15 мин.

История вратаря без прикрас

ФУТБОЛЬНЫЙ "ТЕРМИНАТОР"

 

 

         Март 2000-го.Сборная России по футболу  готовилась к матчу со второй сборной Германии. к германской А-2 не надо относиться снисходительно: состав хозяев в общем выглядел внушительно. Риккен, Шнайдер, Данди, Пасслак, Шебечкен в разные годы призывались под знамена национальной сборной, а вратарь Бутт наверняка будет голкипером номер 3 в списке бундестренера Эриха Риббека на грядущем чемпионате Европы. Да и остальные немецкие игроки успели понюхать пороха как в бундеслиге, так и на международной арене. 

Заканчивается предматчевая  разминка. На воротах дебютант, 33-летний Евгений Корнюхин.

"Побьем тебе?" – "Давайте". Били-били, надо и отдохнуть. Собрались уходить, и вот вдруг Максим  Деменко берет мяч: "Подожди, последний удар". Ка-а-к дал! Еще мяч  полетел по очень странной траектории. Рука и мизинец моментально раздулась до больших размеров и посинела. Ну и ладно,все равно Овчинников первый номер.

        Объявляют состав – наш герой в основе! «Боссу» дали передохнуть.  Приезжаем на стадион, доктор  Васильков видит эту картину маслом«Синяя рука»и резюмирует: "Тебе играть нельзя!"  «Какое "нельзя"?! Единственный шанс в жизни за сборную сыграть! Тем более  нахожусь в классной форме. С «Торпедо» Москва-бронзовый призер!  Затейпировал-и вперед!

        … Идет первая минута матча. Немцы давят уже  с самого начала, зрители неистово гонят своих вперед, форвард выходит под углом, бьет – точно в поврежденный мизинец! Боль такая –можно с ума сойти! От немцев пропустили четыре. Все, как говорится, без вариантов для вратаря.Один гол вообще  очень невероятный. Шон Данди бежал, мяч на уровне колена – при этом головой засадил в дальнюю "девятку"! Чиркнул – и  за шиворот. Сто раз дай ему так пробить – в жизни не попадет.  В итоге победила дружба – 4-4.

        Гершкович подошел, пожал руку: "Претензий нет". В дальнейшем Корнюхина  вызывали на товарищеские матчи, но сыграть за сборную больше не довелось. Памятные суверниры, как участнику того матча- кассета с записью, фирменный костюм и куртка.

                                                                ***

        Воспитанник школы ЦСКА родился 7 марта 1967 года. В конце 1987 года, по рекомендации знакомого тренера из ЦСКА, уехал играть в «Пахтакор» Андижан. Вторая лига. Рекомендовал  Юрий Павлович Пшеничников, поигравший в Пахатакоре в свое время, откуда и переманило его ЦСКА, который хорошо знал Женю по школе ЦСКА. Говорят, чтобы не сманили москвичи Пшеничникова к себе, спортивный журналист из Узбекистана в своих колонках не отмечал  заслуги и сэйвы вратаря, а писал сухо «Мяч прошел мимо» или «Штанга». Но это другая история, к которой можно вернуться, ЕСЛИ БЛОГ БУДЕТ ЖИТЬ.

      «Возвращаюсь как-то с работы, а жена говорит – Пшеничников звонил. Ушам не поверил. Набрался смелости, перезвонил». Он и спрашивает: «Женя, ты еще мячи ловить не разучился»? Появился, оказывается, вариант в Узбекистане-Пшеничников ведь в ЦСКА в свое время из «Пахтакора» приехал, у него связи там остались. «Вылетаю из Москвы – минус десять, выхожу из самолета – почти плюс тридцать. А что же, думаю, тут летом будет! Первые две недели даже есть не хотелось, только чувство жажды постоянное. Ничего, привык. Деньги хорошие платили, а главное – доверяли мне. Первый андижанский сезон отыграл на каком-то сумасшедшем кураже». Следующий сезон - в новой команде «Пахтакор» Ташкент.

        Разыгрывали Кубок первой лиги, в финале "Гурию" обыграли. После финала праздник, выпивка и прочее.  Тренировка на следующий день. После вчерашнего сушит во рту и кружится голова. С выпивкой надо завязывать... Раз забили, второй… Один из тренеров в крик. Женя снял перчатки, бросил на газон: «Надевай и покажи, как надо». В Ташкенте на собрании вручили грамоту за победу в Кубке и объявили об отчислении.

