5 мин.

«Моё тело снова сдалось. Не понимаю, что со мной». Боль Окслейда-Чемберлена

Зарисовка о новичке «Ливерпуля».

Осталось всего несколько лестничных пролётов. Это ведь несложно, правда?

Нога после долгих часов реабилитации совсем не слушается. Тяжесть в колене невыносима. Алекс садится на первую ступеньку, листает ленту новостей в смартфоне. Пишет в твиттер: «То самое ощущение, когда сидишь 20 минут перед лестницей и собираешься с силами, чтобы подняться наверх и добраться до кроватки. #Усталость». Прикрепляет сэлфи в модной кепке, куда без него.

Бесконечные реабилитационные процедуры задолбали. Сначала монотонно разгибаешь и сгибаешь колено, пока в глазах не потемнеет. Потом занятия в тренажерном зале. Каждый день одно и то же. Но стоило вчера пропустить одно занятие, как отец обо всём проведал и давай наяривать с претензиями: «Эй, молодой человек, ты хочешь скорей вернуться на поле или нет?!».

Марк Чемберлен никогда не делал поблажек для сына. Он и сам был профессиональным футболистом, даже сыграл 8 матчей за сборную Англии.

«В Саутгемптоне мой отец был тренером академии для ребят до 11 лет. Помню, как мы играли против «Тоттенхэма». Я сделал две ошибки. Отец подсказывал, как нужно действовать, но я не слушал и не учился. Папа не выдержал и снял меня с игры», – вспоминает Алекс.

– Так, молодой человек, если не понимаешь слов, иди на скамейку. Хотя нет, садись в машину и жди меня.

Дорога домой занимала 15 минут, и всё это время Алекс обливался слезами. Отец только и повторял: «Теперь-то ты научишься слушать старших».

«Мой отец суровый критик, но справедливый. Я всегда знаю, что могу получить от него честный совет. Мама даже после провального матча всегда скажет, что я сыграл чудесно. На то она и мама. Но отец всегда подчёркивал как хорошие, так и плохие моменты в моей игре. Он знает мой потенциал, поэтому и требует многого. Но вы не представляете насколько он счастлив, когда я звоню после успешного матча. Он редко хвалит меня, но счастье слышится в его голосе. И тогда я понимаю, что сделал всё правильно», – говорит Окслейд-Чемберлен.

***

Остался последний лестничный пролёт. Ещё немного и можно расслабиться на кровати, включить телевизор. Бой Карла Фроча, серия «Симпсонов», какой-то сериальчик – всё, что угодно, лишь бы отвлечься. Позже вечером можно сыграть пару матчей в FIFA14, тем более только вчера купил новый джойстик.

Ступенька за ступенькой. Тяжело… Так тяжело было только в колледже, когда в воскресном регби команда Чемберлена нарвались на крепких и взрослых соперников. Алекс тогда играл в защите, а против него вышли настоящие быки.

В колледже Алекса не было футбольной секции, только крикет и регби. Чемберлену больше нравился крикет. Когда парню было 13, он заработал 100 очков и стал самым молодым «центурионом» в Лиге Хэмпшира.

«Алекс был лучшим молодым игроком в крикет среди всех учеников. У него были фантастические руки, очень ловкие. Но, двигаясь по клубной системе «Саутгемптона», парень стал отодвигать крикет на второй план.

Играть в регби Алексу, признаюсь, не очень нравилось. Но он всё равно выходил на матчи каждое воскресенье, потому что был примером для остальных детей в школе», – вспоминал учитель из колледжа Сент-Джон.

***

Добравшись до кровати, Алекс падает на постель вниз лицом и лежит так около получаса. Чувство облегчения и досады одновременно. Так было в конце августа 2011 года, когда Алекс впервые дебютировал за «Арсенал». Парень исполнил мечту выйти в футболке «канориров», не опозорился в индивидуальных действиях. И всё бы ничего, но счет на табло – просто эпик-фэйл. 2:8 от «Манчестер Юнайтед».

В том сезоне Алекс стал самым молодым англичанином, который забивал в Лиге чемпионов. В дебютном евроматче он эффектно распечатал ворота «Олимпиакоса»:

 

В одной из игр Премьер-лиги ранняя замена Алекса вызвала свист болельщиков и резкие реплики Ван Перси в адрес Арсена Венгера – так важен был паренёк для команды. По итогам дебютного сезона Марко Ван Бастен называл Алекса «жемчужиной».

Но прогресс остановила травма колена. Алекс пропустил 30 матчей «Арсенала» в первой половине сезона 2013/2014, выздоровев только к январю. Но кошмар на этом не закончился: уже весной – новая травма, на этот раз пах. Еще один месяц простоя. Болельщикам сложно составить мнение: «Вроде и талантливый парень, трудолюбивый, универсальный, но ещё сырой. Быстрый, но много брака в передачах».

Следующие три сезона прошли в таком же ключе. Гол в дерби Северного Лондона, геройство в матчах Кубка Англии – это всё хорошо, но блекнет на фоне постоянных травм, восстановлений и периодов набора кондиций.

«Нет ничего сложнее, чем выходить на поле, когда ты осознаешь, что не готов на 100%. Мне приходилось играть через боль, много матчей, – говорит Окслейд-Чемберлен. – В 2014 году я отыграл так большую часть сезона, но потом моё тело снова сдалось. Зрителям этого не видно, но ты можешь отбегать матч, а потом день или два не быть в силах встать с постели. Это деморализует, особенно если тебе двадцать с лишним. Я снова и снова повторял: «Не понимаю, что со мной?»

Когда ничего не беспокоит, мы воспринимаем свое здоровье, как что-то само собой разумеющееся. Но в подобных ситуациях, как моя, понимаешь, что здоровье – это самое важное, что есть в жизни. Как же это замечательно: тренироваться каждый день, выходить на поле и не чувствовать боли».

В прошлом сезоне Алекс провел 45 матчей, значительно прибавив в количестве успешных прострельных передач. В «Ливерпуле» он готов начать с чистого листа и сделает всё, чтобы не разочаровать отца. Главное, чтобы снова не подвело здоровье.

***

Чумной доктор советует почитать:

О природе дуализма, или кто ты, Алекс Окслейд-Чемберлен?

«Мохаммед Али не поверил, что я работаю тренером». Приключения Брайана Клафа в «Брайтоне»

Фото: liverpoolfc.com (1), Alex Ox-Chamberlain (2), Getty Images (3-4).