Кузница талантов «Ла Кандела»
Школа футбольной жизни
… Лето 2010 года. Во всех образовательных учреждениях Аргентины дни игр своей национальной сборной на ЧМ в ЮАР были днями праздников, когда, если было необходимо, отменялись занятия и все без исключения приникали к голубым экранам. В министерстве образования даже разыгралась нешуточная полемика, потому что всем было понятно, что в июне и начале июля все ученики (а с ними и многие учителя) оставят школы и останутся дома болеть за любимых «альбиселесте».
Было принято решение установить во многих школах телевизоры. «Если они смогут смотреть матчи в школе, это отнимет от учебы всего два часа. Если же они останутся дома – потерян будет целый день», аргументировал принятое решение министр образования…
Единственными, кто не пропустил ни одной минуты матчей сборной Аргентины, были ученики аргентинской Ла Канделы, школы, которую почти три года назад открыла «Барселона» в Сан Хусто, одном из многочисленных пригородных населенных пунктов вблизи Буэнос Айреса. Для этих ребят просмотр футбольных матчей составляет часть их образования.
49 подростков и мальчишек помладше, которые проживают в корпусах Ла Канделы, старинном здании тренировочной базы клуба «Бока Хуниорс», где тренировался еще юный Диего Армандо Марадона, и около 150 учеников, приезжающих в школу только по вечерам, не скрывали возбужденного состояния перед Мундиалем. Все они – преданные фанаты Лионеля Месси и все мечтают когда-нибудь стать таким же отличным игроком, как и он.
Принцип действия
«Весь мир думает, что здесь подрастают новые Месси, нападающие будущего в аргентинском футболе, но наши задачи и цели все же чуть более приземленные. Если появится талант, столь же великий, как и Лео, что же, превосходно, но основная задача школы – воспроизвести в условиях Аргентины организационную, социальную и спортивную модель «Барселоны», объясняет Даниэль Витали, официальный представитель «блауграна» в Аргентине и главный руководитель проекта, экономист не из мира футбола, но с университетским образованием.
«Мы верим в возможность объединения индивидуального мастерства юных аргентинских футболистов с организацией, методами и философией игры «Барселоны», добавляет Хорхе Раффо, спортивный директор Ла Канделы.
Раффо, в бытность свою игроком выступавший за «Боку» и «Кильмес», а также проведший четыре сезона в Европе: во Франции и Германии («где было больше падений, чем взлетов», заявляет он), уверен в том, что и как нужно делать. «Мы действительно очень внимательно относимся ко всему, что связано с нашими воспитанниками: к их физическому развитию, общему образованию, здоровью и питанию. Воспитываем в них солидарность, дисциплину, ответственность». Если футболисты нарушают режим – они исключаются из школы без сожаления. «Подобных случаев было мало, но все же несколько ребят вернулись к себе домой», признает он.
49 футболистов, постоянно проживающие на базе, живут в Ла Пенсьоне («пансион» на русский манер – с тремя кроватями в каждой комнате). Утром они отправляются на занятия в салезианский колледж Иоанна Боско (система образовательных учреждений для детей из малоимущих и многодетных семей) в Сан-Хусто, а вечером тренируются с остальными учениками, которые также обеспечены регулярным питанием и постоянным медицинским контролем. Пятеро преподавателей помогают им с домашними заданиями.
«Все эти мальчишки – из пригородов Буэнос Айреса, почти четверть – из бедных и неблагополучных кварталов, чьи родители не могут обеспечить их ни нормальным питанием, ни банальной гигиеной», восклицает Раффо.
Первые шаги
На начальных этапах проект отнюдь не был легким. Во-первых, потому что центр не допускает, чтобы футболисты имели своих представителей, и не платит ни сантима их родителям, что достаточно распространено в аргентинском футболе; во-вторых, потому что лучшие клубы страны восприняли эту школу, как попытку иностранного вмешательства в футбольную жизнь родной страны. «Барселона» заверила их, что вмешиваться никто не собирается, и «этот страх понемногу уходит», заявляет Пабло Форте, шеф барселонских скаутов в этом проекте.
«Мы действуем в непривычной для Аргентины манере, потому что сперва налаживаем связи с небольшими клубами и спортивными сообществами, и уже потом с ребятами. Ездим смотреть различные детские турниры внутри страны, у нас есть свои проверенные люди, скауты, которые приглашают взглянуть на того или иного игрока. Очевидно, что работы у нас больше в Буэнос Айресе и Росарио (два традиционных центра футбольной жизни Аргентины), чем, скажем, в Неукене (отдаленная аргентинская провинция), но если будет нужно – поедем и туда», уверяет Форте.