           Вернулся в Андижан. Футбол люди любили. Особенно на матчах с лидерами зоны – "Нефтяником", "Новбахором", "Касансайцем". Игра в 16-00 – а в 11 утра уже народ на трибунах. Если хорошо играем, даже после поражения кто-то вертит кулек из газеты. Пускает по рядам. Кто-то 50 копеек положит, кто-то горсть мелочи с семечками вместе. Стадион – 10-тысячник!В московском "Спартаке" люди получали гораздо меньше!  С одной стороны от стадиона жилой массив, с другой – парк. Высокие деревья. На них народ располагался. Часто слышно было: сучок ломается, бух – упал человек. Снова карабкается. Бывало, по пять раз один и тот же падал.

           Воду в Андижане отключали в 9 утра – и до вечера. Все уходило на полив хлопковых полей. Потому Аральское море и пересохло – вода из Сырдарьи и Амударьи шла на хлопок. Люди все посудины ночью заполняли. Насос был на стадионе – качал из арыка. Вода мутноватая. Начинаешь вытираться – на полотенце коричневые разводы. А на базе летний душ спасал. Бак стоял здоровый. В комнате у каждого своя литровая кружка и ведро. Воду заготавливали, чтоб попить.

          В той зоне произойти могло что угодно."Касансаец" приехал на игру к "Аразу" в Нахичевань. Пообедали – сидят, в карты играют. Один глаза закатил – ба-бах! Завалился. Минут пять проходит – второй! Осталось как раз девять игроков. Чтоб по регламенту можно было выйти. Восемь в поле, один на воротах. Начинается матч – держатся, 0:0! То вратарь потащит, то мимо лупят. Идет длинная передача – форвард "Араза" в офсайде. Судья показывает: "Играть!" Снова бьют мимо. Мальчик из-за ворот выкатывает мяч – нападающий разворачивается и загоняет в ворота. Гол! 0:1 скрутились – и поехали домой. В общем Нахичевань – самый безнадежный выезд.

           В Андижане прямо к гостинице подгоняли бочку с квасом. Или колбы ставили со сладкой водой, конусы такие. Пацаны выйдут на жару – и давай глушить. Потом на поле чувствуешь себя, как человек-аквариум. А если кваску шибанешь – у тебя еще и брожение пошло в животе.

            Потом были восстания в Узбекистане, полыхание в Ферганской долине и возвращение в Россию. Частично бесславаное на первых порах-дабы содержвть жену и ребенка Евгений подрабатывал разноробочим в кооперативе, пил и курил чуть больше, чем надо. Нервы –то ни к черту. Но терировок не забрасывал. Чувствовал: «Еще вернусь в большой спорт!».

           …..1994 год. Корнюхин играл во второй лиге за "Вымпел" из Рыбинска(тренер Бубнов, а это всегда тяжело). На выходные приехал в Москву, был молод и горяч, лег поздно. В девять утра зазвонил телефон: "Евгений, это Тарханов. Хотим пригласить вас в "Спартак" на просмотр. Автобус от метро "Сокольники" отъезжает в 11.00". Ответ спросонья: "Не успею. Может, завтра?" Если б он хотя бы вечером набрал, я бы морально подготовился, начистил бутсы. А так от неожиданности потерял дар речи, да еще толком не проснулся. Не сообразил, какой шанс упускаю».

            Второго звонка не последовало – в такой клуб два раза не зовут. Вскоре из «Нивы» (Тернополь) Тарханов привез в "Спартак" Диму Тяпушкина. А  из "Вымпела" Корнюхин отправился в "Ростсельмаш".

С приключениями. Была договоренность, что напоследок отыграет за "Вымпел" два выездных матча. Второй проходил в Твери. «Судья внаглую душил, но полтора тайма мы держались. При счете 1:1 я отбил удар в упор, мяч выкатился за лицевую. Чудак в падении вернул его в штрафную, кто-то подставил ногу – гол. Я схватил мяч – и за арбитром. До центрального круга за ним бежал. Догнал – и со всей силы засадил мячом». Дисквалификация.

