Ушли игроки, тренеры, инвесторы, ультрас. Кто поддерживает московское «Торпедо»?
Хулиганы, по своей сути, ни чем не отличаются от обычных людей. Так же получают образование и ходят на работу. Но в толпе единомышленников они забывают про свою реальную жизнь и едут накрывать вражескую банду. Так уж получилось, что эта субкультура образовалась вокруг футбола, хотя ничего общего с ним не имеет, и преследует его повсюду. Попасть к ним с улицы невероятно сложно, ведь это другой, невидимый мир со своими порядками и законами. Все-таки, несмотря на закрытый характер их среды, мне удалось на условиях анонимности пообщаться с бойцом одной из банд "Торпедо", и хоть немного понять, что происходит внутри хулиганских группировок.
- Расскажи про хулиганскую группировку, в который ты состоишь.
- Гм...(пару секунд раздумывает) Называть? Я думаю, не стоит.
- А какой клуб поддерживаете? Это можно написать?
- "Торпедо". Остальное, давай, не будем (смеется).
- А как вступили туда? Давно это было?
- Давно, год, наверное, 2006. Ездил просто на матчи домашние, на выездные особо не катал. Получается, приехал на футбол. Так, как обычно: покричать, посмотреть игру с друзьями и уехать, ничего такого. А потом поехали на выезд в Рязань, и к нам подошли ребята из группировки. В общем, с ними познакомились, и так все началось. Попал к ним, от них - к другим спустя несколько лет.
- А почему именно "Торпедо"?
- В семье так принято было. Брат с сестрой болели. А в детстве мне "Ювентус" нравился. А "Торпедо" же черно-белые тоже, так и стал за них топить.
- И все-таки, если не называть имя банды? Что происходит внутри нее?
- Пффф, все происходит по-дружески...(снова задумывается). Как это все рассказать-то? Ну, единство такое, понимаешь. В банде количество человек 100. Естественно, со всеми общаться не сможешь. Слишком много народу. Поэтому образуются какие-то группки, по большей части, по интересам.
- А сколько у "Торпедо" таких группировок?
- Да около десяти. Топовых около пяти. Причем ультрас, то есть просто поддержки, у нас вообще нет. Фанатов у "Торпедо" очень мало, поэтому тот, кто дерется, ходит и на стадион. Хулиганы, хулигэнс (произносит он с английским акцентом).
- Кто-нибудь ими вообще управляет?
- Да, это лидер. Причем часто он даже не один. Вместе с ними существуют приближенные. На самом деле, все, как и в обычной компании: есть лидер, правая, левая рука, и дальше иерархия расходится. Остальные - просто бойцы.
- А выборы тоже есть?
- Нет, ты что. Какие выборы? Все это условно. Да, конечно, иногда случаются недовольства. Но они быстро решаются.
- Как происходит подготовка в банде?
- Главная задача каждого, кто находится в основе, заниматься какими-то боевыми искусствами, помимо общей тренировки. Все делается больше под микс-файт. Хотя кто-то занимается борьбой, самбо или кик-боксингом. Есть и ножевой бой, но он, конечно же, не применяется между своими. Есть правило fair-play: ножи, кастеты, в том числе другое оружие запрещено. Все на голых руках. В бандах также делятся на тех, кто не бухает, а чисто ходит, чтобы убиться. А есть те, кто также дерутся, но при этом ребята веселые. Вот из них получаются самые известные. Люди разносторонние, не просто типа "я тренируюсь, надо драться, люблю ломать людей". Нет, они общаются с людьми из разных клубов, как и я. Но, когда придет время драки, там уже все равно. Да и забивы не со всеми происходят, а так чисто с кем враждуешь. Сейчас же из-за ЧМ-2018 вообще нигде про махачи не услышишь, тем более в городе. Только лес остается.
- Чем отличается основа от молодежки?
- Это разные банды. Основная группировка - топовая, считается. Все зависит от количества побед, правильно? Здесь и народ постарше. В молодой группировке ребята помоложе, из них потом, естественно, выбирают в основной состав. В молодежке тоже жестко. Было по две забивные драки на неделе, выходишь после одной весь с фингалами, а на следующий день опять едешь и думаешь "нафиг надо", но не останавливаешься.
- Как же туда вообще попасть?
- Ходить на стадионы и ждать случая. Познакомиться с кем-нибудь. Ну или на тебя выйдут, как часто бывает, если тебя замечают не первый раз. Ко мне, например, так и подошли. Спросили на дурака: "Вы там не из заброшенной какой-то банды? Не хотите попасть куда-нибудь, позаниматься чем-нибудь?" На тот момент это было модно, не так огласке придавалось, как сейчас. Но на районе сразу тебя по другому воспринимали. Баб сразу больше... Кому для чего...
