10 мин.

Отчего на трибунах так пусто?

География   

Дерби Северного Лондона, Северо – Западное дерби, Рурское дерби, да, наконец, Эль – Класико, это не только шикарные матчи, билеты на которые очень трудно найти, но еще и противостояния разных регионов одной страны. Даже, если некоторые из них, не представляют особого интереса для фанатов других государств, то будьте уверены, на матче «Эспаньол» – «Барселона» будет очень жарко, хотя фаворит этой встречи известен еще при составлении календаря. Практически в каждом регионе Англии, Испании, Италии, Германии и т.д. основаны команды, представляющие сильнейший дивизион, либо претендующие на попадание в него.

В результате получаем схему: человек рождается, интересуется футболом, поддерживает местную команду, ходит на стадион, приобретает атрибутику, периодически поддерживает команду на выезде. Отсюда следует: чтобы впервые увидеть хороший футбол не нужно ехать за тысячи километров, своих кумиров можно видеть на родине, а клуб поддерживают не только за трофеи, но и за привязку к территории. К тому же, заполняются трибуны, команда - получает поддержку, телезритель – красочную трансляцию.  А теперь взглянем на футбольную карту России.…  За Уралом футбола нет, или не должно быть (скорее последнее, иначе уже хоть что-то изменилось). С появлением газопромышленного спонсора география главных дерби страны расширилось от одного города до противостояния столиц. И в то же время, некоторые регионы не видели матчей, серьезнее  Первой Лиги, целые субъекты Федерации остаются без профессиональных клубов вовсе.

Конечно, есть прецеденты участия в РПЛ клубов из Дальнего Востока - сначала в элите поиграл «Луч» из Владивостока, а в нынешнем сезоне, благодаря системе стыковых игр, лига встретила «СКА» из Хабаровска. Вот только кроме Приморья и Хабаровского края есть еще Якутия, Амурская область, ЕАО, Забайкальский край и прочие, прочие… Максимум этих регионов – ПФЛ. Наглядный пример – ФК «Смена», из Комсомольска – на Амуре, (чьим воспитанником является игрок сборной России Юрий Газинский, на минуточку), побеждая в своей зоне Второго Дивизиона, клуб намеренно отказывается от участия в ФНЛ, ибо нет на это в полной мере средств. К слову, мы говорим о регионах, где вовсю добывают полезные ископаемые, развита рыболовная промышленность и многое другое. А спонсоров все не видно. Даже на горизонте. Что уж говорить о клубах низших лиг, ведь даже финансовые возможности дебютанта РФПЛ – «СКА – Энергии» (бюджет на сезон 2017/18 - 410 млн. рублей), несоизмеримы с явным «середняком» лиги, «Амкаром» (870 млн. рублей).

В результате: человек рождается, интересуется футболом, смотрит его только по телевизору, болеет за победителей (смысл болеть за явно слабых), может за всю жизнь не увидеть ни единого матча любимой команды.  Конечно, география нашей Родины обширна, и создать условия всем и сразу – невероятно тяжело. Но вид болельщика, поддерживающего клуб своего региона, в масштабах всей страны, вид вымирающий, а скоро станет и вовсе -  «краснокнижный».   

География футбола в Испании

 

 

История

Преемственность поколений болельщиков клуба, кроме как от территориального фактора, зависит еще и от успехов. Не все захотят приходить на стадион, только чтобы увидеть очередной тухлый футбол, пусть и в своем городе. Игры в Европе, финалы Кубков, медали чемпионата – будут привлекать людей на матчи. Пусть это будет и в далекой, но славной истории клуба. Ну, а слава победителей расходится далеко вне места дислокации.

Лондонский «Арсенал» - давно не побеждал ни в АПЛ, ни в ЛЧ, но поклонников огромная армия по всему миру. И славная история побед, традиции клуба – будут только приумножать количество болельщиков клуба. Конечно, удобно говорить о флагманах английского футбола, ведь там собран отличный состав, уважаемый тренер, хорошее финансовое положение. Но для примера можно взять и вполне себе «середнячков»: «Вэст Бромвич» - 10 место в прошлом сезоне, из предыдущих достижений: победитель Кубка Англии – 5 раз, финалист КА – 5 раз, победитель Кубка футбольной лиги, финалист Кубка – два раза, Суперкубок Англии – победитель 2 раза, финалист – 2 раза.