          Дебют в "Ростсельмаше" отложился на месяц. Вышел впервые против пермской "Звезды" – 0:2 скрутились. Но в следующем туре победили в Нижнекамске 2:1, прилично потрудился, а пропустил с пенальти. В автобусе Сергей Андреев произнес: "В Перми я подумал – что за смешного вратаря привезли? Но теперь вижу – нормальный парень".

           Андреев же в том сезоне еще играли забивал! В 38! Ребята увидели его в майке с огромными цифрами 1956 на груди. Прыснули: "Васильич, это у тебя на футболке год рождения написан?" Выпускали его обычно на заменку во втором тайме. Как-то дома мучались с владимирским "Торпедо". Те внизу – и вдруг уперлись. Видимо, конкуренты "Ростсельмаша" за выход в премьер-лигу деньжат подкинули. Простимулировали. Торпедовский вратарь тащил все. За пару минут до конца длинная диагональ, и Андреев влет положил мяч в дальнюю "девятку". Выиграли 1:0. Андреев говорил: "Сейчас спина болит, удар уже не тот. Вот раньше Дасаев в сборной плакал, все руки ему поломал…" Но на тренировках всем вратарям доставалось. Бил Васильич с такой силой, что руки обжигало. Причем в створ попадал всегда.

 

«Нравилось в Ростове, но ушел в «Зенит». Может быть, опрометчиво, но что сделано, то сделано».

 

           Сначала все складывалось прекрасно. Стал основным вратарем, а там еще были Сергей Приходько, Юрий Окрошидзе и Роман Березовский. Вернули «Зенит» в «вышку». В какой-то момент  почувствовал себя неуютно.  Пал Федорыча Садырина вспоминал – он хохмач настоящий! И команда как на подбор – мастера поржать. Играл в "Зените" крайний хав. В игре прошел по флангу, но забыл подать. Потом смотрим в Удельной запись, Садырин: "Игорек, все здорово, обыграл двоих! Ну передачу-то сделай качественную, что ты…" Тот оправдывается: "Федорыч, да бутсы у нас дерьмо. Вот в Европе из кожи кенгуру делают. Это да!" Садырин головой качает: "Тебе бутсы из члена кенгуру надо!"Команде мог высказать от души - с  омским "Иртышом" 1:1 закончили, играли в голубой форме. Садырин весь разбор свел к одной фразе: "Вышли на поле 11 голубых. Если б не трусы – вас бы отымели…" Он и футболистов таких подбирал, с юмором.

         Убрали Женю из "Зенита" не по его инициативе. Еще на банкете по случаю выхода в премьер-лигу Анатолий Собчак произнес ключевую фразу: "Спасибо приезжим футболистам, помогли. Дальше будем опираться на своих". Наутро прооперировали колено. Едва от наркоза очухался, в палату заглянул Валя Егунов: "В клубе повесили список игроков, выставленных на трансфер. Ты – первый…"

          Уехал в Камышин, которому после ухода в «Спартак» Александра Филимонова срочно нужен был вратарь. Наконец-то высшая лига!В 29 лет. Сергея Наталушко в Камышине застал. С "Текстильщиком" улетали на сбор в Испанию, ни одной тренировки не провел с командой. В аэропорту, сидит какой-то дед – седой, с бородой. Корнюхин уребят шепотом спрашивает– это что, массажист? Те смеются: "Серега Наталушко!"Он часто рассказывал: "Я никогда не любил с футболистами общаться. Все их разговоры не интересны. С мужиками просидеть, бутылочку раздавить – другое дело…" Но Наталушко всегда знал место и время. Командные мероприятия ни разу не пропустил.Позже  38-летний ветеран в "Сатурне" хет-трик сотворил (это самый "старый" хет-трик). Может дело в том, что  он все делал какую-то настойку  на чесноке. Приходил на завтрак, 40 капель – хлоп! Почему-то надо было обязательно молоком запивать. То ли сосуды чистил, то ли еще что. Никому секреты не раскрывал и пробовать не предлагал. Человек ни одной таблетки не выпил. Если заболевал – только народные средства. Чай с малиной и медом. И к массажисту ни разу не зашел.