«Мы берем на себя все расходы, начиная с одежды для футболистов до медицинских обследований, но не думаем, что столь молодые ребята нуждаются в представителях или агентах. Мы ничего с них не берем, но ничего и не платим», отрезает Витали.
Хорхе Раффо, в свою очередь, борется против попыток родителей повлиять на своих детей: «Мы не разрешаем им находиться в непосредственной близости от футбольного поля. Для них оборудована специальная зона, с баром, где они ждут и наблюдают за матчем, а игроки в свою очередь не слышат их болельщицких выкриков и ругани с арбитром. Нет ничего хуже, чем отец футболиста, стремящийся поправить свое материальное положение за счет своего сына».
Время разбрасывать камни
База Ла Канделы оборудована на «отлично». «Бока» потеряла ее в один из неудачных моментов своей истории, 6 лет она находилась в забытьи, но, к счастью, оказалась в заботливых руках Раффо, который создал на месте прежней базы Тренировочный центр для футболистов с большими способностями. В 2007 году была проведена первая тренировка молодых игроков, в присутствии Жоана Лапорты, который был настолько впечатлен окружающим видом и смысловым наполнением этого проекта, что спустя некоторое время поставил свою подпись под договором с Ла Канделой.
Территория, на которой располагается аргентинская школа «Барселоны», занимает восемь гектаров. Картина, поистине, идиллическая: небольшие домики, будто взятые из какого-нибудь английского сельского пейзажа, безупречный изумрудный газон и фасады из красивейшего красного кирпича. На территории находятся медицинский пункт, пансион для преподавателей и приглашенных родителей, три футбольных поля с натуральным и искусственным газоном, одно из которых – крытое, тренажерный зал, игровые зоны и от 40 до 50 человек персонала, которые здесь за все отвечают.
Модель «Барселоны» в Аргентине становится весьма привычной. Как рассказывает Витали, каталонский клуб выкупил лицензию у аргентинской команды «Атлетико Лухан», завершившей свои выступления, и спустя некоторое время появился новый клуб – «Барселона Хуниорс де Лухан». Игроки в ней выступают в футболках сине-гранатовых цветов, но с гербом Лухана.
Опасения аргентинских клубов окончательно рассеялись, когда «Барса» объяснила им свой план: когда молодые игроки проведут несколько лет в Ла Канделе и выйдут на новый игровой уровень, они станут доступными для предложений от профессиональных команд, пожелавшими дополнить ими ряды своих молодежных филиалов, при этом переходы будут осуществляться совершенно бесплатно. Но есть одно важное условие - «Барселона» сохраняет все права на этих игроков. А в случае перехода футболиста в другой клуб, каталонцы получат свой процент от вырученных за него средств.
Время собирать камни
И первые плоды не замедлили появиться! Более тридцати юношей уже пополнили ряды профессиональных команд, и еще пятеро – трое «кадетов», один «хувениль» и один игрок в возрастной категории до 20 лет – дебютировали со сборными Аргентины своих возрастов. Но самое главное, что один счастливчик уже сменил место жительства - уехал в Барселону.
Макси Ролон, первый из могикан, отправившийся из Ла Канделы в Ла Масию, где живет и тренируется уже несколько месяцев. После одной из поездок в Испанию делегация, во главе с Раффо, вернулась на родину без Ролона – ему предложили остаться в Барселоне.
«Мы отправили в этом году около десяти футболистов, чтобы они провели в Барселоне несколько дней, но только Макси пришелся ко двору. Если честно, то пока мы ездим в Испанию не для того, чтобы представить возможные таланты, а чтобы поважничать перед иностранной спортивной аудиторией», шутит Раффо. В любом случае, объясняет он, идея в том, чтобы не отправлять игрока заграницу раньше времени, до 17 лет. Случай Месси, когда он приехал в «Барселону» в 13, уникален - он только вдохновил руководство «блауграна» на создание Ла Масии в Аргентине.
Здание Ла Пенсьона, где живут молодые футболисты, украшают фотографии Марадоны. В комнатах строго-настрого запрещается вешать на стены фотографии или постеры, таков местный порядок. Не нужно много спрашивать, чтобы подростки поведали свою заветную мечту: чтобы Лео Месси когда-нибудь выиграл Мундиаль, а их бы всех взяли в настоящую сине-гранатовую Ла Масию. Макси Ролон уже сделал первый шаг. А значит, все возможно.
У нас в других видах спорта только недавно начали фишку просекать, что поддержка детского спорта - это выгодно, легендарные спортсмены поддерживают ребят, открывают свои академии, тот же пловец Александр Попов. Костя Цзю помогает.
---
Никто, даже если они.