У ЦСКА много денег, но мало зрителей. Что не так?
Более или менее все.
В четырех домашних матчах нового сезона хоккейный ЦСКА одержал четыре победы. У команды 8-матчевая победная серия, 21 очко после 9 игр, и никто не сомневается, что она снова сыграет в финале Запада со СКА.
Но людям это не очень интересно. На первый домашний матч (против «Авангарда») пришли 3300 зрителей. На второй (против «Сибири») – 3763. На третий (с «Югрой») – 2350. На четвертый (с «Динамо») – 4229. Для сравнения: на первом домашнем матче «Куньлуня» в Шанхае было 4550 человек. Более того, на матч МХЛ «Крылья» против «Куньлунь Юниора» (который проводил первый матч в истории) пришли 4100 человек – то есть больше, чем на три из четырех домашних матчей ЦСКА в этом сезоне.
3-4 тысячи зрителей на матчах ЦСКА – это не значит, что люди, пришедшие на стадион, чувствуют себя как в пустыне. Ледовая арена второй из двух главных хоккейных команд России вмещает всего 5600 человек. В этом году должно начаться строительство новой арены ЦСКА в Мневниках. Как рассказал вице-президент «Роснефти» (главного спонсора ЦСКА) и телеведущий Михаил Леонтьев, она будет вмещать 20 тысяч человек.
Как было раньше?
В сезоне-2016/17 средняя посещаемость ЦСКА составила 3287 зрителей, это 25-й показатель в лиге. У «Спартака» – 7228, у московского «Динамо» – 6113 (обе команды играют в ледовом дворце ВТБ, вмещающем около 12 тысяч), у СКА – 11735 (арена в Питере вмещает 12300).
Два года назад показатели были лучше. В сезоне-2015/16 средняя посещаемость ЦСКА составила 4206 человек.
За несколько минут до начала матча с «Югрой», на трибунах почти никого
Ну и что не нравится болельщикам?
Три самые распространенные претензии, которые болельщики выбрасывают в соцсети или рассказывают мне:
– повышение цен на билеты;
– никакого шоу вокруг матча;
– общее впечатление, что руководству плевать на болельщиков.
Билеты и абонементы заметно подорожали прошлым летом.
Как было до повышения цен
Как теперь
Топ-категория – матчи со СКА, «Магниткой», московскими «Динамо» и «Спартаком».
Первая категория – «Ак Барс», «Авангард», «Йокерит» и «Локомотив». Вторая категория – матчи с «Трактором», «Салаватом Юлаевым», «Нефтехимиком», «Ладой», «Северсталью», «Адмиралом», «Куньлунь Ред Стар», «Амуром», минским «Динамо», рижским «Динамо», «Медвешчаком», «Слованом», «Автомобилистом», «Югрой», «Барысом», «Витязем», «Сибирью», «Сочи» и «Торпедо».
Болельщик ЦСКА Владимир Шамин в интервью Sports.ru – об атмосфере и отношении руководства:
– Наша немаленькая компания, около 10 человек, в этом сезоне решила не покупать абонементы. Мы не фанаты, всегда на центральном секторе. Почему-то так получается, что фанаты – люди, которые чисто экономически приносят клубу намного меньше, чем люди на центральных секторах, а прислушиваются к ним намного больше.
Цены поднимались каждый год, но в не очень чувствительных пределах – тыща рублей, нормально. И те цены включали в себя все – КХЛ + плей-офф, высшая лига, молодежка. Потом цены подняли и убрали плей-офф, только 1/8.
Не нравится полное отсутствие околохоккейного действа. Эталон – это, конечно, Петербург, а так в Казани, Уфе, Ярославле всегда болельщикам, кроме хоккея, что-то предлагают. Здесь же реально когда человек приходит на игру, то может подойти к одному человеку на весь дворец, который аквагримом занимается. Можно отстоять нормальную такую очередь в едальню с ограниченным ассортиментом. Можно зайти в магазин, где три кепки слабенького дизайна. Когда приходишь в большинство приличных дворцов, то сразу тебя начинают развлекать. Маскоты ходят, конкурсы, по-любому себя с семьей или компанией займешь. У ЦСКА, кроме музея импровизированного, толком ничего и нет. Конкурс бросков в перерывах давно всем надоел. Предматчевое шоу происходит сильно не каждый раз. В перерывах ничего нет, максимум выгонят маленькую девочку-фигуристку из школы ЦСКА. И не первый год вся арена дружно хочет повесить ведущего, который больше бесит, чем заводит публику.
