Почему сегодняшний матч «Ман Сити» и «Наполи» надо обязательно посмотреть
Вадим Лукомский – о революции Маурицио Сарри.
Влияние Сакки
В книге Calcio Totale Арриго Сакки предсказал превращение Серии А в более атакующую лигу и назвал Маурицио Сарри одним из творцов этих перемен: «В последнее время слежу за «Кальяри», которым руководит маэстро Зденек Земан, за «Эмполи» Сарри и за «Сассуоло» Ди Франческо. Эти три команды сами играют в футбол, без заточенной на оборону тактики, не отдавая мяч и территорию сопернику. Они в отличие от прочих не спарринг-партнеры, а настоящие соперники».
Сакки впервые впечатлился Сарри, когда просматривал игроков из Серии Б в должности технического директора молодежных сборных Италии. «Наблюдая за командами Сарри, сразу видишь, что их действительно тренируют. Он гений», – вспоминал Сакки давние впечатления. Дошло до того, что Арриго рекомендовал его Сильвио Берлускони в качестве потенциального тренера «Милана»: «Два года назад я сказал Берлускони: «Сильвио, если хочешь повторения моей истории 25-летней давности, назову тебе нужное имя. Это не влетит тебе в копеечку, но ты получишь тренера, который нужен «Милану». Тренера, который делает игроков лучше, тренера, которого они слушают».
Вот лишь некоторые из комплиментов, которые Сакки выдал в адрес «Наполи» в последние годы:
«Сарри – часть группы атакующих провинциальных тренеров. Он пришел с идеями и трансформировал их в нечто конкретное. Его «Наполи» – шедевр».
«Италия должна сказать спасибо Сарри. Его команда творит нечто экстраординарное. Их стилем игры восхищаются даже соперники. Мы должны гордиться, что эта команда итальянская».
«Сарри – самый важный фактор успеха «Наполи». Сарри – сила команды. Он дирижер оркестра и автор музыки. Все игроки прибавляют под его руководством».
Даже критикуя «Наполи», Арриго хвалил их: «Я предпочитаю «Наполи». Они самая гармоничная команда. Их стиль игры входит в тройку лучших в мире. Сарри – гений. Почему они не выиграют? Лишь потому что «Наполи» приговорен к идеальному футболу».
И, да, на все эти чудесные достижения Маурицио вдохновился именно благодаря Арриго Сакки: «Без него не существовало бы меня. Мой интерес к тактике родился через него».
В мире есть только один тренер, которым Сакки восхищается не меньше – Пеп Гвардиола. Ему Сакки приписывает революцию не только в отдельной лиге, а во всем мировом футболе: «За жизнь я видел три команды, изменившие футбол: «Аякс» и Голландия 70-х, мой «Милан» конца 80-х и «Барселону» Пепа Гвардиолы».
В учебниках по футбольной истории за авторством Сакки Пеп не просто человек, изменивший футбол, а его спаситель. Незадолго до появления великой «Барсы» Арриго возмущался тем, как развивается футбол: «Футбол превращается в игру ролевиков. Но разве он не должен быть коллективной и гармоничной игрой? Разве все должно сводится к x-числу талантливых игроков и уравновешиванию их за счет y-числа ролевиков?»
«Барселона» стала идеальным воплощением ценностей, которые близки Сакки. «Я играл против «Барселоны» Кройффа. Они совсем не уделяли внимания обороне. Команда Гвардиолы играет в более совершенном стиле, потому что все игроки в ней атакуют и обороняются. Это новая версия тотального футбола». Вероятно, этим ключевым отличием Гвардиола был обязан именно Сакки. Перед тем, как стать тренером, Пеп общался с работавшим в ту пору в «Реале» Арриго. Однажды он даже сказал Сакки: «Всем, чего добился, я обязан тебе и Кройффу».
Гвардиола (с помощью Сакки) спас футбол. Без него не появились бы команды-подражатели «Барсы», еще труднее было бы пробиться Сарри. Но «Наполи» – больше, чем просто команда-копия. Даже идеальная копия не вызвала бы у Пепа столько восторгов. Гвардиола так воспевает «Наполи», потому что Сарри не скопировал, а улучшил его футбол.
