Кажется, вратарям стоит чаще вводить мяч руками
И Лев Яшин это прекрасно знал.
В последнее время мы немного работаем над тем, чтобы улучшить оценку игры вратарей ногами. Интуитивно понятно, что точность передач не годится, поскольку зачастую вратарь намеренно (по указанию) отправляет мяч в борьбу, исход которой от него не зависит. Тогда его задача сводится к тому, чтобы попасть в определенный сектор поля. Но разные попытки провести более углубленные оценки пока безуспешны: ни у одного из разработанных рейтингов нет более высокой корреляции между соседними сезонами, чем у обычной точности передач – а это никак не устраивает. При этом самая сильная корреляция из рассмотренных примеров – у точных передач в борьбу, после которых партнер вратаря выигрывает верховой мяч (р-квадрат в районе 0,52). То есть точность передач вратарей серьезно зависит от того, как его партнеры играют наверху. Здесь еще предстоит серьезная доработка, основная идея крутится вокруг того, что необходимо смотреть на 2-3 касания после верхового единоборства.
Сегодня вкратце и тезисно – про другой показатель. В конце июля Сэм Джексон (23 года, начальник отдела вратарской статистики компании World in Motion) написал, что вратарям необходимо вводить мяч в игру руками настолько часто, насколько это только возможно (очевидно, что возможно далеко не всегда). Затем большое впечатление на меня оказал материал на сайте продвинутой статистики «Глазго Рейнджерс». Основная суть: когда вратари разыгрывают мяч с рук (rolled ball и особенно – thrown ball [мы объединили их в один из-за того, что Опта маркирует их одинаково]), шансы команды установить владение (established possession) на чужой половине поля увеличиваются. При этом в среднем лишь в 12% случаев вратари разыгрывают мяч руками.
Посыл понятен: разыгрывайте мяч руками чаще, и это повысит ваш шанс получить атаку хорошего качества. Если смотреть не с технической, а с фундаментальной точки зрения, то под такой логикой есть основания. Вратарю легче контролировать свою игру руками, чем ногами. Понятно, что ногой можно отдать гораздо более длинную передачу (хотя бывают случаи, когда вратарь отдает рукой на 50-60 метров), но контролировать ее точность достаточно сложно.
В свое время Яшин перевернул представления о роли вратаря в начале атак – в 60-е годы он первым начал постоянно вводить мяч в игру руками, причем порой на огромные расстояния. В плане техники он сильно отличался от большинства современных вратарей, потому что бросал из-за спины, а не полукрюком. Способность Яшина быстро и точно доставить мяч вперед делала быструю атаку московского «Динамо» того времени еще более убойной. Рассказывают – не знаю, миф это или нет, – что Яшин просил защитников по возможности не играть верховые мячи, поскольку уверенно чувствовал себя на выходах и мог сразу начинать атаки.
Я посмотрел на выводы Джексона и парня из «Глазго» под другим углом. Для начала изучил на предмет корреляции долю вводов мяча с руки по отношению ко всем типам начала атак (руки + ноги) в соседних сезонах – то есть посмотреть, насколько один и тот же вратарь переносит этот показатель из сезона в сезон. Результаты достаточно любопытные: R^2 > 0,61, что говорит об очень сильной связи.
Конечно, важно оговориться, что объем выборки недостаточно большой (во-первых, ставились фильтры на число передач и вводов с руки, чтобы избежать гетероскедастичности; во-вторых, из-за достаточно большой текучки кадров в РФПЛ и небольшого количества команд набирается не так много вратарей, которые в двух сезонах подряд соответствуют этим условиям).
Далее интересно посмотреть на то, как вратари нашей лиги вводили мяч в игру в последние два полных сезона.
Первый момент – среднее значение немного отличается от данных ребят из «Глазго Рейнджерс». У них в среднем 12% всех пасов были вводами с руки, в нашей лиге – 15,3%.
Второй момент – высокие позиции обоих вратарей «Крыльев Советов». Сложно сказать, случайно или нет, но я вспомнил, что где-то уже видел того же Лорию наверху другого рейтинга.
Часть людей из топа рейтинга throws/(throws+passes) оказывается наверху и тут – Лория, Лунев, Гильерме, у которых очень высокий показатель claim profficiency, то есть предпочтений поймать мяч после навеса вместо выбивания кулаком. Очевидно, что число мячей, пойманных после кроссов в штрафную, влияет на число вводов мяча в игру с руки – у вратаря для этого просто-напросто больше возможностей.
Поэтому я посмотрел на такой показатель, как throws per claim, то есть число вводов с руки на число мячей, пойманных после навесов в штрафную.
Ситуация меняется значительно, и в топе сразу оказываются вратари, которые неактивно играют на выходах.
Тот же Акинфеев очень редко покидает линию после кросса – и не совсем понятно почему. То ли он плохо играет на выходах в целом, то ли из-за двух крестов не хочет рисковать с вертикальными прыжками и приземлениями, то ли очень уверен в обороне ЦСКА (из четырех центральных защитников только у Игнашевича невысокий (для ЦЗ) процент успешных верховых единоборств).
Вывести какой-то интегральный рейтинг из этих показателей сложно – пока не совсем понятно, что он будет отображать. Цветовое отображение достаточно условно – изначально оговорено, что чем чаще мяч вводится с рук, тем лучше, поэтому отмечаются вратари, у которых высокий процент вводов с руки относительно общего числа пасов и которые разводят с рук не только после того, как поймали мяч с кросса.
Следующие шаги для улучшения – отбирать только те передачи, когда у вратаря был выбор (ввести с руки/ввести с ноги/опустить мяч на землю), поскольку приличная доля передач делается в ситуациях, когда такого выбора нет, и это влияет на картину. На текущих данных Опты сделать это достаточно сложно – ребята из отдела Джексона пользуются собственными, гораздо более детализированными, данными.
Конечно, на эти показатели сильно влияет стиль команды – некоторые тренеры просят чаще посылать мяч с ноги на чужую половину поля, чтобы не встречаться с прессингом и сразу бороться за вторые мячи. Но, возможно, стратегии будут скорректированы, когда появятся факты, свидетельствующие, что после вводов с руки команда чаще получает владение на чужой половине поля.
Интересный момент с точностью таких вводов: на всех данных, что я изучил, она ни разу не опускается ниже 90%, при этом корреляция между соседними сезонами отсутствует (R^2 ~ 0,05); то есть динамика точности на отрезке [0,9;1] во многом объясняется случаем, а не мастерством.
На мой взгляд, при прочих равных вратарям стоит максимизировать число вводов с руки. Команде это пойдет только на пользу.
Подписывайтесь на Блокнот
Фото: Gettyimages.ru/Valerio Pennicino; РИА Новости/Александр Макаров
По этому поводу еще Карпин говорил. Что в ворота поставил бы Кариоку, если бы он умел стоять. Потому что у Кариоки нереально быстрая реакция и высокий процент точности пасов (по крайней мере в то время).
Посмотрел приведенную ссылку и стал думать, откуда у Яшина такая техника. Секунд через 40 дошло. Он же в хоккей с мячом играл, а там вратари далеко вводят мяч именно таким движением руки. И да, мяч нужно бросать далеко чтобы начать быструю атаку. Другое дело, что там мяч легче, но видимо хоккей с мячом оказал на Яшина определенное влияние и он перенес некоторые вратарские приемы, в частности ввод мяча одной рукой, на футбольное поле.