Судья с самой известной прической в истории футбола
TOPGUN рассказывает о стиле великого Пьерлуиджи Коллины.
Весь кошмар случился после Рождества. Коллине было 24 года, и у него каждый день с пугающей скоростью выпадали волосы – огромными клочьями, оголяя целые участки головы. То, что у некоторых длится годами, Пьерлуиджи пережил за какие-то 15 дней: вроде только что был как все, а через две недели оказался практически лысым.
«Я так и не понял, как это произошло, – говорил Коллина в интервью The New York Times. – Мы с родителями несколько раз пытались вспомнить, что же случилось, но безрезультатно». Как утверждают врачи, у Пьерлуиджи была острая алопеция (патологическое выпадение волос), но причины до сих пор не раскрыты.
Друзья предлагали ему разные чудесные средства и красивые парики, но Коллина держался уверенно и спокойно. Для него будто ничего не изменилось. «Я с уважением отношусь к мнению и выбору каждого человека, но мне больше по душе при сильном облысении просто обращаться к парикмахеру, чтобы сбрить все, что осталось. Я нахожу гораздо более красивой и обворожительной голову, обритую под бильярдный шар. Потеря волос с точки зрения повседневной жизни не была для меня проблемой», – писал Коллина в автобиографии.
Пьерлуиджи уверен, что ему повезло, что болезнь пришла в 24, когда психика уже окрепла, а самооценка не так сильно зависела от мнения окружающих. Если бы болезнь настигла в детстве, было бы намного сложнее. Именно поэтому Коллина пару лет назад написал в La Gazzetta dello Sport открытое письмо 11-летнему мальчику из Брешии, который точно так же стремительно облысел. Во время матча юношеских команд кто-то агрессивно крикнул парню, что он лысый. Тот страшно расстроился, выбежал за пределы поля и расплакался – но тренер тут же вытолкал парня назад на поле, а потом в знак солидарности побрился налысо.
«Ты слишком молод, чтобы знать, кто я, – начал Коллина. – Но если ты как-то играл в Pro Evolution Soccer на PlayStation, то, может, и видел меня, я судья. У меня тоже есть такая особенность: из-за алопеции я потерял все волосы. Мне тогда было 24 года. Конечно, мне повезло больше, потому что потерять волосы в 11 сложнее. Но лысина никогда не мешала мне достигать поставленных целей. Она даже сделала меня более узнаваемым и знаменитым. Мне тоже много раз говорили такие вещи, поэтому мой совет: каждый раз, когда тебе будут кричать что-то про «лысого», – просто не обращай внимания. В них говорит злоба, зависть, которую они даже не осознают: они завидуют, что тебя ничего не останавливает и ты идешь дальше – с волосами или без. Твой тренер сделал очень классный жест, ты должен им гордиться. А теперь ничего не бойся и не стесняйся. Многие чемпионы праздновали победы, бреясь наголо. А тебе даже не придется это делать. Обнимаю».
Коллина – настоящий красавчик еще и потому, что умеет посмеяться над собой. «У моей лысины есть один серьезный недостаток: если ошибаешься, все видят, что это сделал ты, и запоминают. Но при этом есть и шикарный плюс: я экономлю на шампунях».
Судья-бренд
Ошибался Коллина все-таки не так часто: в конце девяностых и начале нулевых он шесть раз стал лучшим арбитром мира и семь раз – лучшим в серии А. На Олимпиаде-1996 каждый игрок сборной Китая взял у него автограф – настолько сильно все впечатлились интеллигентными манерами итальянца. Потом судил великий финал Лиги чемпионов-1999, в котором «Манчестер Юнайтед» выдал самое безумное добавленное время в истории футбола. И в итоге дошел до финала на ЧМ-2002, где стал глобальной звездой и заработал настоящие коммерческие контракты.
Сразу после ЧМ-2002 Коллина стал рекламным лицом линейки замороженных продуктов в Японии, а в Турции его позвали продвигать мобильного оператора Aria. Больше того, сразу после чемпионата мира Пьерлуиджи попал в скандальный клип Джорджа Майкла на песню Shoot The Dog: в нем мультяшный герой Коллины показал красную карточку премьер-министру Великобритании Тони Блэру (смореть с отметки 04:22).
В глобальном смысле Коллина – единственный судья-бренд. Он попал на обложку симулятора Pro Evolution Soccer 3, а на коробке с диском Pro Evolution Soccer 4 стоял вместе с Тьерри Анри и Франческо Тотти – суперзвездами тех времен. Ни до Коллины, ни после арбитры не становились лицами популярных игр.
Сегодняшние судьи похожи друг на друга, а Пьерлуиджи всегда выделялся и поэтому был единственным, кто постоянно интересовал рекламодателей. Он мелькал в роликах adidas и Mastercard, а однажды даже рекламировал часовой бренд Lorenz – постеры с его фотографией висели по всей Италии. До Пьерлуиджи лицом Lorenz была супермодель и актриса Летиция Каста (сейчас – жена актера и режиссера Луи Гарреля). На замену она отреагировала беззлобно и просто шикарно: «Я обожаю футбол и Коллину. Суровость судей – это сексуально».
