4 мин.

Трансфер, который перевернул мое детство: Франк Райкард из «Милана» в «Аякс»

Вспоминать главный футбольный трансфер моего детства – почти то же самое, что спрашивать моего отца про любимую компьютерную игру. У отца не было компьютера, а переходы игроков стали предметом обсуждения уже после того, как детство закончилось.

Я помню футбол до дела Босмана. Более того, я помню, что Босманов было два. Один – Джон – стал чемпионом Европы со сборной Голландии в 1988 году, и мы к этой сборной еще вернемся. Второй – Жан-Марк, не родственник Джону – навсегда изменил европейский футбол, но не игрой, а судебной, как бы сказали поляки, упердливостью. Он добился того, что игрок по окончании контракта свободен, как домашний эльф Добби.

После дела Босмана все тренеры европейских клубов получили возможность ставить в основу столько игроков с паспортами ЕС, сколько влезет. Вот с тех пор и начались трансферы. Тогда и стали раскупать команды. 

Это был футбол до спутниковых тарелок. Чемпионат мира сегодня – еще одно футбольное телешоу среди десятка других, порой даже более зрелищных. Чемпионат мира тогда, в начале 90-х, был праздником, потому что футбол можно было смотреть каждый день.

Лига чемпионов сейчас – это «Не знаю, что выбрать – мне не нравится комментатор А, послушаю-ка я комментатора Б». Лига чемпионов тогда – это один матч в две недели. Не только в России. Я жил в Польше. В первом туре группового этапа ЛЧ-1994/95 телевизор показывал «ПСЖ» – «Бавария». «Париж» тогда был великолепен. Веа, Жинола, Валдо, Лама в воротах. 2:0 они победили.

Но главное событие в тот вечер произошло в параллельном матче. Его не показали по телевизору, и счет я узнал из газеты. Я был потрясен. И счетом, и составами.

«Аякс» выиграл у «Милана» 2:0. Это было ненормально. «Милан», мой первый любимый клуб, мог, конечно, случайно проиграть какому-нибудь «Марселю» в финале Лиги чемпионов. Хотя то поражение 1993 года я и не считал поражением: «Марсель» потом лишили чемпионства, права играть в Межконтинентальном кубке, а Бернара Тапи посадили. Но «Аяксу», да еще и в группе…

«Милан» я полюбил из-за того, что там играла великая тройка – Марко ван Бастен, Руд Гуллит, Франк Райкард. Голландцы. Для меня это были три кита, на которых стоял футбол. Лица из футбольных спецжурналов «Бёрни» 1988 года, которые мне подарил дядя. Игроки, за которых я болел на Евро-1992. 

Мне казалось таким естественным, что эти трое играют вместе и за сборную, и за клуб. Но после 1993 года все начало ломаться. Ван Бастен так и не залечил травмы. Гуллит не поехал на чемпионат мира в США. Райкард поехал, но голландцы там выглядели бледно.

И вот сентябрь 1994 года. «Аякс» – «Милан» – 2:0. Второй гол забил какой-то финн. Откуда? Что творится? Но не это было самым страшным. За «Милан» играл Гуллит. Это было в порядке вещей. Но за «Аякс» играл... Райкард.

Я смотрел на газетную заметку, как Штирлиц на шифровку из Центра. Смотрел, смотрел, смотрел. Просверлил в ней взглядом дыру в том самом месте, где было написано «Райкард».

 

Руд Гуллит уже в сезоне-1993/94 играл за «Сампдорию». Он вернулся в «Милан» ненадолго, а потом опять уехал в Геную. А Райкард ушел сразу после поражения в Лиге чемпионов от «Марселя». Знал ли я об этом? Разумеется. Я умел читать. Я видел победоносный «Милан» в финале Лиги чемпионов-1993/94 – без голландцев. Но до выездного матча «Милана» против «Аякса» с кричащим заголовком в газете мне как-то не приходилось складывать два и два. А тут два и два сложились сами, и получилось, что великой тройки не просто больше нет нигде, так еще и мой любимец, Райкард, на глазах у миллионов обижает Гуллита.

Наверное, это был шок. Наверное, футбол после этого уже никогда не был для меня прежним – тем самым, который мы с моим другом Митяем больше представляли и обсуждали, чем видели: легенды о 1988 годе были нашими любимыми. И у Митяя любимым игроком стал Томас Бролин, а не Ван Бастен. У меня – Георге Хаджи. И за «Милан» я честно доболел последний сезон. Потом случился второй шок – «россонери» не пробились в Лигу чемпионов, их больше не тренировал Фабио Капелло, клуб вылетел от какого-то «Бордо» с каким-то Зиданом в Кубке УЕФА.

А Райкард в своем последнем матче выиграл Лигу чемпионов. У «Милана» в Вене – 1:0. «Аякс» в том сезоне играл с «Миланом» трижды и выиграл все три матча. Видимо, для того, чтобы я усвоил урок. Что-то кончается. Но что-то и начинается.