Стэн Кронке и Алишер Усманов: кто у кого покупает «Арсенал»?
И кто из них уволит Арсена Венгера? Спойлер: никто.
Этой осенью к проблемам «Арсенала» добавилась еще одна: владелец контрольного пакета акций Стэн Кронке предложил Алишеру Усманову выкупить его долю в 30,4% за 525 миллионов фунтов (28 тысяч за акцию).
Фанаты моментально призвали Усманова этого не делать. Английские болельщики плохо знают российского бизнесмена, но скорее поддержат его, чем Кронке: американец в их глазах – абсолютное зло.
Усманов быстро опроверг возможность такой сделки: «Я не веду с мистером Кронке каких-либо переговоров о продаже. Мой интерес к «Арсеналу» с самого начала носил долгосрочный характер. Мои намерения всегда состояли в том, чтобы приобретать новые доли в клубе, если они будут доступны. Я всегда был и останусь ярым болельщиком «Арсенала». Свою 30-процентную долю рассматриваю как важный инструмент, позволяющий отстаивать интересы болельщиков клуба. Возможно конструктивное партнерство с мажоритарным акционером, могу выкупить его долю как в одиночку, так и в составе консорциума. Если появится группа, разделяющая мои взгляды и взгляды большинства болельщиков «Арсенала», могу рассмотреть и вопрос продажи своей доли».
Так кто сейчас владеет «Арсеналом»?
Сейчас акции клуба распределены между Стэном Кронке (67,05%), Алишером Усмановым (30,04%) и миноритарными акционерами (2.91%).
Кронке – заметная фигура в мировом спортивном бизнесе. Его компания Kroenke Sports & Entertainment владеет клубами «Денвер Наггетс» (НБА), «Лос-Анджелес Рэмс» (НФЛ), «Колорадо Рэпидс» (МЛС), «Колорадо Эвеланш» (НХЛ) и «Колорадо Мамонт» (НЛЛ – национальная лига лакросса), а также стадионами в Лос-Анджелесе и Денвере, телевизионным кабельным каналом Altitude Sports and Entertainment, холдингом из 19 спортивных журналов и несколькими радиостанциями в Колорадо.
В английский футбол Кронке пришел в 2007-м, выкупив у телекомпании ITV 9,99% акций «Арсенала» и приплюсовав их в своим изначальным 1,3%. Появление американца в клубе было инициировано Дэвидом Дином, вице-президентом «Арсенала» с 1983 года.
Кто такой Дэвид Дин и почему это важно?
В 1990-х Дэвид Дин был одним из тех, кто активно менял судьбу не только «Арсенала» (приглашение Арсена Венгера), но и всего английского футбола (образование АПЛ).
24 года Дин в должности вице-президента «Арсенала» фактически определял политику клуба. «Он стал тем человеком, который приходил в раздевалку после каждого матча, жал руку игрокам и поименно знал всех в молодежном составе. Для всех в клубе он был как отец, и мы обожали его», – рассказывал нападающий «Арсенала» Иан Райт, которого Дин подписал в 1991-м.
Дин идеально сработался с Венгером: вице-президент полностью одобрял ставку француза на молодых игроков, а также вел все трансферы, позволив Венгеру сосредоточиться на тренерской работе.
При участии Дина клуб подписал Патрика Виейра, Коло Туре, Сеска Фабрегаса, Робина ван Перси и еще десяток легенд северного Лондона. В 1995-м Дин привез из Милана подпись первой в новейшей истории «Арсенала» мировой суперзвезды – Денниса Бергкампа. А 11 лет спустя уже другая суперзвезда, Тьерри Анри, подписывал свой последний контракт в «Арсенале» благодаря сыну Дина: испанские клубы предлагали за форварда 50 млн фунтов, но Деррик, который был шафером у Анри на свадьбе, убедил друга остаться на «Хайбери».
В лице Кронке Дин надеялся найти инвестора, который помог бы справиться с долгами после постройки стадиона: к сезону 2008/09 долг клуба составлял около 400 млн фунтов. Но через пару недель после появления американца в северном Лондоне Дин внезапно покинул «Арсенал». По неофициальной версии, руководство не устроило появление американского миллиардера и они поставили вице-президенту ультиматум: или он подписывает соглашение о запрете на продажу акций сторонним инвесторам, или уходит.
