Идет бычок, качается
К сожалению, прошло то время, когда российский футбол баловал болельщика высококлассными футболистами с русским паспортом, способных поехать за границу и наделать там шуму, скажем, положив 4 мяча на Энфилде. 6 лет как мы простились с мыслями: "Ну что, как там дела у наших в Англии, Германии?". Казалось, что уже на место тех, придут эти, которые не такие как те, но уже лучше этих. Но этого не случилось, не случилось много чего с того момента, как российская сборная котировалась как мощная и вполне себе сильная боевая единица на международной арене. Пропали личности, способные своей игрой влюбить мальчишек в эту игру. Постепенно создавалось ощущение, будто так будет всегда. Но все-таки маленькая надежда на светлое будущее оставалась. И вот, три года назад, в сезоне 2015-2016 эта надежда стала казаться все более реальной и ощутимой. Имя той надежды было Федор Смолов. Человек, который прошел, наверное, уже все этапы карьеры российского футболиста: от перспективного юнца, будущего страны к статусу главного недоразумения эпохи лимита и снова до надежды российского футбола. Два года подряд Федор становился лучшим бомбардиром Чемпионата России, чего не случалось довольно давно. За сезон он забивал около 30 мячей как на внутренней арене, так и в еврокубках и матчах за сборную. Наконец, мы получили игрока с европейским мышлением, который верит, что ему под силу заиграть в лучших европейских лигах и вписать свое имя в футбольную историю. Единственное, чего не хватало Федору на фоне успешного выступления за Краснодар, так это качественной игры за сборную на крупном международном турнире. В эфире программы "КультТура", которая, к моему великому сожалению, приказала долго жить всего спустя полгода после запуска, небезызвестный для российского футбола человек - Герман Ткаченко - имел неосторожность, а, возможно, сделал это намеренно, раскрыть некоторые трансферные нюансы, в частности, интерес Севильи к Федору. Он сразу дал понять, что один сезон с 20 мячами ничего не значит для сильной европейской команды. Нужно больше. Но больше не получилось. ЕВРО-2016 для него, как и для всей сборной, сложился отвратительно, хотя в этом прямой вины футболиста нет. Благо, на Чемпионат мира сборной отбираться не пришлось, поэтому появился отличный шанс исправиться, причем не через два года, а уже через год - на Кубке конфедераций. Однако и здесь Федор стал заложником неудовретворительного результата игры национальной команды. Вего лишь один гол за три матча группового этапа и относительно неплохая, но серая игра.
И вот он, час Х для Смолова настал. Летнее трансферное окно открылось. Я, признаться честно, каждый день жил в ожидании новостей по Федору. Конечно, все прекрасно понимали, что рассчитывать на приглашение от условного Реала или Барселоны - полнейшая глупость, но на Севилью рассчитывать можно было. Но, как это обычно и бывает, весь накал страстей пришелся на последнюю неделю трансферного окна, условный дедлайн. Появлялась разная информация, но в конце концов последние данные гласили: есть 4 предложения от двух российских команд и двух зарубежных. К тому моменту, кстати, Краснодар распрощался с еврокубковым сезоном, уступив по сумме двух встреч сербской Црвене Звезде, что у меня не вызвало никакого изумления, ибо я изначально говорил, что Краснодару будет крайне трудно (могу даже скрины переписок приложить). Для любого футболиста, который метит в сильный зарубежный клуб, игра в еврокубках - важнейшнее условие. Однако этим условиям Краснодар перестал отвечать, возникла дилемма: остаться, как говорил классик, "##учим ноунеймом" или же прославиться и стать кем-то другим, кем-то особенным для нашего футбола.
