«У нас трупы в раздевалке!». Самый кровавый день египетского футбола
Бойня на стадионе в Порт-Саиде: десятки погибших, сотни раненых.
Мужчина средних лет в мятой рубашке с припухшим и небритым лицом брел мимо торговых прилавков со специями и овощами. Возле лотка со свежей рыбой дорогу ему перегородил пеликан, который нахально размахивал крыльями и крутил огромным клювом, выпрашивая несколько рыбин.
Мужик завернул в одну из лавочек, заказал себе крепкий кофе и тупым взглядом уставился в телевизор. В эфире постоянно крутили новости, главная из них предварялась титром «Кровавая бойня на стадионе «Порт-Саид».
– 1 февраля 2012 года после окончания матча чемпионата Египта болельщики «Аль-Масри» выбежали на поле, напали на футболистов и тренерский штаб «Аль-Ахли», а потом жестоко избили каирских фанатов. Потасовка спровоцировала панику и давку на трибунах. В результате бойни погибло 73 человека, не меньше тысячи ранены. Высший совет вооруженных сил Египта объявил трехдневный траур. Фельдмаршал Хусейн Тантави призвал расследовать случай вопиющего хулиганства.
Мужчина отставил чашку и закрыл лицо руками. Его бил озноб. Это был не городской сумасшедший и не ранимый человек. Напротив, он работал следователем в местной прокуратуре Порт-Саида. Позавчера силовик получил на автоответчик сообщение от источника из фанатских кругов.
– Салям. Я помню, что ты для меня сделал, поэтому слушай. Завтра на футболе будет слишком жарко. Помнишь, прошлым летом фанаты «Аль-Ахли» творили беспредел на улицах нашего города? Бросали камни в горожан, провоцировали драки? Так вот, наши хотят им отомстить. Несколько наших самых творческих отморозков даже записали каирцам песню, в духе «Мы всех вас перебьем, прощайтесь с матерями и пишите завещания перед тем, как сесть в поезд до Порт-Саида». Шутки шутками, но настрой у парней и правда слишком агрессивный. Их пыл распаляют какие-то провокаторы из числа политиков. Думаю, эта информация поможет твоей карьере в органах.
Следователь был честным малым: все, что он хотел в этой жизни, не стать похожим на своего отца. Тот был типичным портовым полицейским тех лет: курил гашиш и промышлял контрабандой, собирал дань с торговцев и давал взятки покровителям-чиновникам.
Весь следующий день он пытался связаться с ответственными чинами из полиции, но все отмахивались от него, как от назойливой мухи. Позвонил приятелю из спецназа, но тот тоже не воспринял его всерьез: «Не парься. Фанаты – наша головная боль, но мы всегда с ними справлялись. Ты чего это там, в паранойю впал?».
Из минарета прозвучал мелодичный призыв к молитве, который заглушал гудок заходящего в порт контейнеровоза. Следователь цедил кофе, смотрел новости и отчаянно винил себя.
***
Фанаты «Аль-Ахли» добирались в Порт-Саид с приключениями: их поезд остановили на промежуточной станции, пересадили на автобусы и повезли к стадиону в сопровождении полицейских и военных.
Матч начался с получасовым опозданием из-за организационного бардака. Разозленные голом гостей, фанаты «Аль-Масри» пытались вырваться на поле в перерыве. Особенно когда на секторе гостевых ультрас появился баннер: «В Порт-Саиде у мужиков нет яиц, они просто плаксивые бабы».
Во втором тайме «Аль-Масри» забил три мяча, а после финального свистка тысячи болельщиков выбежали на газон. Фанат Мохаммед Хамуда праздновал третий гол своей команды, когда полицейский на кромке поля поймал его взгляд. Кивком головы он показал на выход из сектора, который был открыт.
На радостях толпа погнала в раздевалки футболистов и тренеров «Аль-Ахли», подгоняя их тумаками. «Меня били руками и ногами, потом вытащили за пределы стадиона», – говорил бразильский тренер Мануэль Жозе.