- А сейчас как-то изменилась ситуация для хулиганов? Раньше лучше было?
- Да нет. Все так же. Суровее только стало со стороны правоохранительных органов. Сейчас больше всего знают. Много фильмов насмотрелись. Поэтому кажется как-то потише. Вместе с тем все ушло в спорт. Мне это не особенно нравится. И тогда не нравилось, и сейчас.
- Что значит, ушло в спорт?
- Ну, как тебе сказать? Вот сейчас, грубо говоря, если ты придешь, не подготовленный человек, тебе скажут занимайся чем-нибудь. И представь твоя проверочная драка, а туда на проверку придут не основной состав, а среднячок. Но этот среднячок, мама не горюй, такие бойцы попадутся. Те, кто занимается уже не первый год кик-боксингом, тайским, хоть рукопашкой. Прилетит мощно на первый раз. А потом, когда втягиваешься, начинаешь сам тренироваться - уже все. Уверенность появляется, на улице чувствуешь себя по-другому. Плюс поддержка со стороны ребят. Уверенности много становится. Могут подъехать, если у тебя какие-то проблемы, помимо всего. Звонишь: "Ребята, проблемы. На районе жмут". И все в течение часа подтягиваются. Самое главное, что все на такой же волне, как и ты. Стопроцентное совпадение круга по интересам.
- Что считаешь насчет девушек в околофутболе?
- Чувихи... Я вообще этого не понимаю. Есть там и жесткие. Знаю парочку, которые могут и пацанов вынести, ну таких простых ребят. Такие злыдни, что их опасаться надо.
- Расскажи теперь, как у вас происходят выезды?
- О, выезд - это самое лучшее, что есть в футболе. Ну, по крайней мере, для меня. Домашние игры более-менее скучноваты. Пришел, посмотрел, а там же интересен сам путь туда, это весело. Бывают сразу драки, то есть уже когда на поезд садишься, могут приехать и накрыть. Даже прямо в поезде. Разбить все стекла, набить морду врагу, ну или самим отхватить, если состав не то приехал. В общем, выезд это круто. Так даже не опишешь словами, это видеть надо. Тем более, у Торпедо самый четкий коллектив... Просто ведь чем больше клуб, тем фанатья больше... Я один раз скатался с ребятами из "Спартака", с группировкой одной. У них как происходит. Выезд - туда приезжают фанаты, в том числе и сброда много. Причем, что у коней, что у этих. Народ есть разный, начиная от людей, у которых есть бабло, заканчивая теми, у кого его просто никогда не будет. По бомжу едут, так чисто без денег некоторые. На собаках, с тысячью рублей на кармане на несколько дней. Такое часто бывает. Атмосфера, естественно уже не та. У "Торпедо" все по-другому. Сам первый день - это все на взводе. В приятном ожидании, оттого, что у тебя пару дней жести, все впереди. Кому-то всечь, побухать, с ребятами встретиться. Ну так, ничему необязывающая тема.
- Насколько серьезны забивы хулиганов?
- Просто перемахнулись, пожали руки и разошлись. Если лежит кто-то, пару ударов дал, чтобы убедиться и все. Может, конечно, прилететь не туда или упадешь не так. Да сколько бывает случаев и так, в жизни. Вон знакомый из "Локомотива" сидит. Пришел с девушкой в клуб. И около входной двери толпа стояла. В общем, кто-то не так посмотрел или сказал что-то. Слово за слово одного вырубил. А у него удар такой, что костей потом не соберешь, тайским занимался. На следующий день у парня, которому досталось, произошло кровоизлияние в мозг. Такое постоянно происходит. Но сейчас банды строго договариваются насчет правил.
На этом он попросил меня выключить диктофон и больше ничего не записывать. На вопрос о смысле хулиганской философии у них отвечать не принято. Да и вообще журналистов они не то, что не любят, но очень боятся подпускать по вполне резонным причинам. Главное, что он объяснил мне, футбольные хулиганы - это вовсе не отморозки, а люди часто с высшим образованием и успешные по жизни. Забивные драки для них носят не характер хобби, а смысла и стиля их существования. И все-таки самое важное для них, не покалечить врага, который является таковым только во время махача, а репутация клуба. Поэтому даже после попадания в любительскую лигу большинство хулиганов "Торпедо" осталось верным своему клубу. Ушли многие игроки, тренеры, инвесторы, ультрас, но не эти ребята.
Советская власть ничего не могла поделать с этим явлением, хотя в ту пору воспитанием молодёжи занимались не на словах, а на деле.