Oculus Rift: как виртуальная реальность может изменить процесс игры и просмотра спортивных событий?
Хотите посмотреть игру сборной Англии с места на трибуне «Уэмбли», не покидая диван? Или сделать победный тачдаун в Супербоуле у себя на заднем дворе?
Это возможно. Ну, виртуально возможно.
Представление в прошлом месяце Oculus Rift, очков виртуальной реальности, которые позволяют пользователю погрузиться виртуальный мир, сделало это гипотетически еще более реальным.
Виртуальная реальность длительное время была головоломкой для индустрии компьютерных видеоигр. С начала 1990-х годов компании пытались, хотя и неудачно, создать аппарат, который погрузил бы вас в виртуальную реальность. Но сейчас такие очки как Oculus Rift, HTC Vive, PlayStation VR и Samsung Gear VR позволяют прочувствовать виртуальную реальность. Вне зависимости от того, доступны ли они уже для покупки или только находятся в процессе разработки, эти технологии повлияют не только на индустрию компьютерных видеоигр.
Уже сейчас профессиональные спортсмены используют технологии виртуальной реальности, чтобы улучшить свои навыки.
И очень скоро спортивные болельщики тоже смогут воспользоваться этой технологией, чтобы вживую насладиться событием, даже не находясь там.
Могу ли я следить за спортивным событием с помощью технологии виртуальной реальности?
Если у вас есть смартфон или планшет, вы уже в шаге от того, чтобы следить за спортивным событием совершенно под другим углом.
Увеличение использования панорамных камер позволяет пользователям посредством приложений типа Facebook или YouTube просматривать материал, передвигая объектив камеры пальцем или меняя положение телефона. Экран вашего гаджета становится вашей «потайной дверью» за кулисы событий.
Компания Atticus Digital создала видео для канала BBC Sport Wales, среди которых съемка с боковой линии поля национальных гимнов во время Кубка шести наций с «Принсипалити Стэдиум».
Директор компании Мартин МакКейб: «Мы хотим приблизить пользователя к событию настолько, насколько это можно. Мы хотим установить панорамную камеру на рефери. Думаю, что это было бы интересно».
Но ни одно из событий не доступно в реальном времени. Все было заснято заранее, однако же больше всего пользователь хочет смотреть спорт в прямом эфире с виртуального места на стадионе.
Теоретически вы могли бы заплатить за возможность занять место на трибуне «Стредфорд Энд» на «Олд Траффорд», не покидая свою комнату.
Профессор Энди Мих, эксперт по новым технологиям Солфордского университета: «Виртуальная реальность создает совершенно новые экономические возможности для спортивных команд, и организации будут неуклонно искать способ максимально этим воспользоваться.
Виртуальное поле позволяет создателям привлечь большие финансовые ресурсы спонсоров, так что виртуальная реальность является мощным помощником для спорта увеличить экономические вливания».
Когда это произойдет?
Тут мнения расходятся.
Точно не сразу. Технология виртуальной реальности очень дорогая и требует для работы компьютер с высокими техническими характеристиками.
Мих: «Я действительно считаю, что это случится менее чем через пять лет. Возможно, в течение следующих двух лет. Оборудование большое и громоздкое, да и вы вряд ли захотите провести 90 минут в очках виртуальной реальности. Но когда они станут более удобными для пользователей, люди с большей вероятностью будут их покупать».
Мих считает, что в большинстве домов будет доступ к виртуальной реальности в течение трех лет, но Дерек Белч, создатель системы для тренировок в виртуальной реальности Strivr, скептически относится к подобному заявлению.
Белч: «Я не особо разделяю эту позицию. Я думаю, что однажды это станет возможным. Но камеры слишком далеко и не думаю, что кто-то захочет два часа провести в очках».
Сандер Джей Шоутен, директор компании VR Beyond Sports, отмечает, что прибыльный азиатский рынок, где многие болельщики «вероятно, никогда не будут иметь возможность в реальной жизни побывать на матче», может создать спрос.
Как это поможет игрокам?
Использование технологии виртуальной реальности в профессиональном спорте не ново.
Под руководством Луи ван Гала футбольная сборная Нидерландов тестировала систему, разработанную голландской компанией Beyond Sports перед чемпионатом мира 2014 года. Игроки могли надеть специальные очки и прочувствовать на себе отдельные моменты с матча. Благодаря этому они могут принять правильное решение. Нужно ли было отдавать пас на фланг или встретить защитника?
Эта система сокращает время процесса принятия решений и позволяется тренерам лучше доносить до игроков идею.
