Выезд из Хабаровска в этом сезоне пробил только один человек. Вот его история
Самый лютый выезд сезона.
Александр Шушнов живет в Хабаровске, работает менеджером по развитию сети магазинов, торгующих снегоходами, квадроциклами, катерами и лодками. Он болеет за «СКА-Хабаровск» и в этом сезоне он пока единственный фанат клуба, который слетал на выезд из Хабаровска – в Москву, на матч с ЦСКА.
– Выезд с Дальнего Востока – это обычно самолеты и большие деньги. Самый дешевый билет – если он не льготный – 12-13 тысяч минимум. Со всеми тратами съездить на футбол – 20 тысяч. Даже тот же Владивосток – кажется, что недалеко, ближайший город, а по факту 800 км. В ФНЛ ближайшие команды были «Томь» и «Сибирь», но все рейсы туда, как правило, либо через Москву, либо стоят бешеных денег. Студент такое себе позволить не может, только работающий, а у них отпуск два раза в году.
Как только вышли в премьер-лигу, то очень долго, месяц, ждали календарь. Он в этом году поздно появился, потому что его верстали под чемпионат мира. Потом ждали жеребьевки еврокубков, матчи сборных. Календарь сначала был только на первые 8 туров и только сейчас календарь утвердили до конца года. Летом просто не могли взять билеты в ту же Махачкалу, не могли ничего спланировать. Когда матч будет? В пятницу, субботу, воскресенье? Этим тоже обусловлено, что мало людей катается. Желание есть, деньги есть, но неопределенность. Нужно же запланировать.
Потом еще неожиданно произошла корректировка: матчи между ЦСКА и «СКА-Хабаровск» поменяли местами. Это случилось за две недели до игры, поэтому большим числом поехать не получилось. Я взял длительный отпуск. Первая часть – до матча, слетали с семьей в Таиланд. После Таиланда взял отпуск за свой счет и полетел. Билетов дешевых не было, мне билет в эконом-классе обошелся в 35 тысяч рублей туда-обратно. Это самые дешевые. И это не прямой рейс, обратно я летел через Иркутск, у меня там была пересадка 18,5 часов. Перелет из Хабаровска в Москву со всеми задержками занял около 8,5 часов, обратно – часа три до Иркутска, там 18,5 часов, и еще часа три до Хабаровска. Где-то сутки до дома добирался.
Купил билет, списался с представителями московского ЦСКА, на меня сам клуб вышел и ЦСКА-ТВ. Все потому что это первое армейское дерби за долгое время, а в Москве – вообще первый раз в российской истории. Представители клуба примерно обговорили, где бы они хотели со мной встретиться, в каких мероприятиях поучаствовать. Еще на меня вышли объединения фанатов ЦСКА RBWorld. Со мной связались другие местные фанатские организации, это ребята из Хабаровска, которые там живут.
Рейс в Москву немного задержался, пришлось на стадион ехать на мототакси. Раньше им не пользовался. Изначально прилетал с запасом в два часа, но самолет задержался в Хабаровске – получается, что до матча 40 минут. Я понимал, что из Шереметьево до стадиона «Октябрь» [там проходил матч молодежек ЦСКА и СКА] даже по платным дорогам никак не успеть. Позвонил ребятам: что делать. Они говорят: сейчас тебе номер мототакси дадим. Оно приехало минут через пять, за 15 минут меня буквально через всю Москву домчали до стадиона. Это стоило примерно 900 рублей плюс 200 рублей за проезд по платной дороге.
Я был на двух матчах, сначала на молодежке. Мы в приоритет ставим посещение двух игр. Если кто-то едет на выезд, то в обязательном порядке желательно посетить матч молодежной команды. В молодежке процентов 90 – ребята из Хабаровска, с Дальнего Востока, это наша молодежь. В основной команде наших молодых не так много, а здесь ребята играют за себя, за город, за край. Там другие эмоции, парней еще не поглотили финансовые потоки. У нас с 2009-го хорошо заработал центр подготовки юных футболистов, мы смотрим с большим удовольствием.