Почему Гвардиола так восхищается Сарри
После жеребьевки Лиги чемпионов Гвардиола записал «Наполи» в тройку лучших команд Европы. Готовясь к матчу, он насладился игрой команды Сарри еще сильнее: «Главное достоинство «Наполи» – стиль игры. Настоятельно рекомендую вам найти время во вторник, потому что вы посмотрите удивительный матч. Две команды с одними идеями. Высокий прессинг, желание владеть мячом, короткий пас, динамичность в атаке – уверен, матч получится отличным. Я же очень рад наконец встретиться с тренером, которым восхищаюсь – Маурицио Сарри».
Стиль игры – важная причина, но у Пепа есть еще минимум две.
Во-первых, Сарри близок Пепу маниакальной помешанностью на тренировках. Однажды его спросили про новичков, в ответ он разнес саму идею трансферов: «Мне все равно, кто придет. Я фокусируюсь на игроках, которые уже в составе. Моя задача – сделать так, чтобы они не повторяли старых ошибок. Разговоры о трансферном рынке – для людей, которые боятся говорить о футболе. Это место, где ищут убежище плохие тренеры».
Игроки постоянно говорят о бешенном внимании Сарри к деталям. «После прихода Сарри наши тренировки стали более интенсивными, как технически, так и тактически», – Жоржиньо. «Сарри маниакально относится даже к самым мелким деталям, он не оставляет ничего на волю случая», – Кристиан Маджо. «Истинная сила Сарри во внимании к деталям», – Маноло Габбьядини. «При Сарри мы тренируемся усерднее, как физически, так и тактически. Он маньяк, когда речь заходит о тактических тренировках», – Марек Гамшик.
Практически не отличить от отзывов о Гвардиоле. «Пеп ничего не оставляет на волю случая. В каждой ситуации он в точности знает, что нужно донести до игроков, особенно по части тактических указаний. Я прямо чувствую, что 99% подготовленности для него мало – он хочет 100% и полную уверенность в том, что его идеи идеально подходят под конкретный матч и соперника. Не каждый игрок способен сходу понять эти идеи, но они могут идеально сработать», – Лерой Сане.
Натан Чалоба описал классическую тренировку «Наполи»: «Меня часто отправляли в аренду, но нигде я не научился так многому, как в «Наполи». Сарри действительно учит футболу и позиционной игре. Каждую тренировку у нас было минимум по 25 минут, в течение которых тренер просто двигал игроков, объясняя: «Прессинговать нужно тут, смещаться нужно сюда». Тотальный контроль. И так каждый день». Причем если Маурицио не заметил чего-то сразу, он укажет на это чуть позже – изучив данные со спутника, который он использует на тренировках.
«Он гений. Он видит вещи, которые другие не замечают. Он учит нас тому, насколько футбол может быть предсказуем и непредсказуем одновременно», – подытожил Калиду Кулибали. Что подводит нас к еще одной причине восхищения Пепа – Сарри настолько крут, что Пеп видит возможность научиться чему-то новому.
Чем футбол Сарри отличается от футбола Пепа?
В основе футбола Сарри действительно лежат принципы Гвардиолы, но он изменил их до неузнаваемости. «Наполи» владеет мячом и высоко прессингует, но делает это иначе.
Прессинг «Наполи» более трудный и требует большей слаженности. Работавший с Сарри в «Эмполи» Даниэле Ругани отлично обрисовал отличие его прессинга от почти всех остальных вариаций: «Когда я играл за «Эмполи», при обороне нашим ориентиром был мяч. Игроки двигались и прессинговали относительно позиции мяча. Сейчас же, при Аллегри, я ориентируюсь на положение партнеров».
Последний вид обороны самый распространенный со времени революции Арриго Сакки, который придумал легендарные «теневые тренировки». В ходе этих тренировок вообще не применялся мяч, а весь акцент делался на правильное расположение игроков относительно друг друга. Сейчас этот вид обороны доминирует в Серии А и мировом футболе. Альтернативой ему считаются персональные ориентировки, где позиции игрока при обороне определяет расположение его прямого оппонента, а оппоненты передаются в зависимости от ситуации на поле.
