Роджер Лукаку: человек, который создал Ромелу
История о Роджере Лукаку и о том, как он сделал из сына лучшего футболиста Бельгии.
Роджер Лукаку, обдумывая будущее своего первенца, в последнюю очередь желал, чтобы он шагал по его стопам, потому что ему известны реалии африканского футбола. «Я был там, и я знаю, что это: билеты на самолет, которые никогда не оплачивались, преступления... Я видел все это в 90-х годах и не хочу, чтобы мой сын прошел через то же самое». Это была первая мысль, посетившая его. Об успешной карьере здесь, в Бельгии, можно было только мечтать.
Собственно, что ему дала жизнь эмигранта? С момента переезда сюда в 1990-м за 9 лет он так и не сумел надежно закрепиться в нескольких командах первого дивизиона. Он обрел здесь скудный неудачный опыт, но вместе с тем и семью. Профессиональный контракт с «Остенде» истек 16 мая, и ничего другого, кроме как играть в футбол, тридцатитрехлетний форвард не умел. Мысль о финансовых доходах стремилась к одному: все-таки придется играть в любительской лиге, ведь нужно еще и содержать родных в Конго.
По настоянию отца 1 сентября Ромелу пошел в школу Святого Яна Берхманса, расположенную за милю от Винтама, маленькой деревушки, где находилось социальное жилье семьи. Однажды, когда Роджер приехал забрать его, пришлось ненадолго, как казалось на первый взгляд, задержаться.
«Папа, посмотри, что я умею», – ребенок указал на поле, где играли в футбол его сверстники, и присоединился к ним. Это походило на небольшую хитрость: «Я знал, что я лучший в своем классе». И уже в шесть лет он хотел стать профессиональным футболистом: «Когда вы видите, как ваш отец играет в первом дивизионе и как толпа поет имена футболистов, вы тоже этого хотите». Дома мальчику всегда было скучно, и после игры под предлогом этого он сказал, что, возможно, стоит попробовать свои силы на более высоком уровне.
Будучи под впечатлением, Роджер отвел сына в машину и направился в спортивный магазин за бутсами и формой. По дороге на тренировочную базу ФК «Бум» – первого клуба, куда он сам пришел в 1990-м – Роджер рассуждал: «Если передать свой опыт, позаботиться об окружении и не допустить, чтобы Ромелу совершил те же ошибки, его карьера сложится лучше. Правда, было бы достаточно и того, что он просто будет тренироваться и получит образование».
Символично, что в 1999-м году Лукаку-старший простился с профессиональным футболом, когда его сын в столь юном возрасте грезил о нем… Или не простился? Как только стало известно, что Ромелу прошел отбор, Роджер присел перед сыном и строго отрезал: «У тебя есть цель… – вздохнул он и добавил: – И все, чтобы достичь ее».
На тренировках Ромелу демонстрировал неимоверное рвение и инициативу, пытаясь как можно скорее положить мяч в сетку и почувствовать, что забил. С этим боролся наставник, и в один момент он произнес: «Давай ты будешь играть в одиночку, потому что ты только это и делаешь, тебе, очевидно, не нужны твои товарищи по команде». К этому мальчик был готов и отреагировал без излишеств.
Лукаку вспоминает: «Я не знаю почему, но понимаю, что критика будет всегда. Это не ново для меня: мой отец подготовил меня к этому, когда мне было шесть лет».
У Роджера не всегда была возможность отвозить Ромелу на машине, причиной тому – выступления за малоизвестный «Аат», и тренеру часто приходилось звонить, чтобы узнать, приедет ли Лукаку. Если нет, то справедливо, что следующую игру он проводил на скамейке. Однако Роджер завязал с ним хорошие отношения, и подобные проступки не переносились на личностный уровень и не стали проблемой: «Я не мог сердиться, его родители – очень приветливые люди».
Спустя год брат Ромелу, Джордан, сделал два аналогичных шага, и теперь они вместе шагали в школу, потому что у родителей не было денег, чтобы купить велосипеды, им приходилось преодолевать 2-3 мили каждый день, учитывая обратный путь. Они были вынуждены экономить из-за низкой зарплаты. Мать Адольфин работала уборщицей. Благо, директор школы Иво Марнеф был хорошо осведомлен, как обстоят дела в семье, и он временно предоставил Роджеру работу молодежным тренером за крошечную зарплату – хоть что-то можно было отправлять в Конго.
Интенсивность тренировок с «Рупель Бум» была недостаточно высокой, и с 2003-го сыновья в течении года тренировались с близко находящимся местным любительским клубом «Винтам», а затем был «Льерс».