По факту, кроме зрелища на льду, болельщикам ничего не предлагают. Как мы хорошо знаем, то, что происходит на льду, занимает далеко не всегда. Народ шутит, что за такое надо доплачивать, а не деньги за билеты брать. Мы понимаем, что дворец старый. Но там тоже надо пытаться создать уют.
Сравнивать ЦСКА и СКА нельзя, это разные планеты. В Питере если человек пришел на стадион и болеет за СКА, ему тут же бесплатно наклеивают наклейки с эмблемой клуба. Это происходит во многих точках стадиона, очереди есть, но все быстро. Огромное количество точек продажи атрибутики и она на любой вкус. Поддержка танцует, маскоты ходят, есть смысл приходить за час. У них есть система, что можно прийти, заплатить деньги и потом подходить с чеком без очереди. На трибуну заходишь – за полчаса начинается предматчевое шоу, и ведущий там говорит так, что захватывает. У маскота есть персональный выход. В перерывах тишины не бывает никогда.
Я не согласен, что московские болельщики избалованы. Если предложить хорошее развлечение, люди пойдут. Они [руководство ЦСКА] возможно не представляют, что в цену билета входит не только хоккей. На матче СКА может лежать футболка – так было на матче открытия. Тебя там всего трясет от возбуждения и в этом я вижу причину того, что на СКА придут люди, даже если матч проходной. Ну и авоську сопернику заодно накидают.
На любом стадионе можно создать уют, если это хотеть. Сейчас руководство это не сильно хочет, им проще сказать, что стадион старый. Совсем нельзя работать, когда стадиона вообще нет, а когда он есть – можно работать, при желании. Сейчас ощущение, что желания нет.
Проблемы с посещаемостью – это ничего нового. Просто цены на билеты были сильно другие. 2,5-4 тысячи – за такую цену можно взять VIP-ложу в Питере. Я считаю, ключевой момент – цена-качество. Цена высокая, качество близко к нулю. Взять игру с «Югрой», суперзрелища не ожидается, все знают, что на трибунах ничего не будет. Зачем идти?
Что говорит клуб
Прошлым летом в разговоре с журналистом «Спорт-Экспресса» Алексеем Шевченко пресс-атташе ЦСКА сказал про посещаемость так: «Абонементы купили, а не ходят. Лето, дачи, картошка». Эти слова ему припоминают до сих пор.
Владимир Герасимов, пресс-атташе ХК ЦСКА – в интервью Sports.ru:
– Я хочу развить дискуссию о популярности спортивных мероприятий в больших мегаполисах. Я против того, чтобы журналисты этот процесс упрощали, лишая болельщиков понимания вопроса. Против того, чтобы в освещении спортивных событий преобладала негативная оценка. Мы знаем, что на посещение в крупных мегаполисах, таких как Москва, влияют многие факторы. Я не хочу, чтобы мои слова считали каким-то оправданием. Но мы не опускаем руки, мы работаем, пытаемся что-то изменить.
– Какие факторы?
– В столице высококонкурентная среда. Пока мы не построили новый дворец, мы ограничены в посещаемости, так как имеем меньше вариантов размещения болельщиков. Например, у нас нет верхнего яруса, а именно там наиболее доступные билеты. Хотя сегодня (после игры с «Динамо») мы видели, что дворец на 95 процентов заполнен (по официальной статистике, заполняемость арены на этом матче была 75 процентов – Sports.ru). Проводить спортивные мероприятия в Москве, в такой сложной конкурентной среде, где публика достаточно избалована… Мы видим, что у нас ежегодно продаются 1,5-2 тысячи абонементов. Люди не стесняются заплатить несколько десятков тысяч рублей и приходить за эти деньги всего на несколько матчей. Но матчей топ-категории. Когда это не топ-матчи, они выбирают другой досуг: футбол, театр, кино.
Это фото центральной трибуны на матче с «Динамо». Людей заметно больше, чем на «Югре»
– Что у других команд?
– Что мы видим в Петербурге? Мы видим, что это одна команда на город, что это большой дворец, что человек может прийти выпить пива, посмотреть яркое шоу, детям есть досуг, потому что логистика, большой паркинг и прочее. В столице с этим сложнее. Тут на спортивных объектах даже нельзя продавать легкие спиртные напитки, в отличие от Петербурга.