Потом полицейские расступились и позволили распалившейся людской массе штурмовать гостевой сектор. На табло стадиона показывали запись прибытия автобусов с фанатами «Аль-Ахли», что еще сильнее разжигало ультрас хозяев.
Сначала прогремел залп из файер-ракетницы, потом в ход пошли палки, мачете и «розочки» от бутылок.
«…И тут на стадионе резко погас свет, – рассказывал в интервью The Guardian Мохаммед Хамуда. – Люди не понимали, что творится вокруг. Лишь вспышки огней озаряли горизонт, и я видел, как фанатов «Аль-Ахли» сбрасывали с парапетов. Один парнишка сам спрыгнул от страха. Образовалась давка, потому что выходы из сектора кто-то специально закрыл. Мне попадались на глаза люди с ножами и мечами. Я их раньше не видел, они не из Порт-Саида».
«Они кричали, что принесли для нас погребальные саваны, а потом атаковали наш сектор, – говорил агентству Reuters фанат «Аль-Ахли» Мохаммед Саид. – Мы пытались сбежать по туннелю, но выходы кто-то заблокировал цепями, а свет не горел. Они стреляли по нам резиновыми пулями. Рядом со мной бежал семнадцатилетний парень по имени Ислам, а затем он внезапно свалился, и я увидел, что его затылок пробит кортиком. В его глазах погасла жизнь».
Толпа фанатов «Аль-Ахли» напирала на закрытые ворота, многие погибали от удушья. «Я лежал практически без чувств. Ко мне подошли несколько парней, один из них потянул меня за волосы. Но второй сказал: брось его, не видишь – он уже мертв», – вспоминает один из выживших болельщиков. Как говорят очевидцы, фанаты хозяев издевались над трупами и блокировали машины скорых, которые пытались прорваться к раненым.
Полиция бездействовала, хотя внутри стадиона было около пятисот спецназовцев со щитами и спецсредствами. Снаружи стадиона полицейские вообще куда-то пропали.
Несколько фанатов сбежали в раздевалку «Аль-Ахли» вместе с футболистами и тренерами. Один из них умер прямо на руках звездного полузащитника Мохаммеда Абутрика.
«Это не футбол, это война! Нас никто не защищал, полицейские просто стояли и смотрели! У нас тут трупы в раздевалке! Человеческая жизнь вообще ничего не стоит», – кричал в трубку Абутрика, которого вывели в прямой эфир прямо из раздевалки. Египетская армия отправила в Порт-Саид вертолет, чтобы переправить команду в Каир.
Кстати, сейчас Абутрика, чьи голы на Кубка африканских наций радовали всю страну, рискует получить тюремный срок. Его обвиняют в финансировании организации «Братья-мусульмане», которую после свержения военными президента Мухаммеда Мурси признали террористической.
***
Фанатов «Аль-Ахли» держали на стадионе в оцеплении солдат три часа. Местных, которые хотели помочь, не пропускали. Затем военные доставили избитых болельщиков на железнодорожную станцию. В темном поезде без освещения они ехали всю ночь, а их сердца раздирали стоны раненых. Никто из них не обратился в больницу Порт-Саида из-за страха быть добитым.
В Каире платформы были переполнены. «Те, кто вышел из вагонов, были похожи на солдат, вернувшиеся с войны», – говорил корреспондентам 11freunde каирец по имени Али, который искал на вокзале своего друга-фаната.
Али тоже хотел поехать на футбол, но пришлось остаться на работе. Он проводил приятеля на поезд не так, как обычно – более трогательно, что ли. Даже попытался обнять.
«Эй, ты чего? В геи записался?», – смеялся друг. Теперь он не отвечал на телефон, но многие потеряли свои трубки в пылу бойни или были ограблены.
Одна женщина рассказывала в эфире «Аль-Джазира» историю, от которой становится очень паршиво. Она пыталась дозвониться до младшего брата, но вызов принял незнакомец: «Мы его прикончили».