Гвардиола в «Ман Сити» переключается между двумя подходами, чаще применяя первый. «Наполи», ориентируясь на мяч, делает нечто более смелое. Самые простой пример проявления этого – выдвижения Гамшика из полузащиты для прессинга. Когда «Наполи» нужно накрыть четверку защитников он выдвигается и схема 4-3-3 превращается в 4-2-4. В большинстве других команд в такой ситуации одного центрального защитника накрывает нападающий, второго – фланговый игрок, а команда смещается относительно их позиций.
С владением мяча так же. В основе системы «Наполи» лежит позиционная игра – принципы Juego de Posicion, которые популяризировал Гвардиола. Но опять же Сарри значительно их преобразовал, попутно решив главную головоломку современного футбола.
Головоломка в выборе между структурой и импровизацией при владении мячом.
Структуру продвигают Пеп и последователи. Для простоты понимания зонный принцип Гвардиолы иногда формулируют так: на одной вертикальной линии не должно располагаться более двух футболистов, на одной горизонтальной – не более трех. Как только одно из условий не соблюдается, игрок меняет позицию. Если это происходит, у команды вне зависимости от собственной схемы и расположения соперника, почти всегда будут варианты для продвижения мяча. Такое распределение игроков (2 – в вертикальной, 3 – в горизонтальной) – это лишь минимум, без которого рушится структура.
В оптимальном сценарии в одной вертикальной линии должен быть только один игрок, в большинстве горизонтальных – тоже только один (лишь иногда два). Добиться этого в каждом эпизоде уже намного сложнее. По этой причине на тренировках Гвардиола разбивает поле на 20 зон. Игроки должны контролировать заполнение зон в зависимости от положения мяча. В идеале, футболисты не просто в правильный момент заполняют ближнюю к собственной номинальной позиции зону, но и меняются ролями с партнерами, своевременно распознавая, какая зона нуждается в заполнении в конкретном эпизоде.
За импровизацию старая школа зрелищных тренеров – Анчелотти, Венгер и прочие. Венгер описывает подход следующим образом: «Команды прессингуют нас высоко, потому что понимают, что мы играем через центр. Я умышленно отправляю полузащитников повыше, чтобы команда получила пространство для розыгрыша мяча. Иногда это делает команду слишком открытой в центре в случае потери, но меня это устраивает. Мы хотим передвинуть игру на чужую половину поля, следовательно, должны вынудить соперника прижаться. Моя философия не в том, чтобы оказаться в ловушке, а том, чтобы заманить соперника туда».
Такой розыгрыш несет больше рисков. Он возлагает большую нагрузку на плеймейкера команды, но помогает быстрее продвигать мяч вперед, не отказываясь от игры в короткий пас. Плюс подхода в том, что команда при прочих равных будет менее предсказуемой в созидании при позиционных атаках, чем та, что помешана на структуре. Минус – в случае потери структура позволяет организовать прессинг, а импровизация делает команду уязвимой.
Сарри использует структуру, что делает команду готовой к потере мяча, но он сильно преобразовал принципы Гвардиолы. Идеальный сценарий атаки как для Сарри, так и для Гвардиолы – после пары коротких передач соперник начинает прессинг, а команда оказывает в выгодной позиции для его прохождения за счет наличия позиционной структуры. Различия проявляется, когда соперник не реагирует и не прессингует. Команда Гвардиолы в таком случае двигает мяч и ждет разрыва между линиями, чтобы продвинуть мяч. Команда Сарри отдает рискованный вертикальный пас, после которого следует пас назад и забегание за спину – тут есть примеры эпизодов розыгрыша «Наполи», которые не встретишь у Гвардиолы.
Показательно, что в прошлом сезоне по таким данным, как количество передач в одном розыгрыше и средняя дистанция продвижения мяча за розыгрыш, наиболее близок к «Наполи» был «Арсенал», при этом у «Наполи» нет присущих «канонирам» проблем с прессингом.
Стажировавшийся у Сарри тренер Фабрицио Пиккарета идеально резюмировал розыгрыш мяча его командами: «Сарри внушает игрокам принцип владения, при котором они должны думать «вертикально», прежде чем рассматривать другие варианты. Это не значит, что они должны запускать мяч вперед без адреса, а то, что удерживая мяч «горизонтальными» передачами, они должны открывать поле для вертикальных пасов. Для этого «Эмполи» создает несколько линий и треугольники».