У нас принято критиковать за посещаемость ЦСКА. Наверное, потому что мы наиболее ярко выглядим, неплохой состав каждый год менеджмент подбирает. Но дворец маленький, поэтому проблемы Москвы наиболее заметны. Но с такими же проблемами сталкиваются столичные «Спартак» и «Динамо», которые проводят домашние матчи на суперсовременной арене ВТБ. При всех усилиях этих клубов 100% заполняемости не получается. Матч «Спартак» – «Йокерит» – по протоколу 5930 зрителей.
– Что еще?
– У нас достаточно сложный календарь. Сегодня не каждый зритель готов так часто ходить на хоккей. Болельщики говорят нам, что полторы недели через день ходить на хоккей – это выдерживают только очень преданные фанаты. Поэтому нельзя только клуб винить. Вот пример сегодняшней игры: на топ-матч с «Динамо» – 95 процентов в пятничный вечер (по официальной статистике, заполняемость арены на этом матче была 75 процентов – Sports.ru). Хотя завтра день города, завтра весь город будет гулять, люди заняты, готовятся к праздничным мероприятиям.
Мы видим, что тут и в футболе проблема. Это не только потому что в Москве больше клубов, тут конкурентная среда. В Москве гораздо больше возможностей проведения досуга. И логистика сложнее. Добраться из одного района в конец другого – это требует больших затрат. Матчи начинаются в 19.30, время нам согласовывает лига. В среднем, чтобы приехать на матч, надо час. У нас на входе бывают очереди, потому что люди приходят в канун матча. Они с работы должны уйти в 18 часов, чтобы добраться до матча, а это не все могут.
– Сейчас на ЦСКА ходит 3-4 тысяч человек. При этом клуб строит новую арену на 20 тысяч. Вы не видите тут проблему?
– У нас перед глазами пример питерского СКА. Если мы сумеем организовать работу нового сооружения с учетом потребностей всех болельщиков, думаю, это место будет популярным.
***
Несколько дней назад Герасимов сказал, что у клуба новый отдел маркетинга – «какие-то результаты будут через год». В отделе маркетинга мне говорят, что планирование идет на следующий сезон, но уже сейчас есть задача привлекать новых зрителей – и удержать их. Маркетологи признают, что у ЦСКА есть проблема посещаемости и клуб должен работать больше, чтобы ее решать.
Режиссер матчей и мероприятий ЦСКА Наталья Черешнева рассказывает, как заново переделывает всю антуражную часть матчей ЦСКА – от новой графики на кубе под крышей до приглашенных звезд. На матче с «Динамо», например, были легкоатлетка Мария Ласицкене и прыгун в воду Дмитрий Саутин. Еще должен был приехать певец Natan с лейбла Тимати Black Star, но не смог. Черешнева говорит, что это нужно не только, чтобы Ласицкене, Саутин и Natan раздали автографы и пофоткались – важно создать у болельщиков ощущение, что, помимо них, на матчи ходят крутые люди, которые проводят время так же, как они.
В маркетинговом отделе ЦСКА говорят: болельщики жалуются, что им не хватает контакта с хоккеистами, при этом тренерский штаб не дает хоккеистов даже на онлайн-общения с болельщиками. Рассказывают, что изначально это позиция руководства: игра выше всего, играть плохо, но делать крутой маркетинг – это не ЦСКА. «На мой взгляд, проблема спортивного клуба в том, что это в первую очередь спортивный клуб. Они могут понимать, что маркетинг – важно, но у персонала в приоритете спортивная часть», – говорит Черешнева.
Максим Донцов, начальник отдела проведения спортивных мероприятий и маркетинга – в интервью Sports.ru:
– У нас большие планы. Мы будем вкладываться в прямую рекламу, потому что анонсы матчей очень важны для привлечения новой аудитории. Мы переработали почти все шоу, мы пересмотрели световые сценарии, мы пригласили диджея Пашу Корейца, который известен в фанатской среде, новых ведущих – в плей-офф начнет вести Оскар Кучера, тоже фанат ЦСКА. На следующий год мы планируем серию мероприятий с участием болельщиков. Мы планируем на год вперед, но мы уже сейчас будем стараться не подвести наших лояльных болельщиков и привлечь как можно больше новых любителей хоккея.