Преданность - штука отличная, порой, так редко встречающаяся в нашей жизни. Но зачастую амбиции и лояльность идут врозь. Также и в ситуации с Федором. В следующем году ему уже 28. В этом возрасте многие уже играют несколько лет в ведущих клубах Европы, а не собираются туда переезжать. Как показала практика, статус лучшего бомбардира российского чемпионата не является индикатором высокого мастерства для европейских клубов. У Федора Смолова была возможность перейти в Зенит и ЦСКА. Первые могли полностью оформить трансфер, без каких-либо вопросов по зарплате. Играют в ЛЕ, по составу метят в чемпионы страны и, как минимум, в 1/4 финала Лиги Европы. ЦСКА - уже извечный участник Лиги Чемпионов, в которой, к слову, Смолов ни разу не играл, даже в квалификации, а вот в турнире рангом пониже был завсегдатаем последние два сезона. Там была возможность только аренды, поскольку последние два года армейцы примеряют на себе роль нищего с картины Рембрандта. Правда, собаки уже нет (радуйтесь нелюбители Газзаева). Были также варианты из-за рубежа, в частности, Федором активно интересовался турецкий Бешикташ, который, на минуту, лидирует в группе ЛЧ с Монако, Порту и иже с ними. Ну, и четвертой командой был немецкий Вольфсбург, который, к сожалению, от четвертьфиналиста ЛЧ скатился до аутсайдера и участника стыковых матчей прошлого сезона Бундеслиги. Но был еще и пятый вариант, который (внимание: СПОЙЛЕР) и выбрал Федор, это остаться в стане "быков", чтобы тем самым отдать дань уважения Галицкому за то, что тот поверил в него и пригласил уже всеми забытого Смолова в прогрессирующий Краснодар. Хотя по такой логике, надо было оставаться в Урале, ведь это именно Тарханов поверил в Смолова и дал ему глоток свежести и уверенность в своих действиях. Об этом почему-то все стали забывать. Мы не знаем, как проходили все эти обсуждения в кулуарах, что говорил, а что, самое главное, НЕ говорил Смолов руководству относительно своего будущего. Но одно мы знаем уже точно: Федор Смолов наступил на горло своим амбициям и поставил очень приличный шлагбаум своей европейской карьере. Пока он барахтается в болоте под названием РФПЛ и не забивает в кризисном Краснодаре, ни о каком приглашении в Европу можно даже не думать. Вы скажете: очередной ненавистник! Что плохого сделал Федор? Да ничего, в том-то и дело, что он не сделал ничего, а мог бы. С точки зрения морали, он поступил благородно, не покинул команду в трудном положении, но лишил себя возможности прогрессировать дальше. Обычно те, кто ненавидят и кому все равно, отмалчиваются в таких ситуациях, вскользь бросая лишь жалкие "я же говорил". Те, кому не плевать на то, появится ли у России новые Аршавин и Павлюченко в ближайшие годы, будут говорить об этом с сожалением и во всеуслышание.
Последнее время стало модно писать открытые письма спортсменам или же просто лично и напрямую обращаться к ним через свои тексты. Я делать этого не стану, где я и где Рабинер. Федор и без наших советов знает, что ему делать, а что нет. До чемпионата мира остается совсем чуть-чуть. Федор Смолов проведет только несколько товарищеских матчей за сборную, но уже не в статусе основного забивного форварда страны, а как партнер по атаке прибавившего Кокорина, что тоже вносит определенную лепту в игру сборной. Ни одного матча в еврокубках. Итого: минимальные шансы проявить себя на глазах у скаутов из Европы. А дальше - Чемпионат мира. Единственным условием, при котором Федор окажется на карандаше, а, может, даже и в окончательном трансферном списке, это яркая и очень качественная игра на домашнем первенстве планеты, что, согласитесь, выглядит пока чем-то из области фантастики.
Я всегда верю в лучшее, даже когда до конца остается три минуты, а у тебя стоит тотал больше 2,5, но на табло горят жалкие нули, поэтому я не оставляю надежд на то, что Смолову удастся осуществить свою мечту и в следующем сезоне выйти-таки на газон Сигнал Идуна Парк и забить условной Баварии после передачи Андрея Ярмоленко. Очень не хотелось бы, чтобы следующим этапом в карьерной цепочке российского футболиста Федора Смолова значилась уже ставшая классической графа "годен только для РФПЛ" за подписью В.Л.Мутко.