Димитар Бербатов и прикосновение к совершенству
Юэн Райс-Коутс пишет свою оду изящному творцу прекрасного футбола.
Если бы была возможность просмотреть происходящее вокруг от лица Димитара Бербатова, вероятно, это выглядело бы подобно кадрам из фильма «Начало». Игроки бы пробегали мимо в прогулочном темпе с лицами, искаженными от напряжения, и блестящими на солнце каплями пота. На фоне – затянувшийся гул толпы, практически неслышимый. Упорная работа и трудолюбие больше не важны. В этом бесконечном сне важно лишь то, как ты обращаешься с мячом.
Бербатов старательно обходит все эти замедленные фигуры с особым чувством собственного превосходства, сам определяя, что произойдёт дальше. Мяч даже не успел дойти до него, а в его голове уже чётко прорисованы все дальнейшие действия. Получение мяча, который, несомненно, идеально обработает, - спуск крючка, за которым последует его проход между защитников на фоне рёва толпы, подкаты пролетят мимо, и лишь затем планета снова начнёт крутиться на привычной скорости.
Это было и даром, и проклятьем. Манера Бербатова блуждать по полю будто под действием чего-то наталкивала многих на вывод, что его лень перевешивает его умения. Но это была лишь внешняя оболочка, скрывавшая за собой его великолепие, не требовавшая от него самого никаких усилий.
Игроки, подобные Бербатову, неизбежно получают восхищение и критику в одинаковой мере. Ему удавалось играть на публику на практически недостижимом уровне, за что даже в его честь была названа шуточная религия – «Бербалицизм» - обожествление игрока, демонстрирующего красивую игру, как никто иной. Но с другой стороны, болгарин часто подвергался жёсткой критике за это мнимое отсутствие интереса к игре. Несомненно, он обладал талантом, но в той же мере он мог 90 минут оставаться абсолютно незаметным, прогуливаясь по полю, будто исполняя роль Винсента Карлеоне из трилогии «Крёстный отец».
Эта способность Бербатова вызывать столь противоположные эмоции преследовала его. Он присоединился к софийскому ЦСКА – топ-клубу по болгарским меркам – в 17 лет. Но, несмотря на впечатляющую статистику, он быстро лишился поддержки родного клуба после невзрачного выступления против их заклятых соперников – «Левски». Втянутый в конфликт с болельщиками, Бербатов впал в депрессию. Болельщики клуба, который он любил с детства, показывали ему с трибун средние пальцы. Как потом признавалась его мать, «вероятно, это был худший период в его карьере».
Димитар в ЦСКА София
Подавленное состояние ухудшилось, когда с юным футболистом произошла история, достойная сюжета голливудского триллера, - он был похищен болгарской мафией. Как оказалось, за похищением стоял Георги Илиев – владелец другой болгарской команды «Локомотив Пловдив». Его намерения были ясны – он хотел запугать юношу и заставить присоединиться к своей команде. Отцу Бербатова удалось разрешить ситуацию, и всё же Димитар чувствовал себя изгоем в Болгарии.
Вскоре Бербатову пришлось покинуть любимую родину. В свой состав его позвал леверкузенский «Байер», впечатлённый голеадорскими подвигами за ЦСКА. Тогда он раскрылся окончательно. Ему удалось попробовать себя на самом высоком уровне европейского футбола – даже в финале Лиги чемпионов 2002 года против «Реала». И везде на своём пути Бербатов демонстрировал магию, завоёвывая мысли европейских топ-тренеров.
Несмотря на интерес «Ливерпуля», летом 2006 года Бербатов присоединился к «Тоттенхэму». Болгарин быстро стал центральной фигурой в своей новой команде, играя в дуэте с Робби Кином и забив 46 мячей за два сезона. Его влияние на команду выражалось не только в числе голов. У фанатов «шпор», загипнотизированных техничной виртуозностью Бербатова, завязалась к нему крепкая любовь.
Неудивительно, что элегантность Бербатова и его чистейший гений ценились. Но смог бы он стать тем, кто вывел бы «Тоттенхэм» на лигочемпионский уровень? Слабая защита команды помешала этому свершиться, но эта неудача едва ли поколебала восхищение фанатов «шпор».
Бербатов демонстрировал в «Тоттенхэме» «настоящий» футбол в непосредственном и притягательном стиле. Влияние его было так велико, что его уход в «Манчестер Юнайтед» летом 2008 года оставил дыру в составе, которую восполнить не удалось. Как следствие, в следующем сезоне «шпоры» забили лишь 45 мячей.
