, который тут же примчался в полицейский участок. Трохим мог закрепиться в «Легии», но спустил молодость на шумные вечеринки, кочевал по клубам низших польских эшелонов, пока не осел в «Сандецьи».
Ровно в 19:06 болельщики встали со своих мест, подняли шарфы и начали петь гимн «Вислы». 1906 – год основания клуба, а «Висла» пытается ставить домашние матчи так, чтобы на игровое время обязательно попало сочетание 19:06.
Кстати, гимн «Вислы» очень эпичный: на польских фанатских форумах можно встретить фразы в духе: «Я фанат «Легии» и вертел вашу «Вислу», но гимн у вас действительно классный».
Во втором тайме к болельщикам «Санденцьи» в гостевом секторе присоединились фанаты «Краковии». Дерби «Вислы» и «Краковии» называют «Священной войной», это старейшее дерби Польши, которое не обходится без драк, иногда даже с фатальным исходом. Интересно, что их домашние стадионы находятся практически через дорогу.
Гости из Новы-Сонча вместе с фанатами «Краковии» зажгли красные файера и начали забрасывать ими поле и соседнюю трибуну. Судья минут на пять приостановил игру. Пожарные гасили возникающие очаги.
Мужики из нашего сектора сыпали проклятиями: «Курвы сыны!». Фанаты гостей пытались лезть через ограждения, но были отброшены стюардами.
– Эй, спасибо, ребята, но не надо нас защищать, мы сами за себя постоим. Обломим этих сопляков, пусть только полезут, – кричал какой-то пожилой дядька офицерам по безопасности.
На поле тоже началась жаришка. К голу в первом тайме «Висла» добавила ещё два во втором, плюс парочку не засчитал арбитр. Все три гола на счету испанской диаспоры: «Вислу» сейчас возглавляет испанский тренер Кико Рамирес, прошлым клубом которого был «Кастельон» из Терсеры.
Веселье продолжилось в отходящем от стадиона трамвае, где каждому из соперников досталось по отдельной песне. «Arka Gdynia – kurwa, swinia», «Lech z Poznania – stara kurwa do jebania», множество вариаций с прилагательным «żydowski» для ненавистной «Краковии».
И стоило только выйти из трамвая, как Краков снова окутал дымкой спокойствия, безмятежности и приглушенных голосов из ночных магазинов.
Чумной доктор советует почитать:
«Немецкий футбольный союз – дерьмо». Бундеслига своими глазами
«У нас трупы в раздевалке!». Самый кровавый день египетского футбола
Фото: блог «Чумной доктор» (1, 3-6); lovekrakow.pl (2).
Спасибо!
Я правильно последнее слово понял?