6 мин.

Бандито-гангстерито. Чем грозит «Ювентусу» новый кальчополи

Мафия, интриги, суды, Аньелли. Андрей Клещенок – о том, кто пытается свергнуть «Ювентус» с итальянского трона.

Когда-то давно я спросил, кто в Италии ненавидит «Ювентус», и старый альпино сказал мне: «Все. Кроме тех, кто за него болеет».

Недавно федерация отстранила Андреа Аньелли. Я расскажу вам, как «Синьора» осталась без президента. И расскажу, кто за этим стоит.

Эта история началась летом прошлого года, когда в Пьемонте арестовали 18 мафиози. Среди прочих взяли Саверио и Рокко Доминелло – верхушку одной из туринских семей. Им уже навесили срока подлиннее и взяли на полное гособеспечение за покушение, убийство и вымогательство. В общем, победа.

На том бы и закончилось, но на суде прозвучало имя: Аньелли. К несчастью, Доминелло возглавлял фанатскую группировку «Ювентуса». К ещё большему несчастью, он представлял Ндрангету.

Тогда-то всё и началось.

Досье. Ндрангета – калабрийская мафия, самая могущественная в Италии. О неаполитанской Каморре слагают песни, о сицилийской Коза Ностре – легенды, но безвестные калабрийцы – самые могущественные и безжалостные мафиози Италии.

В Ндрангете – от трех до пяти тысяч мафиози, разбитых на ндрины (семьи). Каждая ндрина держит свой район. Семьи Ндрангеты есть по всему Евросоюзу, в Канаде, Аргентине, Австралии. Под Брюсселем мафия купила целиком небольшой город – проще проворачивать дела.

80% наркотрафика ЕС – это Ндрангета. Порты Калабрии – это Ндрангета. Виллы на Ривьере и курорты в Болгарии – Ндрангета. Итальянские ресторанчики по всей Европе – тоже Ндрангета.

Годовая выручка – 50 миллиардов евро.

Четыре года назад на «Ювентус Стэдиум» объявилась новая фанатская группировка – I Gobbi. Ее лидером был некий Рокко Доминелло – никому не известный, но очень энергичный молодой человек. За несколько лет он обзавелся широчайшими связями, добравшись даже до глав ультрас-объединения Drughi – самой влиятельной фанатской группы «бьянконери».

Весной 2015 года люди Доминелло прибыли на матч против «Реала» с кипой билетов, которые продавали с накруткой в 200 евро. Квитки на сорокатысячник уходили влёт. Через год следствие предположит, что Ндрангета заболела «Ювентусом» именно для перепродажи.

Предположения полиции должен был подтвердить Дино Моччиола – лидер Drughi – но он исчез, как только началось следствие. Тогда заговорил Чичо Буччи, один из фанатских лидеров и консультант «Юве». Буччи рассказал суду о деятельности Ндрангеты по перепродаже билетов. Через два дня он погиб – спрыгнул с моста. Сам, разумеется.

«Ювентус» в этой истории был стороной пострадавшей. Окружной прокурор Армандо Спатаро сразу объявил, что клуб – вне расследования. Аньелли проходил по делу как свидетель.

Тут-то и вмешался в дело Джузеппе Пекораро.

Досье. Джузеппе Пекораро – главный прокурор FIGC (Итальянской федерации футбола). Скользкий и изворотливый законник, который из передряг выходит суше, чем гусь из воды.

В 2002-м назначен шефом полиции Рима. Первым делом новый префект отозвал полицейский эскорт советника премьер-министра Марко Бьяджи. Политика убили, но Пекораро сохранил должность – косяк простили по неопытности.

В 2011-м – Джузеппе был уже окружным прокурором Рима, – его имя всплыло в Мафия Капитале, большом расследовании о связях чиновников с преступностью. Пекораро выкрутился.

При нем были высланы из Италии Алма и Алия Шалабаевы, жена и дочь Мухтара Аблязова. Депортация признана незаконной, но прокурор сохранил должность. При нем ультрас «Ромы» застрелили фаната «Наполи». При нем 200 тысяч римлян сожгли здание Минобороны и едва не захватили город. Но Пекораро всегда выкручивался.

Болельщик «Наполи».

Пекораро переключился на спорт, сменив на посту прокурора FIGC легендарного Стефано Палацци. Того самого Палацци, которые спустя год по истечении срока давности доказал, что «Интер» был виновнее всех в подкупе судей в Кальчополи. Тот самый «Интер», который собрал все плюшки после срежиссированного падения «Ювентуса».