А для Бербатова всё складывалось гораздо лучше. Сэр Алекс Фергюсон, так упрямо пытавшийся заполучить болгарина, наконец смог это сделать. Сумма трансфера составила 30 миллионов фунтов стерлингов, огромная цифра в те времена. Как объяснял сэр Алекс в своей автобиографии, Бербатов «обладал умением Эрика Кантона или Тедди Шерингема: пусть и не будучи быстрым игроком, он мог поднять голову и отдать креативную передачу». Это отличало его от Уэйна Руни и Карлоса Тевеса и, по мнению Фергюсона, оправдывало его существенную трансферную стоимость.
Такой стиль игры Бербатова позже стал и причиной упадка его карьеры. После поражения от «Барселоны» в финале ЛЧ 2011, Фергюсон начал прививать команде быстрый стиль игры. При таком стиле Бербатов выпадал из игры, и роль болгарина со временем стала не нужна команде. Сам Бербатов считал, что это происходит из-за того, что у команды «не остаётся времени на интеллектуальный футбол, на продумывание комбинаций и красивых передач».
Фергюсон был склонен соглашаться с этим: «Мы действуем на определенной скорости, и ему сложно вписаться в такую игру. Он не относится к скоростным игрокам». Его манера медленно возвращаться обратно после потери мяча ярко демонстрировала, что он не подходит для высокоинтенсивного футбола, которую Фергюсон хотел видеть.
Но даже рассказывая о причинах его ухода, нельзя забывать о тех моментах, в которых он демонстрировал свой класс. К примеру, его третий мяч в матче, закончившемся уничтожением «Блэкберна» со счётом 7-1. Подобрав мяч около своей штрафной, он обменялся пасами с Патрисом Эвра, после чего отдал превосходную передачу на Нани, подключившемуся по флангу.
От самой штрафной Бербатов в одиночку организовал быструю контратаку. Неспешно пройдясь до штрафной «Блэкберна», он сам же её завершил, закрутив мяч в верхний левый угол ворот. В этом и был весь Бербатов, наблюдать за этим было чистым удовольствием – тотальный футбол во всём своём великолепии.
Но несмотря на то, что по таланту он был сравним (а может и превосходил) величайших игроков в истории «Манчестер Юнайтед», Бербатову не хватало, по словам Фергюсона, качества, которым обладали лишь настоящие легенды, – непоколебимой верой в собственные силы. Именно поэтому подобные Эрику Кантона навечно вплетены в историю клуба, а карьера Бербатова в «Юнайтед», несмотря на всю его технику, может быть описана, скорее, как не оправдавшая надежд.
Тем не менее, его статистика в «Манчестере», с какой стороны бы не посмотреть, впечатляет. 57 забитых мячей за 4 сезона и разделенное с Тевесом звание лучшего бомбардира сезона 2010/11. Но порой безжизненная игра также отпечаталась в памяти многих.
После игры в, вероятно, самом большом клубе мира, для многих удивительным стал его переход в «Фулхэм», несмотря на интерес «Ювентуса» и «Фиорентины». Он снова оказался в команде Мартина Йола, который вновь, как и в «Тоттенхэме», рассчитывал на него как на ключевого игрока команды. Он вновь стал суперзвездой.
Мартин Йол идеально описал легендарное первое касание Бербатова. «Всё, пролетавшее мимо, оказывалось на его ноге». Мяч будто повелевался его желанию. В интернете можно найти бессчётное количество подборок с дриблингом Бербатова – с какой бы скоростью не летел мяч, он каким-то образом останавливается на его ноге. Бербатов мог предложить команде большее, чем просто забитые голы.
После двух сезонов в «Фулхэме», были мимолетные эпизоды в «Монако» и ПАОК. Сейчас Бербатов оказался в «Керала Бластерс» из Индийской суперлиги, где он воссоединился с Рене Меленстеном, с которым он уже работал в «Юнайтед» и «Фулхэме». Ему уже 36 и, вероятно, этот сезон станет последним в его карьере. Его славное царствование подходит к концу.
Карьеру Димитара Бербатова нельзя описать командами, в которых он играл, или влиянием, оказанным им на эти команды. Вместо этого, стоит его ценить за его индивидуальность и исключительность. Некоторые могут обвинять его в высокомерии и лени, но его непорочная любовь к красивому футболу, точные передачи и изысканное завершение атак – именно эти качества характеризуют его лучше всего, а не отказ следовать академичности английского футбола.
Будет уместно вспомнить слова самого Бербатова: «С мячом надо быть столь же нежным, как и с женщиной». Именно этим он и должен запомниться: воплощение красоты футбола в его сияющей форме.
Источник: ManUtd.one
Автор: Юэн Райс-Коутс
Перевод: Кантемир Бажев
Редактура: Руслан Копылов
Следите за нами в социальных сетях: Вконтакте \ Twitter \ Facebook \ Instagram
"Это было и даром, и проклятьем." - вот уж верно сказано. Быть гением не всегда просто.