Братья Лукаку были очень разными, в некотором роде антиподами. Джордану не доставало концентрации, что ставило под сомнение его успех в школе. У окружающих складывалось впечатление беззаботности, ощущение, что он не думает о своем будущем. Кое-что он перенял от отца, в особенности черту говорить то, что думает в действительности, даже если это их беспокоит. Стив де Буйзер, тренер, который работал с братьями в «Винтаме», вспоминает: «Джордан не может прекратить говорить, он очень импульсивный и гораздо более открыт, чем Ромелу».
В отличии от него, Ромелу унаследовал характер мамы, был очень спокойным, чрезвычайно сосредоточенным мальчиком и знал, чего хочет. Он, всегда задумчивый, пытался найти в себе проблемы, потому что ему было очень скучно, если он не улучшал себя.
Когда Ромелу было восемь лет, отец наглядно показал, что в жизни футбольная карьера никак не должна быть приоритетней учебы. Некогда из-за одного плохого доклада в школе он лишил ребенка игры на целый год. «Я никогда бы не хотел пройти через это снова», – говорит Ромелу. Таким образом он обрел самодисциплину. Заметив это, Роджер не изменил позицию и планировал гнуть свою линию: «У тебя есть младший брат, и поэтому я буду жесток с тобой, ты должен быть для него примером».
Самое большое счастье ждало семью в 2006 году. В их дом пришли двое представителей «Андерлехта», чтобы подписать Джордана. Ромелу спустился с верхнего этажа поздравить брата, и один из представителей, увидев его, вышел за дверь, чтобы взять еще один образец бумаг. Это было большое везение для Роджера. Помимо того, что спустя год начала работу программа «Фиолетовые таланты», им представили Питера Смитса – личного помощника, занимающегося сопоставлением школьных занятий с графиком тренировок. К тому же любой из них мог обратиться к нему за советом.
Герман ван Хольсбек – спортивный директор «Андерлехта» – обратился к представителю Фламандского сообщества Бельгии Брюсу Гай Ванхенгелю, который отвечал за вопросы образования, с предложением создать проект, согласно которому молодые футболисты смогут учиться по специальному плану без вреда для игровой практики. То есть утром они будут пропускать уроки, чтобы тренироваться, а вечером получат учебный материал. И братья после года обучения в Синт-Никласе, где можно получить лишь общее образование, поступили в Синт-Гуидо.
Во время первой тренировки с U13 Ромелу, как оказалось, не был достаточно устойчивым и техничным. «В 12 лет это очень деморализует. Остальные смеялись надо мной». Еще бы. Он впервые встретился с талантами иного калибра, такими как Джуниор Маланда, Аднан Янузай, Сейдина Диарра, Тика Мусонда и Луманза-Лемби. Кто-то из подростков спросил, почему у него на спине номер 76. Ответ ожидаемо вызвал удивление: «Столько я забил за "Льерс" в предыдущем сезоне».
И только благодаря усердному труду – чего искреннее жаждал больше всего, – он адаптировался, и через несколько месяцев Ромелу соревновался с пятнадцатилетними ребятами. Это вызвало интерес «Челси» и «Арсенала». Но тщетно. Когда ему самому исполнилось 15, то Ариэль Якобс разрешал ему тренироваться с резервистами. Успех заключался не только в усердной работе: «В возрасте 15-ти лет тактически я был очень силен. Когда я встретился с тренером моей возрастной группы в академии, я знал заранее, что он собирается сказать обо мне. Как только я выходил на поле, я знал каждое свое действие с первой до последней минуты».
Широкую популярность в Бельгии Ромелу Лукаку обрел, когда дебютировал за основную команду «Андерлехта» спустя 11 дней после своего шестнадцатилетия. В начале осени 2009-го началась съемка документального фильма, повествующего о школьных буднях многих учеников, а не только Ромелу. Назвав его «Школа Лукаку», создатели сделали хорошую рекламу своего продукта. Демонстрируя впечатляющие показатели голов, в декабре Лукаку был назван лучшим спортсменом Бельгии по мнению журналистов.
В конечном итоге он стал лучшим бомбардиром и принес «Андерлехту» чемпионство, что означало выход в Лигу чемпионов. Ромелу, ослепленный успехом, хотел отпраздновать событие с товарищами и спросил: «Папа, я могу пойти на дискотеку?»
Ответа, однако, он не услышал. Лишь уловил устрашающий взгляд отца, способный спустить его с небес и напомнить, что у него есть младший брат и что завтра занятия в школе. Роджер не чувствовал ни капли угрызения совести или сожаления, напротив – в душе и в сердцах у него было еще больше злости, ведь этот взгляд был обращен словно в зеркало.
Возможно, Роджер и предполагал, что иногда он слишком строг, но даже так случай был проигрышным для Ромелу: «Я перечу ему, даже когда он прав, для него это единственный способ не витать в облаках». Дома с того времени слово «ночной клуб» было похоже на «нечто, происходящее от дьявола».