Уход Дэвида Дина часто называют главной причиной футбольных неудач «Арсенала» в последние 10 лет (ни одного чемпионства, постоянные вылеты из ЛЧ на ранней стадии и вот Лига Европы). Без Дина в клубе не осталось человека, который был бы в состоянии помогать Венгеру с трансферами, контролировать его и позволить заниматься только тем, что у француза получается лучше всего – тренировать футболистов.
После ухода из клуба Дин отказался продавать свои акции Кронке. Вместо этого его пакет из 14,6% летом 2007-го достался компании Red and White Holding, которой владели Алишер Усманов (на тот момент – совладелец ЗАО «Металлоинвест», гендиректор ООО «Газпроминвестхолдинг» и владелец издательского дома «Коммерсант») и его бизнес-партнер Фархад Мошири.
– За «Арсенал» я болею уже восемь лет, считаю, что в команде лучший в английской премьер-лиге тренер, но эти вложения являются портфельными инвестициями, а не стратегическими или политическими, – объяснял свою покупку Усманов. – Бизнес «Арсенала» явно недооценен. Я намерен постепенно увеличивать свой пакет, потому что считаю, что его стоимость будет расти и вскоре достигнет справедливого уровня. У клуба есть все, чтобы добиться этого.
Как давно идет борьба между акционерами?
С момента появления обоих в клубе.
К весне-2009 Red and White Holding стал крупнейшим акционером клуба с 25%, Кронке с 20,5% шел следом. Американец продолжал наращивать влияние, скупая доли бывших акционеров, и к 2011-му собрал пакет из 67,05%.
Усманов же в 2016-м получил в единоличное распоряжение 30,04%, выкупив долю у Мошири (полученные 200 млн фунтов иранец потратил на 49,9% акций «Эвертона»).
В мае 2017-го ходили разговоры, что Усманов предложил Кронке 1 миллиард фунтов за его долю, желая стать по сути единственным владельцем клуба, но американец отказался.
– Нам известно о последних слухах в прессе о возможной продаже акций «Арсенала». Можем заявить, что компания (Kroenke Sports & Entertainment) не продает и никогда не собиралась продавать свою долю в клубе. KSE остается привержена долгосрочной модели инвестирования в «Арсенал», – говорится в заявлении.
В чем главное разногласие между Кронке и Усмановым?
В первую очередь Усманов критикует финансовую модель, установленную Кронке, по которой клуб тратит только то, что зарабатывает. Российский бизнесмен неоднократно говорил, что для возвращения в «Арсенал» трофеев готов вкладывать в развитие клуба большие суммы.
«Я вижу «Арсенал» свободным от задолженностей клубом с бюджетом, достаточным для покупки талантливых топ-игроков, которые могут сразу взяться за дело и дополнить клубную традицию развития молодых игроков и доморощенных талантов», – обращался Усманов к совету директоров в 2012 году.
Как Кронке и Усманов относятся к Арсену Венгеру?
Усманов явно сдержаннее Кронке оценивает последние успехи клуба, но его критика почти всегда касается Кронке и почти никогда – Венгера. Летом 2017-го он поздравил француза с подписанием нового контракта, назвав Венгера одним из лучших тренеров Европы. В апреле Усманов критиковал происходящее в клубе, но при этом защищал тренера: «Не думаю, что за происходящее нужно винить одного только тренера. Кронке несет большую ответственность. Я лично, к сожалению, полностью изолирован от принятия решений в клубе (несмотря на треть акций, у Усманова нет места в совете директоров «Арсенала» – прим. Sports.ru). Вся ответственность за судьбу клуба лежит на основном акционере».
В 2014-м Усманов высказывался в похожем стиле, но тренера все же задел:
«Каждый может совершать ошибки, и с возрастом это признавать все сложнее. Возможно, сейчас это проблема. Я люблю Арсена за его принципы, но принципы – это ограничения, а ограничения – это упущенные возможности. Иногда тренеры без принципов добиваются успехов, а некоторые тренеры с принципами проигрывают, потому что команде не хватает игроков из-за этических. моральных или личных убеждений тренера.
У него есть деньги или нет? Как он их тратит? Нам нужно усиление на каждую позицию.
В клубе не признают ошибок. Ни один гений не может держать уровень без осознания своих ошибок. Только признавая ошибки, можно от них избавиться».