На неуверенный вопрос женщины о том, кто с ней разговаривает и где ее брат, мужчина ответил: «Ты говоришь с убийцей твоего брата».
***
Небритый и помятый следователь допивал третью чашку кофе и долго склеивал в голове факты. Губернатор провинции Порт-Саид впервые за долгое время не приехал на футбол, глава региональной службы безопасности тоже куда-то пропал именно в этот день. Странно ведь, так?
Фанаты были главной боевой силой египетской революции на площади Тахрир, которая повалила режим Хосни Мубарака. За пару недель до трагедии фанаты «Аль-Ахли» начали распевать оскорбительные кричалки в адрес Военного совета, который взял власть после свержения бессменного президента. Якобы 76-летний генерал ничуть не лучше 83-летнего диктатора. Могли ли старые элиты спровоцировать побоище, чтобы принизить роль фанатов в революции и уничтожить, как потенциальных политических противников? Все может быть…
Но с другой стороны, жители Порт-Саида всегда недолюбливали Каир, чувствуя себя на фоне столицы бедными и обездоленными. Матчи этих команд часто заканчивались погромами, драками и сгоревшими машинами. Полиция же сейчас дезориентирована, напугана и очень слаба.
Через некоторое время следователь услышал историю капитана «Аль-Масри» Карима Зекри и его брата Мохаммеда, которую они рассказали британскому писателю Исламу Иссе. Они уверяли, что трагедия была запланирована властями. Аргументов приводили немало: полиция не обыскивала фанатов и даже не проверяла билеты, часть головорезов зашла на стадион под конец матча, выходы из гостевого сектора были специально заблокированы, некоторые даже заварены.
«У меня много друзей, которые были на стадионе, и они клянутся, что полиция подстрекала: иди и выбей из каирцев все дерьмо, ведь они говорят, что вы – не мужчины», – отмечал Мохаммед Зекри, который смотрел матч в кафе возле стадиона. – После перерыва я увидел около десятка вооруженных бандитов, которые собирались прямо перед носом полиции. Никто из полицейских не шевельнулся. У этих ублюдков были мачете».
«Мы вышли из своих раздевалок и зашли в раздевалку «Аль-Ахли», чтобы удостовериться, что все в порядке. Но там мы увидели катастрофу, – вспоминал Карим Зекри. – На полу лежали трупы. Я выбежал в туннель, чтобы помочь фанатам «Аль-Ахли», многих людей просто раздавило в толпе».
Каждая политическая сила попыталась свалить вину за трагедию на других: радикальные «Братья-мусульмане» обвиняли военных, военные говорили об озверевших футбольных хулиганах. Сами фанаты клеймили чиновников режима Хосни Мубарака, многие из которых сохранили должности, влияние и капиталы после революции.
73 человека, в том числе девять полицейских и два должностных лица клуба «Аль-Масри», были обвинены в трагедии. Десять из них получили смертные приговоры, плюс один заочно.
Следователь так себя и не простил: начал пить, подал в отставку из прокуратуры Порт-Саида еще во время президентства Мухаммеда Мурси, а теперь работает охранником в порту.
Сборная Египта впервые за 28 лет пробилась на чемпионат мира, но смотреть футбол седовласый, хоть еще и не старый мужчина больше не может и не хочет. Когда до него доносится шум трибун, перед глазами возникают образы тех парней, которых пять лет назад так и не получилось спасти.
***
Чумной доктор советует почитать:
Одноногий болельщик прославился, празднуя выход Египта на ЧМ. Теперь ему подарят протез
«Братик, забери меня домой». Трагическая судьба первого словака, игравшего в «Реале»
Фото: EPA/STRINGER; globallookpress.com/Ahmad Radi/Xinhua/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Ed Giles; globallookpress.com/Ayman Mose/Xinhua/ZUMAPRESS.com
Вперёд, бери калаш в руки и на войну! Добровольческие иностранные легионы во всем мире существуют, да и непризнанных бандформирований полно! В конце концов, можешь профессиональным военным стать. Выберешь уж что нибудь по вкусу!)