         В  общем в Камышине создавалась новая команда. Новая и сырая.  С Алексеем Шияновым были примерно равные шансы, но первым номером был наш герой. В итоге –все равно  вылетели. Во многом из-за того, что у клуба кончились деньги.

        Далее -«Энергия» (Камышин)..Играл феноменально, пусть и во второй лиге. Семью надо было тянуть. Получил несколько предложений, уехал в Ярославль. «Шинник» потом четвертое место занял, в еврокубки пробился. Лучший результат в истории.

          А затем позвали в «Торпедо». Хотелось уже поиграть в столице, и  вернулся. На радостях решил бросить курить.Хотя уже несколько раз пытался бросить курить – но лишь в "Торпедо" решил: все! Было 32, хотел продлить жизнь в футболе. Месяца два продержался. Как-то после тренировки говорю: "Что курил – задыхался, что не курю. Все то же самое!" Администратор Коля Солдатов усмехается: "Если б ты сейчас затянулся – сразу бы почувствовал разницу". Прошло время, сидели в компании.То одну сигареточку,  товторую… Наутро побежал пачку покупать. С понедельника до субботы курил. На игру вышел – и все понял. Какой же кайф – без табака! Хотя встречал много товарищей, которые курили, выпивали прилично, а потом бежали, как лошадь. Еще и забивали.Феноменально отыграл. «Торпедо» играл в агрессивный футбол, не боялся атаковать большими силами когда нужно, а контратаки были просто убийственны. Да, «Спартаку» проиграли 2-4 и 0-3, но варианты  были. Коллектив был дружен, после 6 матчевой безвыигрышной серии казалась, что медалей не видать. Проиграли «ЦСКА», «Зениту». Проигрыш от «Алании» 1-2. И тут, как нельзя кстати игра с «Ураланом». Даромовые 3 очка? Ничья 2-2…. И после этого вспоминается классная серия в конце сезона. 5 побед подряд. В том числе 3-0 над будущим серебрянным призером «Локо».Гашкин был неудержим.

       Бронзовым стал тогда «Торпедо» и наш герой иже с ним. Главная награда за всю карьеру. Был первым вратарем. Жаль, что этот сезон станет лебединой песней «автозаводцев». В лидерах команды были Гашкин, Вязьмикин, Кормильцев, Семшов, Зырянов. Казалось бы - в еврокубках пошумят. Болельщики помнили как в начале 90-х на равных играли с лучшими клубами Старого Света.

Куда там! В первом своём матче «Торпедо» гостил на поле «Лозанны» в качестве фаворита..Но..

 Дважды ведя в счёте, москвичи не удержали даже ничью. Кужба забил дважды нашему герою. Успех по сумме двух матчей обеспечивала домашняя победа, однако в «Лужниках» торпедовцы потерпели сухое поражение. 0-2 (стоял  уже Воробьев), шок. Занавес!

         После сезона контракт заканчивался, и  рассчитывал, что предложат новый. Владелец клуба Владимир Алешин сказал: «Женя, хочу, чтоб ты остался у нас. Но на прежних условиях». Это задело. Взял паузу на размышление. А тут звонок из Ярославля от Александра Гутеева. («Шинник» в первой лиге тогда играл, собирался в высшую): «Женя, приезжай. У тебя получится лучше, чем у меня».

         В  Ярославле в 2001-м устроили экскурсию на шинный завод. Вся команда была в шоке, когда зашли в горячий цех, где варят смесь для шин. Увидели полураздетых работяг, черных от копоти, пот ручьем. Никто не представлял, что чуть ли не голыми руками эту резину мешают. Плюс запах едкий. Елы-палы! А люди годами там вкалывают. Мужики подходили: "Парни, мы с 50-х за "Шинник" болеем! Вы уж не подведите…" После такого мозги сразу встают на место. Начинаешь ценить свою профессию. Впрочем, еще раньше понял Евгений – лучше на поле корячиться, получая синяки-шишки, чем месить бетон или укладывать кирпичи на стройке. В итоге выиграл Сокол первую лигу, закрепились в высшей: седьмое место – неплохо для новичка».

         Затем Виталий Викторович Шевченко, хорошо знакомый по «Торпедо», пригласил в «Сатурн». На фарт, как выяснилось - признали лучшим вратарем премьер-лиги. В 36 лет! Хотя второй вратарь Чижов говорил, что он сильнее….

