8 мин.

«Открывается часть табло. ЦСКА… 3!!!»

Уникальные воспоминания болельщика, который был на том самом матче 25-летней давности – «Барселона» – ЦСКА (2:3).

Матч ЦСКА с «Барселоной» 4 ноября 1992 года (3:2) считается одной из самых ярких побед в истории российского футбола. Чемпион СССР, потерявший множество игроков из-за их массового отъезда за границу, смог переиграть действующего обладателя Кубка чемпионов и пройти в следующий раунд. Восемь звезд, образующие эмблему Лиги чемпионов, символизируют восьмерку клубов, которые попали в самый первый групповой этап турнира, и одна из этих звезд по праву принадлежит красно-синим.

Ту игру посетили около двадцати армейских болельщиков – это первый массовый выезд фанатов ЦСКА в Европу, и одним из них был в ту пору фанат Корнелюк, а ныне – Леонид Деревянко, руководитель отдела статистики «Спорт-Экспресс».

В день 25-летия той великой для любого болельщика ЦСКА победы мы попросили его поделиться воспоминаниями о той поездке.

Посмотреть изображение в Твиттере

Посмотреть изображение в Твиттере

Информация о рекламе в Твиттере и конфиденциальность 

 

Москва

– На одном из домашних матчей ЦСКА разговорились с товарищами об игре кумиров в Европе, – говорит Деревянко. – Вдруг кто-то предложил – а не замахнуться ли на Барселону? Через несколько дней получил загранпаспорт с польской визой – она так и осталась единственной на протяжении всего выезда.

Мама особо не спорила, благо, опыт неблизких выездов по СССР у меня был, и я начал собираться. Шарф, флаг, консервы, несколько бутылок водки, множество значков и 50 долларов, моя зарплата в те годы – вот, собственно, и весь багаж. Спиртное и значки брал для продажи, зная о любви европейцев к русской экзотике. И интерес этот я недооценил, брать надо было больше – вернулся бы обеспеченным человеком. Значки с Лениным, юбилейные рубли шли нарасхват.

Брест

Фанаты разделились на две группы – первая поехала на специально нанятом автобусе, вторая, куда входил и я, отправилась на перекладных. Вечером зашли в поезд «Москва-Париж» с билетами до Бреста и тронулись в путь. Компанию мне составили четверо товарищей, одним из которых был известный ныне диджей Паша Кореец.

Добрались до Бреста без приключений и увидели множество людей с громадными баулами – процветал челночный бизнес. Огромные сумки стали определенным символом времени – нового, странного, быстрого.

В Бресте встретили еще одного товарища – фаната Кукурузу. Вместе с ним и продолжили путь. Польские визы были у всех, и граница между Белоруссией и Польшей стала первой и последней, которую мы пересекли, не нарушая законов. Пограничники удивились, узнав, кто мы и куда едем, и после проверки документов пожелали удачи.

Польша

Польшу на электричках пересекли достаточно легко. Прятались от контролеров в туалетах, вызывая гнев местных граждан. Уже в приграничном Губине встретили еще двух армейских путешественников – к нам примкнули Паспарту и Ластик. Впереди замаячила граница с Германией, и мы стали прикидывать, каким образом ее пересечем.

Шенгена в ту пору не было, однако первые шаги на пути его возникновения создавались. Пограничники практически не смотрели визы, однако наш внешний вид, видимо, привлек внимание. Развернули обратно и поставили в паспорте штампы, что больше эту страну мы не имеем права посещать. По совету местных решили переходить границу вброд по пограничной реке. Кое-как перебрались.

Армейские болельщики в Саарбрюккене.

Германия

Перейдя границу, разделись на две группы. Одна из них в результате была остановлена полицией. Наша группа (я, Кореец и Волшебник) шли лесами, созерцая бегающих вокруг нас оленей и зайцев.

Вышли кое-как на дорогу, начали автостопить. Останавливается машина, за рулем – немецкий пастор, как выяснилось, из Дрездена. Он оказался отличным мужиком, к тому же неплохо говорящим по-русски (кстати, языковой проблемы особо не было – все разговаривали по-английски в той или иной мере). Много рассказывал о советских военных в Восточной Германии, Второй мировой, бомбардировке Дрездена. Мало того, что довез до Эрфурта, так еще и дал денег на билеты на поезд!

Оттуда двинули в Мангейм, в дальше – в Саарбрюккен. Надеялись встретить там Савичева, который играл в то время за местный клуб. Думали, удастся у него «стрельнуть» денег. Бывшего игрока «Торпедо» мы в результате так и не встретили, но денег заработали. Перед домашним матчем «Саарбюккена» выложили заготовленные еще в Москве значки, юбилейные рубли, вымпелы и прочие сувениры. Смели моментально! Единственное, что не особо пользовалось спросом – мои рубли с Воином-освободителем из Трептов-парка. Не рассчитал маркетинг, что называется. Но в целом получили очень неплохой куш из немецких марок и впервые с начала выезда нормально поели. Впереди ждала Франция.