Мы провели очень жесткую селекционную работу, ни один клуб этого не сделал. Мы вернули нескольких игроков из НХЛ, собрали всех, кто был на рынке под номером 1. Возможно, это кому-то не нравится. Мне сложно сказать, ведь ЦСКА из-за своей значимости всегда был на слуху.
Мы будем пропагандировать хоккей не только как спортивное, но и развлекательное мероприятие. Хотим конкурировать с кинотеатрами, театрами, барами, ресторанами, торговыми центрами. Мы сделаем обязательно зону активаций в ЛДС, но у нас достаточно старое здание, и мы должны учитывать все требования, которые предъявляют противопожарная безопасность и полиция. У нас не велась активная работа со спонсорами, собираемся их привлекать, чтобы они приходили к нам со своими розыгрышами, викторинами. Собираемся очень активно присутствовать во всех соцсетях, у нас будет много коллабораций со СМИ и другими брендами, которые помогут нам сделать ЦСКА современным, модным, прогрессивным и интересным. И это не только планы. Уже сейчас ведется активная работа по всем направлениям. ЦСКА – номер 1 по упоминаниям в спортивной прессе, но мы хотим уйти немного в лайфстайл: что слушают хоккеисты, что они любят, где тусуются, что едят. Хотим показать, что у ребят существует насыщенная жизнь с множеством интересов, помимо того, что они много тренируются.
Люди, которые не ходят по абонементам – большая проблема. Мы провели анализ, мы понимаем, кто сколько раз ходил на матч. Владельцы абонементов могут себе позволить не ходить, а у нас появляются пустые места. Мы ввели карту привилегий ЦСКА, по которой владелец может забронировать место. Но если он не подтверждает свое присутствие за два дня, то мы выбрасываем твое место в свободную продажу.
Люди не посещают матчи начала сезона, потому что это еще не интересно. Они любят интригу, в начале ее нет. Они периодически не успевают приезжать с работы на наши матчи. Потом, календарь КХЛ сделан так, что у нас будут матчи через день. Болельщику очень сложно посещать матчи через день, он выбирает команды, которые могут нормально составить конкуренцию ЦСКА. «Югра», к сожалению, пока не может.
Десять лет назад, до того, как у СКА появились большие спонсоры, у клуба были такие же большие проблемы с посещаемостью. Только когда они начали обращать внимание на маркетинг, весь Петербург понял, что, помимо «Зенита», можно болеть за СКА. Мы хотим, чтобы у нас было то же самое.
Кто за все это платит?
Несмотря на очень слабую работу с болельщиками, вот уже много лет у ЦСКА нет никаких проблем с деньгами: вместе со СКА это самый богатый клуб страны. Генеральный спонсор ЦСКА – «Роснефть». 7 сентября официальный сайт ЦСКА поздравил председателя наблюдательного совета клуба, президента «Роснефти» Игоря Сечина с днем рождения.
Прокомментировать реакцию на поздравление в интернете (не всегда положительную) пресс-служба ЦСКА отказалась.
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков; Роман Мун (2,4,5,6); РИА Новости/Владимир Федоренко (3,8,9); instagram.com/lasitskene.maria
Вот я сходил на игру с Динамо в августе. В середине матча уже все понятно. Даже голам особо не радуешься. Идешь на дерби, которое всегда было очень горячим, а получаешь размазню, и только потому, что Роснефть решила кормить ЦСКА, а не Динамо.
Я люблю наблюдать за постепенным формированием команды, за тем, как растут свои игроки, и в этом смысле я от футбольного ЦСКА получаю огромное удовольствие, большее, чем во времена громких трансферов.
Ну и дворец - это вообще ноу комментс. Почему нельзя играть на Ходынке?
Построят арену – руководство скажет, что на аутсайдеров не ходят
Аутсайдеров выгонят из лиги – руководство скажет, что пиво не продают
Пиво начнут продавать – скажут, что календарь неудобный
Сделают календарь – скажут, что в Москве через день праздники
Отмазы подготовлены на несколько лет вперед.
Техника приходит на помощь человеку: заказываете в Китае 5 000 полноразмерных надувных фигур Сечина в армейской домашней сетке со встроенными А) крутящимся флажком "ЦСКА" в правой руке и Б) плеером с набором кричалок и динамиком, выведенным в рот.
Итого: у ЦСКА на домашних матчах будет 100% посещаемость + 5 000 БДСМ (Болельщик Домашний Сечинообразный Механизированный (ТМ)) стройно и синхронно перекричат гостевой и даже свой фанатский сектора.