Кронке тем временем от Венгера признавать ошибки не требует и полностью во всем его поддерживает.
Именно Кронке этим летом пролоббировал в совете директоров новый контракт Венгера: «Наша цель – побеждать в премьер-лиге и других европейских турнирах. Этого ждут болельщики, игроки, сотрудники, тренер и руководство. Мы не будем сдаваться, пока этого не добьемся. Арсен – самый подходящий для этого человек. У него потрясающие результаты, мы полностью его поддерживаем».
Регулярным (до прошлого сезона) попаданием в топ-4 Венгер гарантирует владельцу прибыль. Кроме того, француз тратит на трансферы значительно меньше конкурентов. Это позволяет Кронке держаться его стратегии и тратить на «Арсенал» по минимуму: «На мой взгляд, будучи владельцем клуба, нужно учитывать реальность. Если вы хотите просто выигрывать титулы, то не стоит заниматься этим делом. Думаю, лучшие владельцы в мире спорта – это те, кто стремится как к результатам, так и к прибыли».
Вот сколько «Арсенал» потратил на трансферы во времена Кронке в сравнении с конкурентами:
«Арсенал» правда много зарабатывает?
С 2003-го клуб стабильно в плюсе, зарабатывая от пары до нескольких десятков миллионов в год. На зарплаты уходит 55% от общего оборота (меньший процент только у обоих Манчестеров и «Тоттенхэма»).
Клуб собирает больше всех в день матчей, набирая на этом треть дохода. Так серьезно на траты болельщиков (билеты и абонементы, которые на «Эмирейтс» самые дорогие в лиге, программки, атрибутика в клубном магазине и пирожки в буфетах) рассчитывают только в «Арсенале»: у остальных хорошо зарабатывающих на фанатах клубов доход от matchday составляет около 20% бюджета, у «Манчестер Сити» с их новеньким стадионом – 13%.
Сильнее всего «Арсенал» проигрывает конкурентам в прибыли от коммерческих сделок. Спонсоры, мерчендайзинг, реклама, зарубежные турне и матчи легенд – на всем этом клуб сейчас зарабатывает лишь £80 млн. У других топ-клубов эта сумма стабильно переваливает за сотню: у «Челси» за прошлый сезон – £120 млн (и то потому что пришлось выплатить £60 млн adidas за досрочный разрыв контракта), «Ливерпуль» заработал £116 млн, «Манчестер Сити» – £178 млн, «МЮ» – невероятные £268 млн. Эксперты Guardian утверждают, что причина столь неубедительных коммерческих показателей – в фигуре Венгера: спонсоры не считают команду под его руководством перспективной с точки зрения результатов, а значит – и позитивной узнаваемости бренда.
Самое приятное: за годы Кронке клуб почти расплатился с долгами.
На чьей стороне фанаты?
Точно не на стороне Кронке. Кроме вопросов по тратам, есть и другие претензии.
«Все, чего хотят фанаты, – это чувствовать, что владельцы любят их клуб, что «Арсенал» является семьей, – говорил в июне Тони Адамс. – Но у фанатов есть определенные проблемы с Кронке. Он не посещает матчи, неужели он настолько занят?».
Впервые масштабные протесты против Кронке появились на «Эмирейтс» в апреле-2016. В конце прошлого сезона, когда «Арсенал» пролетал мимо топ-4, фанаты распевали: «Стэн Кронке – пошел вон из нашего клуба».
«Мы все привыкли к тому, что Кронке не заинтересован делать все, что в его силах, чтобы выиграть трофеи с «Арсеналом», – говорил редактор фанзина канониров Кевин Уитчер. – Даже если посмотреть на его деятельность в Америке, становится видно, что он доволен своими командами просто как источниками дохода, а не возможными победителями лиг. Там фанаты знают, что он ставит финансы важнее спортивных результатов».
Как живут другие клубы, которыми владеет Кронке?
В Америке Кронке действительно известен подходом в духе «ничего личного, только бизнес». Свою империю он начал строить сразу после университета, а через пять лет после выпуска заключил, возможно, важнейшую в карьере сделку – женился на Энн Уолтон, наследнице сети гипермаркетов «Уоллмарт», чей личный капитал оценивается в 4,9 млн долларов.