Я сам в Хабаровске живу уже 10 лет, но мы в этом году решили объединиться – уроженцы Благовещенска, которые поддерживают армейские команды, необязательно СКА. На игру мы приехали как объединение фанатов «Красно-синий Благовещенск», баннер даже отшили. Нас было трое. Кроме меня еще приехал человек, тоже фанат, из Краснодара. И еще один, он из Подмосковья, живет в Солнечногорске. Задача фанатов хабаровского СКА на этот год – ни в одном выездном матче не оставить команду без поддержки. Она выполняется, на каждом матче были либо люди, которые уже входили в фанатское движение, но уехали в Питер или Москву, либо армейцы страны – питерский СКА, ростовский СКА.
За 15 минут до начала матча подошел представитель ЦСКА-ТВ. Провели меня по арене, видел все подтрибунные помещения: вот Акинфеев, вот Натхо, вот наши футболисты. Исинбаева готовилась выйти, нанести первый удар. Я был на старом стадионе ЦСКА на Песчанке, новый по сравнению с ним – небо и земля. Я был на многих стадионах, стадион ЦСКА, наверное, один из лучших. На территории Урала, Сибири, Дальнего Востока таких просто нет – по сервису, проходимости, фудкортам, туалетам.
Я слышал, что фанаты, которые приезжали на гостевой сектор этого стадиона, ругались: плохой обзор, неудачные места. Мне так не показалось. Стадион полузакрытый, слышимость хорошая, хорошая атмосфера. Было 8000 человек, но такое впечатление, что мы на игре сборной России. Наши ребята с фанатской трибуны ЦСКА... Мы, конечно, предполагали что-то такое, но на самом деле было очень приятно слышать заряды «ЦСКА и «СКА-Хабаровск» на весь стадион. Я потом разговаривал с игроками, главным тренером команды, кто-то говорил: «Мы прям офигели. Другого слова не подобрать, когда в чужом городе 8 тысяч человек заряжают. Когда такое мы видели». Были совместные переклички, заряды – у нас, по сути, одни и те же заряды на красно-синюю, армейскую тему.
Администраторы СКА, руководитель службы безопасности, сотрудник по работе с болельщиками нам помогают. Мы их не особо просим, но они оказывают определенную поддержку на выездах – куда как проехать-пройти, где быстрее досмотр баннеров. Сейчас же действуют новые требования – например, по сертификатам пожарной безопасности для баннеров. Раньше таких требований вообще не было, и они нам помогли документы все получить, никаких проблем с проносом баннеров нет. Еще лет пять назад такого отношения со стороны клуба не было: фанаты сами по себе, клуб сам по себе. Но потом клуб начал разворачиваться лицом к фанатам, начал помогать решать какие-то организационные вопросы.
Я пока единственный фанат из Хабаровска, который съездил на выезд (это подтвердил менеджер клуба по работе с болельщиками – Sports.ru). В Туле нас поддерживали московские хабаровчане – то есть фанаты, которые уехали из Хабаровска. Они раньше входили в фанатское движение, а сейчас катают по западу. На матче с ЦСКА был я с Хабаровска. На матче с «Тосно» были ребята с Питера. Сейчас сезон отпусков заканчивается, цена на билеты падает. Фанаты «СКА-Хабаровск» будут на матче с «Краснодаром». 100% они будут на матче в Махачкале. И 100% они будут на матче с «Динамо».
Использовано фото: vk.com/redblueblg; фото: vk.com/redblueblg; Gettyimages.ru/Epsilon
Владивосток - Сеул - Циндао - Сан-Франциско - Санта-Барбара - Лос-Анджелес - Сан-Диего - Тихуана - Лас-Вегас - Денвер - Чикаго - Детройт - Нью-Йорк - Париж - Брюссель - Амстердам - Берлин - Варшава - Калининград. Обратно летели через Москву во Владивосток.
Вот это было круто. Вот это было отлично. Вот про это можно было написать материал. А про чувака, которому безусловно респект, прилетевшему на самоле и хабары в Москву. Ну это не так огненно, что ли.