 

                                                         ****

       А вообще столь классного вратаря могло и не появиться на футбольном небосклоне, если бы не упомянутый Юрий Павлович Пшеничников (чемпион СССР 1970 года, вратарь сборной, открыл миру Акинфеева).

       Отмотка пленки…

       После выпуска Женя в 1984 ушёл в армию. До этого закончил футбольную школу «ЦСКА» не в лучшее для команды время. В 1984 году армейцы заняли последнее место в чемпионате и покинули высшую лигу. А  в первой - дублирующие составы, упразднили. Конкурировать же в основе с Валерием Новиковым и Юрием Шишкиным еще не мог. Так и остался не у дел. Играл за Курчатовский институт, даже бронь обещали сделать. Но не сделали, а вскоре и повестка из военкомата пришла.

            Корнюхин   потерял  четыре года на службу в армии, работу инкассатором…До армии  был разгильдяем. Не мямля, но на многое мог плюнуть. А тут пришлось вырабатывать командный голос. Был сержантом.

            Часто думал: лучше бы в лоб дали, чем по уставу жить. Там что прописано? "Дневальный имеет право спать не более 4 часов в сутки». Вызывает старший : "Читай внимательно. Не более 4 часов. Это может быть 10 минут. Я что-то нарушил? Нет. Иди, 40 минут тебе на сон».

          Были и драки, надо же как –то развлекаться растущему организму.

Однажды в армейке– за трое суток должны пройти 100 километров. Учебка в Коврове – это край болот и мошкары. Ночевали в лесу, спали в противогазах и химзащите. Заворачивались, чтоб комары не ели. У многих в дивизии волдыри пошли по ногам от недостатка витаминов. Ноги загноились. Загремел после этого в санчасть, там две палаты – в одной старослужащие, в другой молодые. Подходит азербайджанец: "Слышь, ты! Мою постель заправь!" Ага, отвечаю, мне больше заниматься нечем. Парень одного призыва. Три месяца в солдатах. Вижу – рисуется. Кровать не заправлена, он снова ко мне: "Э-э-э!" – "Что надо?" – "Пойдем со мной!" Ну, пойдем. Моя ошибка – позволил ему сзади идти. Он хотел по почкам ударить – но я развернулся, и… В общем было больно гостью.

           Много было историй….  Выгнали однажды  роту, сто человек. Выдали ножницы – и вперед, клумбы выравнивать. А плац ваксой для чистки сапог покрывали. Чтоб асфальт был идеально черный. Смотрелось действительно потрясающе.

          После «юности в сапогах» устроился  инкассатором. После армии приходишь – оклад 130 рублей. Раз в квартал прогрессивка – 165. Сейчас в броневиках ездят, а раньше – автомобиль "Волга"и никакой  брони. Для идентификации хоть зеленую полосу на борту стали рисовать. Отец тоже работал инкассатором, вот в его время простые таксисты приезжали с автобазы. Сидишь в такой, на коленках мешок с деньгами. А тут подвыпивший гражданин кидается из темноты: "О, такси! Довези!"

          Кто-то давился за дефицитом – а ты мог все то же самое взять без очередей. От парфюмерии до продуктов. Можно было шпагат загнать, которым сумки перехватываются. Бежит к тебе кассир: "Ребята, есть шпагатик?" – "Есть!" Рублишко – раз! Вот так крутились.Под праздники возил под 300 тысяч рублей. Рекорд. Только в одном магазине "Богатырь" под 100 тысяч забираешь. Несешь две сумки через темную арку. Сам. Водитель и напарник сидят в машине. Он тебя контролирует и водителя, чтоб по газам не дал. Прихожу в машину, отдаю сумку. Тот все сверяет, и едем до следующей точки.

          …Далее был Узбекистан и Большой футбол.

                                                           ****

           Евгений Корнюхин сменил за карьеру полтора десятка клубов и везде оставил о себе добрую память.

         

«Если трещат колени, ноют суставы и сводит икроножную – значит, меняется погода. Но про тренажерный зал не забываю. На дорожке, правда, раньше бегал, теперь хожу. Зато в гору – специально установил максимальный наклон. Люблю создавать себе трудности, а потом их преодолевать. Вся моя футбольная карьера это подтверждает».