Пекораро объявил, что у него есть запись телефонного разговора между Аньелли и Доминелло, и потребовал судить «Ювентус» за связи с мафией. С этого дня начинались серьёзные проблемы: связи с ОПГ обошлись бы туринцам дороже Моджигейта.

Джузеппе красиво пел, размахивал руками, но предоставить прослушку не смог. История хирела, едва начавшись. Тогда в деле появилась Антимафия.

Досье. Парламентская комиссия по борьбе с мафией – мощный аппарат, получивший широкие полномочия в объявленной войне преступности. Возглавляет Антимафию Розария Бинди – бывший министр здравоохранения, одна из самых влиятельных женщин Италии.

Известна феминистической пикировкой с Сильвио Берлускони, которую бывший премьер закончил блестящей публичной речью перед выпускницами медунивера: «Рад видеть здесь столько красивых девушек-отличниц, которые, безусловно, ничем не похожи на Рози Бинди». Болельщица «Фиорентины».

Борьбу с мафией в спорте курирует ее секретарь – Марко Ди Лелло. Неаполитанец. Болельщик «Наполи».

У этой парочки есть рычаги, и они не боятся на них нажимать. «Ювентус» был привлечён к делу без обоснования – только на основе слов, сказанных высокопоставленным болельщиком «Наполи».

И завертелось.

20 мая на суде выступил Андреа Аньелли. Обвинение потребовало дать объяснения телефонному разговору с Доминелло, копию которого Пекораро переслал защите. «Мы не слышали эту запись. Кто-то лжёт», – ответил адвокат миллиардера.

К ответу призвали Пекораро. Бравый законник сослался на ошибку, а потом обвинил в возникшей путанице окружного прокурора Турина. И просчитался. Сложно наехать на Армандо Спатаро. Даже у ЦРУ не получалось.

Досье. Армандо Спатаро – 68-летний окружной прокурор Турина. Цвет итальянской юриспруденции, акула правительственных войн между Проди и Берлускони. Ветеран операции «Чистые руки», которая выявила среди политиков полторы тысячи мафиози.

Стал легендой после незаконного похищения имама Абу Омара, которое провернуло ЦРУ при помощи итальянской военной разведки (СИСМИ). Пять лет расследовал дело, раскрывая агентурную сеть американской и итальянской разведки. Пошел против правительства Италии, вступившегося за ЦРУ, не побоялся слежки, угроз и спешно начатого расследования, которое безуспешно искало на него компромат.

Первый человек в истории, который привлек к уголовной ответственности агентов ЦРУ за пределами США.

Спатаро публично разоблачил Пекораро. Дело «Ювентуса» закрыли, даже не начав. Доминелло сел. Не будь он видным фанатом, Аньелли не фигурировал бы даже свидетелем.

Пекораро, сфабриковавший обвинение, привычно выкрутился. Теперь «Юве» проходил по статье 12 Кодекса спортивной этики. Аньелли обвинили в том, что он предоставил фанатам больше разрешенного количества билетов. Максимальное наказание по статье – штраф в 50 тысяч евро.

Дело перешло в юрисдикцию прокурора FIGC – то есть Пекораро. Блюститель несуществующих прослушек предложил «Юве» сделку: признание в обмен на легкую 9-месячную дисквалификацию и 8-миллионный штраф. И получил изящный ответ, облагороженная публичная квинтэссенция которого: «Зачем клубу платить восемь миллионов, когда максимальный штраф – 50 тысяч?»

Развязку вы знаете. Аньелли отстранен на год. «Ювентус» заплатит 300 тысяч евро.

Чем это грозит «Старой синьоре»? Ничем. Новый кальчополи проиграл. Он остался там, в обвинениях о связях с мафией, которые грозили огромными проблемами. Остальное – чисто спортивные нюансы.

Аньелли вернется через год, а пока обойдется без формального статуса. Изменится только подпись на бумагах. Большего Пекораро не добьётся даже в самых лазурных чаяниях. Трибунал FIGC уже превысил полномочия, нарушив максимально предусмотренное наказание.

У этой истории не будет развития. Но будут другие. «Ювентус» ненавидят все – кроме тех, кто за него болеет.

Когда стервятники промахиваются – они заходят на новый круг.

***

Телеграм автора

Итальянский футбол соответствует авторскому чувству прекрасного. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые тексты!