О хватке магната в Штатах говорят просто: «Кронке явно дал понять, что в жизни его интересуют две вещи: он сам и деньги. Обо всем остальном можно договориться». Так, в 2015-м Кронке перевез футбольную команду «Рэмс» из Сент-Луиса в Лос-Анджелес, а в ответ на претензии болельщиков просто пожал плечами: «Да, здесь есть и эмоциональная сторона, я это понимаю. Но я также думаю, люди в Миссури понимают, что нельзя взять и отказаться от правильной идеи. Мы все делаем то, что приносит пользу. Если бы в этом переезде не было смысла, мои партнеры и НФЛ просто не дали бы ему произойти».
Вот спортивные результаты клубов после того, как в них появился Кронке (кликабельно):
Одновременно со скупкой команд в США Кронке строил для них спортивные площадки – и тут же отбивал вложенное на доходах от продажи билетов и vip-лож. Основанный KSE кабельный канал показывает матчи всех его клубов, как и радио-холдинг в Колорадо. В итоге – почти никаких посредников, с которыми надо делиться прибылью.
На контрасте с Кронке Усманов нравится парням из северного Лондона куда больше. Он всеми силами старается выглядеть настоящим болельщиком «Арсенала» и голосом оппозиции к руководству. Единственное, что немного напрягает фанатов – возможное сближение бизнесмена с «Эвертоном», в который уже серьезно вложился его старинный бизнес-партнер Фархад Мошири.
«Когда Усманов говорит о клубе, он звучит как болельщик и выражает увлеченность происходящим. Кронке же не выражает ничего, – сокрушается фанат под ником The Long Shadow на сайте болельщиков «Arsenal fever». – Его почти не видно и не слышно, он предпочитает оставить все на своего сына и Ивана Газидиса (исполнительного директора «Арсенала» – прим. Sports.ru). Мы можем только надеяться, что Усманов будет терпеливым и дождется момента, когда Кронке упакует свою палатку с поп-корном и свалит обратно в Штаты, чтобы купить долю в очередной команде по американскому футболу или сеть бургерных».
Кто-то еще может купить «Арсенал»?
В конце лета-2017 о желании купить клуб заявил самый богатый человек Африки нигериец Алико Данготе, чье состояние, заработанное на добыче нефти в Лагосе, оценивается в 13 миллиардов долларов. Он может понравиться многочисленным критикам Арсена Венгера.
«Уверен, если они [Кронке и Усманов] получат подходящее предложение, они уйдут. Кто-то сделает им предложение, которое заставит их серьезно задуматься об уходе из клуба. Я думаю, когда мы закончим с нефтеперерабатывающим заводом, мы сможем это сделать. Я подожду. Я куплю клуб, даже если что-то изменится», – сказал Данготе. И добавил: «Первым делом я бы поменял тренера».
По оценкам Усманова, полный пакет клубных акций будет стоить 2 миллиарда фунтов. Оценка Forbes чуть скромнее.
Использовано фото: Gettyimages.ru/Paul Gilham, Doug Pensinger, Shaun Botterill, Alex Grimm
Фото: Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein/Bongarts, Shaun Botterill/ALLSPORT; РИА Новости/Александр Вильф; REUTERS/Eddie Keogh; Gettyimages.ru/Doug Pensinger, Laurence Griffiths, Mike Hewitt; globallookpress.com/imago sportfotodienst
_________________________________________________________
Позиция Кронке вполне понятна: человек владеет одним из самых популярных клубов мира, что весьма престижно в деловых кругах, при этом, практически не тратит деньги на его содержание. Спрашивается, зачем же ему что-то менять, тем более продавать свои акции?
Ну, а в проигрыше, как обычно, рядовые болельщики...
ИМХО, все и так понятно, американец- экономный и лишних денег тратить не будет.
А Усманов с постСССР, по надеждам англичан, повторит подвиги остальных олигархов из постсовка и, будет тратить миллионы своих денег в стиле арабских шейхов- только ради дешевых понтов.
\
Мне кажется, нужно прикинуть цифры. Воллмарт стоит 239 миллиардов, семье принадлежит 51%. Галицкий даже в перспективе о таком может только мечтать. А Кронке, с учетом перспектив АПЛ, в Арсенале навсегда, к сожалению, и на болельщиков ему плевать. Ну и история с тем как собрал свой пакет Кронке тут освещена не полностью, там конечно основные акционеры не захотели из принципа иметь дело с Усмановым, но клуб угробили в итоге.