Монстр подготовки
К каждому матчу Коллина готовился почти как тренер: читал все последние тексты в газетах и интернете, просматривал до 15 часов видео – как минимум по одному полноценному матчу каждой команды, а еще хайлайты отдельных игроков. Как рассказывали журналисты, приезжавшие в дом Коллины в Виареджо (Тоскана), наборы видеокассет в гостиной доходили до потолка.
«Мне нужно знать все – и командную тактику, и сильные стороны игроков, – объяснял Коллина. – Судье важно не реагировать на события, а знать, что случится дальше. Реагировать по моменту – значит опаздывать».
Об этой особенности рассказывал и Грэм Полл – четвертый арбитр в бригаде Коллины на матче ЧМ-2002 Япония – Турция. «Накануне он нарисовал на доске стартовые составы, рассказал, как будут играть команды, в каких зонах произойдут наиболее яркие моменты, чего каждый ассистент может ожидать на своей половине поля. Он знал абсолютно все, слушать его было просто невероятно. А самое главное – он ни в одном пункте не ошибся, все сбылось».
Каждый, кто работал с Коллиной, восхищается его сосредоточенностью и основательностью. Компании-гиганты IBM и Unilever неоднократно нанимали его в качестве консультанта: на специальных мастер-классах он рассказывал менеджерам, как быстро принимать ключевые решения в условиях стресса. Говорить он мог вообще с кем угодно, потому что хорошо владеет английским, испанским и французским (помимо родного итальянского).
В том числе поэтому в 2011 году Пьерлуиджи пошел в зал славы итальянского футбола – наряду с Арриго Сакки, Марчелло Липпи, Луиджи Ривой и Роберто Баджо. Даже Паоло Мальдини и Дино Дзофф попали в список только через год.
Работал финансовым аналитиком
В молодости Коллина не был уверен, что получит работу в футболе, поэтому очень активно учился. Он с отличием окончил экономический факультет Болонского университета и, попутно работая на матчах уровня серии C, устроился маркетологом в медиакомпанию из Милана. В 1991 году Пьерлуиджи пригласили в банк из Виареджо (Тоскана) – и именно там началась его карьера в сфере финансов.
Практически одновременно с переходом в банк Коллина дорос до серии А и понял, что больше никогда не сможет проводить в офисе полную рабочую неделю. С тех пор и до самого окончания карьеры он работал внештатным финансовым консультантом – и в банках, и в частных компаниях.
«Иногда я замечаю, что некоторые люди с иронией говорят о том, что многие арбитры почему-то выбирают профессии финансовых экспертов или страховых агентов. Причина простая: они позволяют свободно распоряжаться своим временем, ни перед кем в нем не отчитываясь», – отмечал Коллина в автобиографии.
Мяч финала ЧМ-2002
Самая ценная вещь в квартире Коллины – мяч с финала ЧМ-2002 Германия – Бразилия (0:2). Оказывается, он утащил его с собой из Японии.
«Когда до конца матча оставалось несколько секунд и результат уже был известен, я думал о том, как бы так свистнуть, чтобы последний мяч, которым играли, не исчез. Я приблизился к владевшему мячом бразильскому игроку и попросил у него по-испански (португальский я не знал), чтобы он отдал мне мяч. Возможно, из-за возбуждения перед финальным свистком он меня не понял. Наконец, благодаря нарушению немца я добрался до мяча, забрал его и только тогда свистнул. После матча и во время награждения я держал мяч в руках, так как был большой риск, что он может пропасть».
Завершил карьеру из-за рекламного контракта
Судьям запрещено работать после 45 лет, но Коллина был настолько прекрасен, что в 2005 году итальянская федерация футбола только ради него сдвинула пенсионный возраст на год – лишь бы он отсудил еще один сезон перед ЧМ-2006. Но этого так и не случилось.
Летом 2005 года Коллина подписал очень крупный и важный контракт с производителем автомобилей Opel. Гонорар Коллины за эту рекламу оценивался в 800 тысяч евро, но неожиданно возникла этическая проблема: в то время Opel был титульным спонсором «Милана», и весь итальянский футбол заговорил о конфликте интересов.
Боссы федерации тут же выдвинули ультиматум: либо Коллина завершает карьеру, либо срочно расторгает контракт. Кто-то предлагал, чтобы он не судил матчи «Милана», но чиновники были несгибаемы и требовали, чтобы конфликта интересов не было даже в теории.
Коллина сказал, что не может отказаться от контракта с Opel, так как дал обещание и подписал бумагу, а подводить партнеров неправильно.
Так грустно прервалась карьера лучшего арбитра в истории футбола.
Добиться брутальности, чистого мужского и индивидуального стиля вам всегда помогут барберы из TOPGUN. Все просто: заходите на сайт и выбирайте ближайший барбершоп – их 100 штук в 35 городах трех стран.
В TOPGUN вам сделают идеальный пробор, сделают камуфляж бороды или выстригут ирокез в стиле Гамшика – все, что вы только можете себе представить.
Фото: Gettyimages.ru/Gary M. Prior, Ian Walton, Ben Radford/Allsport; REUTERS/Kai PfaffenbachDarren Staples, Oleg Popov
И да - на аватарке он не под этот пост, а с самой регистрации на спортсе)))
почему он не попробовал себя в роли тренера ? Было бы интересно на это посмотреть