Футбол Сарри более трудный, чем футбол Гвардиолы, что подводит нас к финальному отличию. Гвардиола учит каждого игрока своей системе в целом, Сарри, чтобы упростить трудные принципы для игроков, делит систему на 11 ролей и обучает игроков их исполнять, понимая, что в итоге получится идеально сбалансированная команда.
Поэтому Сарри почти не отступает от схемы 4-3-3. Однажды он точно объяснил это решение: «Как сказал один из тренеров в моем штабе, люди, которые говорят о схемах таким образом, ничего не понимают в футболе. Наша схема гибкая. Мы используем Гамшика между линиями, нападающие оттягивают глубже и тоже оказываются между линиями. Важно не внести слишком много изменений. Ведь из-за них команда может потерять стиль».
«Наполи» не отходит от любимой схемы и регулярно оказывается в топах по использованию 11 одних и тех же футболистов без ротации. Два года назад и вовсе были первой командой Европы в этом плане с показателем 88% «одинаковости составов». Гвардиола более догматично следует принципам позиционной игры, как следствие, часто меняет схему – например, в зависимости от количества нападающих в схеме соперника (чтобы не возникла бесполезная ситуация 3-в-1 в начальной стадии атаки или опасная 2-в-2).
Футбол Сарри – новая тактическая революция?
Фабио Капелло уже записал Сарри в революционеры. По мнению итальянца, революции в футболе случаются с интервалом примерно в 20 лет – и текущую творит Маурицио. Сам Сарри скромничает: «По-моему, сравнивая меня с Арриго Сакки, мы оскорбляем его. Он выиграл так много трофеев, я не выиграл ничего. Мои инновации частичны, его были тотальны. Хотя мне очень приятны такие сравнения, не думаю, что для них есть серьезная почва».
Предыдущий футбольный революционер Пеп Гвардиола однажды сознался в воровстве: «В футболе нет учебников. Идеи правят миром. Я украл столько, сколько смог. Я воровал их в Испании, Италии, Мексики и даже Катаре. Если хотите красть их у меня, пожалуйста». Именно так творятся революции – старые идеи в принципиально новой интерпретации. Лучше всех призыв Пепа понял именно Сарри. Если его интерпретация окажется лучше оригинала, свершится революция.
Пожалуй, к этому идет. Используя редкую систему прессинга, которая требует нереальной слаженности, Сарри сделал из «Наполи» лучшую по игре в обороне команду в Европе. Они допустили почти в два раза (!) меньше остроты у своих ворот, чем любая другая команда. Даже со скидкой на то, что это лишь цифры стартовых туров, впечатляет.
Во владении превосходство «Наполи» признал сам Гвардиола: «В последние 10 дней у меня появилась возможность посмотреть «Наполи». Никто в Европе не разыгрывает мяч от вратаря лучше них». Это лишь косвенное признание. Пеп мог иметь в виду как «система «Наполи» лучше нашей», так и «на данном этапе эволюции обеих команд «Наполи» сыграннее и поэтому лучше нас».
Каждой революции нужен символ. Лучшего символа, чем прямая победа над олицетворением прошлой революции, не найти. Этого не случилось, но изменения не прекратятся. Одним из проводников идей станет так сильно впечатлившийся Гвардиола, а за символ сойдет и первая с 1990-го победа в Серии А.
Фото: globallookpress.com/Matteo Ciambelli; Gettyimages.ru/Manuel Queimadelos Alonso; REUTERS/Ciro De Luca (4,9); globallookpress.com/Lynne Cameron/Sportimage; Gettyimages.ru/Maurizio Lagana, Mike Hewitt; globallookpress.com/Thomas Eisenhuth/dpa-Zentralbild/ZB; Gettyimages.ru/Gareth Copley
P.S. Слишком много прилагательных в превосходной степени: более смелый, более трудный, более лучший. Двум феноменам достаточно быть разными в каких-то деталях, чтобы заинтересовать думающую публику. А кто из них более лучший не покажет даже сама игра, хотя ее итог будет ближе всех к объективной оценке.
Поэтому уверенная победа Сити с большим количеством забитых мячей
Шикарный текст о шикарных тренерах и их идеях!!!