Спустя годы между братьями наблюдалась все та же разница: «Лучшее качество Ромелу – это то, как он действительно может терпеть все. Если что-то не так, поверьте мне, я немедленно сообщу вам об этом ... Я живу настоящим, и я действительно не ставлю перед собой такие цели, как Ромелу». Однако это не препятствовало нахождению общего языка – им нравилось смотреть Премьер-лигу, наблюдать за атакующим, наступательным футболом, а также следить за НБА и играть в приставку.
Выступив в Лиге Европы, Лукаку теперь обратил на себя внимание почти всех грандов, но в Бельгии к тому времени был неимоверно популярен. Футболки с именем Лукаку стали самыми продаваемыми, также он имел выгодные контракты с Adidas, Panini, Seat и с производителями шоколада Kinder Bueno. По завершении сезона 2009-10 Лукаку вместе с одноклассниками совершил поездку в Лондон, где они неожиданно посетили «Стэмфорд Бридж». Здесь он чувствовал свободу и беспечность. «В Лондоне я мог пойти куда угодно: никто не просил меня сфотографироваться с ними. Обратите внимание, что я делаю это с удовольствием. Но когда я с друзьями или семьей, иногда это чересчур…».
После травмы подколенных сухожилий Ромелу, выйдя на замену на полчаса против «Нью-Сейнтс» в квалификации Лиги чемпионов 2010-11, оформил дубль. Газетчики окрестили событие как возвращение, однако Лукаку знал лучше. В дальнейшем было достаточно провести несколько неполных матчей, чтобы запаниковать. Дома Роджер достал из шкафа диски с записями матчей за «Андерлехт» и позвал Джордана; он согласился без колебаний, ведь анализировать собирались не его игру. Три вечера подряд вся семья концентрировалась на каждом движении. Ромелу пришел в замешательство, когда Роджер указал ему на совершенные глупые ошибки даже в банальной борьбе за мяч.
Отец и Питер Смитс не посвящали его в новые детали об интересе из-за рубежа, тем более о слухах. Роджер отлично знал: если бы Ромелу сконцентрировал внимание на этом или на том, что пишут в прессе, то на тренировках и матчах выкладывался бы не на полную мощь. На вопрос журналиста о том, хотел бы Лукаку играть в «Реале» Моуринью, последовал ответ: «Мой отец никогда не говорил со мной о слухах».
Моуринью поведал, что в телефонном разговоре Роджер сообщил, что его сын собирается остаться в «Андерлехте», чтобы закончить учебу. Он как раз второй год был занят профильным дипломом в сфере туризма и связей с общественностью, посещая школу Синт-Гуидо 3-4 дня в неделю. Имея в руках этот диплом, в случае серьезной травмы и дальнейшего спада формы он смог бы получить работу. Жозе выразил восхищение: «Я считаю, что это здорово. Семьи молодых игроков сегодня думают только о деньгах…».
Беспокойство отца вызывали и проблемы иного рода. В феврале «Андерлехт» потерпел поражение со счетом 3:0 против «Аякса», и частично причиной являлся тот факт, что Лукаку размещался на фланге, когда всего неделю назад в сборной он играл так, как полюбилось зрителям. К тому же Ромелу спустя два дня сообщил в «Твиттере», что до конца сезона не будет общаться с прессой.
«Я уже несколько недель в Конго, и я замечаю, что сейчас что-то случилось», – Роджер уже находился у самолета, дела с клубом «Роджолу», единолично созданного два года назад в родном городе Киншаса, отошли на второй план. Название, как вы могли догадаться, происходит от первых слогов имен сыновей и фамилии; Роджер проявил такую же креативность, как в случае с именем Ромелу, составленным со слогов полного своего имени.
Он имел неосторожность заявить публично, что хочет расспросить сына, в чем проблема, встретиться с представителем клуба, чтобы обсудить ее: «Там что-то происходит, и я что-нибудь придумаю». Это неоднозначно читалось журналистами, которые еще не отошли от рассуждений провала в Европе и возможной потери чемпионства «Андерлехта» в бельгийском первенстве. В итоге после встречи с Германом ван Хольсбеком Роджер был доволен выступлением сына в ответном матче, несмотря на поражение и вылет.
Сам Лукаку-старший столкнулся с особым, пристальным вниманием прессы впервые, поэтому совсем не странно, что Ромелу сломался. Отец просто был некомпетентен и не мог давать советы, хоть и пытался принимать все давление на себя: «Я жертвую собой, я должен защитить его». Однако это уже не имело значения, ведь когда закончится сезон, Лукаку получит диплом и сможет покинуть Бельгию.
Источник: ManUtd.one
Автор: Максим Нуйкин
Редактура: Евгения Шестакова
Следите за нами в социальных сетях: Вконтакте \ Twitter \ Facebook \ Instagram
Отец-молодец, правильное воспитание даёт сыну!