ПСВ и АЗ сейчас пользуются этим оборудованием, а также есть много других пользователей, которые предпочли остаться неизвестными.
Шоутен: «Ты сидишь в офисе или кафе и знаешь, что там происходит прямо сейчас. Игрокам очень полезно иметь ощущение пространства на поле. Можно даже тренироваться, используя эту технологию».
Как это работает?
Система Beyond Sports использует камеры по всему полю в сочетании с физическими данными игроков, чтобы воссоздать игровые моменты. Это похоже на видеоигру типа Fifa или Pro Evolution.
Но помогает ли это?
Шоутен: «Это кажется реальным. Ты действительно находишься на стадионе, а стоит обернуться — ты увидишь голкипера. Именно благодаря этому эта технология очень полезна на тренировках. Ты можешь взять тот же момент и наглядно продемонстрировать его игроку. После этого можно объяснить, почему он не должен был поступать определенным образом в упомянутой ситуации».
В каких еще видах спорта используется технология виртуальной реальности?
Пока футбол еще полностью не оценил возможности технологии виртуальной реальности, а вот американский футбол продвинулся в этом моменте намного дальше.
Три года назад Белч, тогда тренер команды университета Стенфорда, разработал систему Strivr в качестве компонента его тренировочной программы. «Даллас Ковбойз» стала первой командой НФЛ, которая ею воспользовалась. Сейчас их уже шесть, а также ею пользуются 12 университетских команд.
Белч: «Спортсмены и тренеры всегда пытались найти способ получить преимущество. Посмотрите на тренировочное оборудование НФЛ по имитации сотрясения мозга. Оно позволяет подготовиться к этому. Это только вопрос времени, когда каждый большой вид спорта включит в свои тренировки элемент виртуальной реальности.
Система Strivr позволяет отмотать назад определенные моменты игры, например, контроль игры квотербеком, и все это в панорамном виде благодаря очкам виртуальной реальности. Это помогает игрокам многократно отрабатывать тактику, игру или плат, а также позволяет изучать любой фрагмент поля, будто бы они там сейчас находятся.
Белч: «В прошлом году квотербеки изучали некоторые моменты с помощью этого оборудования по 50 раз.
Это очень важно для американского футбола, в котором никогда нет времени на отработку всего на практике. У них нет времени на реальные тренировки. И вот есть решение».
Хотя Strivr уже успешно используется в таких видах спорта, как американский футбол и бейсбол, где все сконцентрировано на статическом положении, футбол предоставляет для технологии более трудную задачу. Ведь они еще не смогли полностью решить проблему передвижения по виртуальному миру, в особенности без побочных эффектов для пользователя.
Что нужно знать из терминологии виртуальной реальности?
Виртуальная реальность — технология, позволяющая внедрять пользователя в созданную на компьютере виртуальную реальность или реальную ситуацию, созданную на основе записей панорамных камер, в которых можно менять угол или градус наклона.
Панорамное видео — видео, заснятое в форме сферы, которое позволяет охватить вид во всех направлениях вокруг камеры или камер. Видео можно просмотреть с помощью очков, что позволяет пользователю максимально подстроить их под себя.
Время ожидания — отрезок между действием и ответом.
Отслеживание движений головы и глаз: большинство технологий виртуальной реальности используют огромное количество сенсоров, включая акселерометры и лазерные/световые сенсоры, чтобы определить движение гарнитуры/наушников. Это позволяет отражать движение гарнитуры в виртуальной реальности.
Двуканальный звук: технологии создают звук, который будто обволакивает пользователя, а не звучит в его голове. Попробуйте послушать звук, поступающий с двух каналов, с закрытыми глазами и поймете, что это значит.
А как насчет социального опыта?
Мих: «Если в прошлом виртуальная реальность в наших головах ассоциировалось с нереальным космосом, то ее будущее связано с социальным опытом.
Вы сможете сидеть на виртуальной арене, смотреть направо и налево, и даже общаться с кем-то, кто решил также виртуально поприсутствовать на этом событии».
А как насчет профессионалов? Мы обречены на просмотр соревнований спортсменов-роботов, которые с помощью технологий виртуальной реальности натренированы до совершенства?
Белчер считает, что в будущем молодые игроки все равно будут знакомы с реальным контактом с мячом.
Белч: «Я всегда говорю людям о необходимости продолжения тренировок. Давайте не будем делать все виртуальным. Пусть ребятишки и дальше бегают по улицам».
Источник и фото: BBC