Франция

Первая попытка перейти немецко-французскую границу не увенчалась успехом. Завернули обратно и направили в какой-то немецкий хостел. Там, наконец, помылись. Долго смеялись друг над другом – настолько сильно исхудали за выезд. Вторая попытка пересечения границы была оригинальной – шли через кладбище. Найдя дыру в стене, очутились во Франции.

Стоит заметить, что на протяжении всего пути к нам, узнав, что мы русские, нормально относились – угощали выпивкой, где-то подкармливали, подвозили. Не стала исключением и Франция. Немного отведав угощений в приграничной забегаловке, пошли по автобану в сторону Испании. Никаких карт не было, ориентировались по солнцу. Как? Там, где солнце заходит, должна была быть Барселона, в ту сторону и шли. На перекладных добрались до испанской границы.

Армейские болельщики у стадиона «Камп Ноу».

Испания

Со второй попытки попали в Испанию. И вот за два дня до начала матча мы уже в Барселоне! Ночевать было особо негде, и мы пошли на «Камп Ноу». Как только стемнело, преодолели ограждение и очутились внутри. Одна из комментаторских кабин была не закрыта и мы всей толпой влезли туда на ночевку. Где-то на противоположной трибуне вдруг замаячили светлячками фонари охранников – то ли нас искали, то ли просто делали обход.

Мы затихли, но лишь на короткое время. Удержаться от вопля после того, как мы открыли холодильник, было невозможно, ведь внутри увидели несколько бутылок вина и целую упаковку баночного пива – неслыханная роскошь по тем временам.

Утром, убрав за собой мусор, пошли гулять по городу. У стадиона увидели наших «автобусников» – стоит ли говорить, что радость по этому поводу была бурной!

Встретили нашу команду, гуляющую неподалеку от «Камп Ноу». Кумиры удивились и обрадовались одновременно. Кто-то из клубного руководства купил на всю нашу группу билеты на матч. Ночь перед матчем, как и несколько других на этом выезде, провели в железнодорожном тупике.

И вот день матча. У «Камп Ноу» решили продолжить бизнес по продаже сувениров – что-то все же оставалось после Германии. Наша торговля привлекла внимание знаменитой группировки фанатов «Барселоны» Boixos Nois. Сейчас этим парням запрещен вход на стадион, а в ту пору крепкие бритоголовые ребята в черной «коже» были главными посетителями фанатской трибуны «Барсы». Слово за слово, и уже у турникетов при входе на стадион завязалась драка. Наши ребята не подкачали. Достали солдатские ремни и бросились на каталонцев. Те от такой наглости (ведь русских было намного меньше, да и оружие в виде солдатской бляхи стало открытием) опешили. Кто-то убежал, кто-то на следующий день рассматривал следы на голове в виде пятиконечной звезды.

Сам матч до определенной поры проходил без неожиданностей. Нас посадили по самому центру – недалеко сидели каталонские «випы». Разносчик пива бегал мимо нашего сектора туда-обратно, принося напиток на дорогие места, но после того, как футболисты «Барселоны» повели 2:0, допустил непростительную ошибку. Зачем-то на радостях решил подергать наш флаг. Естественно, вскоре полетел вниз вместе с подносом и пивом. Полиция забрала несколько наших ребят, в том числе и меня.

Повезли в участок, но практически сразу отпустили. Идем к стадиону, смотрим на табло, но видна только небольшая часть. «Барселона – 2». Ну, хоть больше не забили. Проходим чуть дальше, открывается вторая часть табло. ЦСКА… 3!!! Мы даже не поверили сначала, а когда поняли, что происходит, рванули обратно на сектор.

Когда заходили на стадион, Олег Сергеев мог забить еще гол, но счет 3:2 остался неизменным. Победа! Очень неожиданная и этим дорогая. После матча бритоголовые пытались взять реванш, прорвались к нам, но и в этот раз отбились. Футболисты ЦСКА подбежали к нашему сектору, благодарили, радовались, кто-то бросил футболку – удивительная щедрость по тем временам. А мы, счастливые и опьяненные больше от победы, нежели от алкоголя, брели в ночь.

Дорога домой

Обратно ехали на автобусе. Отсыпались за всю поездку. Кто был на выезде, прекрасно поймет меня – если дорога на матч полна веселья и историй, то обратная обычно не такая интересная, пусть и там были какие-то смешные ситуации. На всех границах рассказывали о том, что мы нарушили какие-то законы, но нам было уже все равно…

Сейчас, спустя четверть века, я езжу на выезд уже по-другому. Самолет, несколько часов полета, и ты уже на стадионе. Та же история, кажется, происходила не со мной. Около двух недель в спартанских условиях, когда средний европейский бомж выглядит цивильнее тебя, когда за батон хлеба ты готов идти километры по автобанам – неужели все это было со мной? Но как поется в известной песне из кинофильма, которую обожают распевать фанаты ЦСКА – все на свете было не зря, не напрасно было. Ни разу в жизни я не пожалел о том путешествии, равно как и о десятках других. Не только футболисты армейского клуба, но и мы – фанаты – творили в те дни историю. Которая спустя 25 лет лично для меня дороже многих чемпионств и кубков.

 

 

 источник