В Серии А – «Дженоа», 16 место в прошлом сезоне, чемпион Серии А – 9 раз, вице-чемпион – 4 раза, множество титулов из Серии B и C. Немецкая Бундеслига – не беря во внимание «Гамбург», занявший 14 место, «Вольфсбург», с 16 (ибо очень долго перечислять их регалии), обратим внимание на «Айнтрахт» из Франкфурта: чемпион Германии, победитель Кубка Германии – 4 раза, трижды финалист кубка, победитель кубка УЕФА, финалист Кубка Европейских Чемпионов, победитель кубка Интертото.

Эти клубы сейчас не входят ни в элиту европейского футбола, ни своих национальных чемпионатов, но те успехи, которые команды достигли ранее, позволили воспитать своего, верного, приходящего каждый уикенд  на стадион болельщика.  В нашей стране, как известно, РФПЛ стала преемницей чемпионата СССР. Анализируя достижения клубов в Советском первенстве и соотнося с реалиями современных границ страны, можно получить грустный результат - за 54 сезона чемпионата СССР по футболу, среди команд из России, победителями были: «Спартак» Москва – 12 раз, «Динамо» Москва – 11 раз, 7 раз - «ЦСКА», 3 раза «Торпедо», и питерский «Зенит», образца 1984 года. Все!

За 54 года, клубную историю украсили «золотом» лишь  5 клубов! Справедливости ради, можно добавить два серебра – 1966 «СКА» из Ростова и 1955 «Локомотива», плюс бронза сезона 1938 «Металлурга» из Москвы (знаете такой клуб?). Вот и все достижения клубного футбола до распада Союза. С созданием РФПЛ отечественные клубы начали писать новую историю побед. Не имея конкурентов из бывших Союзных стран, в новообразованном чемпионате России количество команд – чемпионов увеличилось еще на 3 клуба (статистика за 25 сезонов начиная с 1992 года, с учетом Высшей Лиги, Высшего Дивизиона и РФПЛ), а призеров – на 4. Статистика показывает, что каждый год уровень соперничества повышается, однако для того, чтобы вырастить собственных болельщиков и привлечь их на трибуны,  нужно еще очень много времени, и, желательно, каких – никаких побед. 

Первые чемпионы СССР - "Динамо", 1936 год.

 

Финансы  

Вечная проблема российских клубов. И тревожит она наш футбол, что называется «из крайности в крайность»: из-за отсутствия финансирования исчезли клубы «Москва» и «Сатурн», многие другие каждый год находятся на грани банкротства. И в то же время из-за «избытка» средств УЕФА запретила участвовать «Динамо» в ЛЕ, куда клуб должен был попасть, заняв 4 место в чемпионате сезона 2014/15. И если с нехваткой денег все более-менее понятно (откуда им взяться?), то с неразумными тратами все могло быть совсем по-другому.  

Есть один путь, по привлечению болельщиков  и развитию футбола в стране в принципе. Я называю его путь «глорихантера». Еще 10 лет назад, практически невозможно было найти болельщиков «Манчестер Сити», за пределами Англии, а кто такие Элано и Майкл Джонсон, никто не знал и подавно. Появились состоятельные арабские нефтеспонсоры, вложили средств с достатком, и вот - сам Хосеп Гваридиола руководит командой в технической зоне, заодно тратя на троих оборонцев больше денег, чем годовой бюджет нашего «Амкара».

Похожая история случилась и с «ПСЖ» во Франции, что-то подобное пробовали сделать и в дагестанском «Анжи». Вложить разом огромную сумму денег и ждать результат в первый же сезон  – схема опасная, и не всегда эффективная. Но в свое время  Роман Абрамович рискнул приобрести лондонский «Челси», предоставил хороший бюджет, подобрал тренера на свой вкус,  и команда начала показывать результат – победы в АПЛ, Лиге Европы и Лиге Чемпионов – говорят сами за себя. Но самое главное – «Челси» тратил деньги, «Челси» научился их зарабатывать, и на данный момент журнал «Forbes» ставит клуб на 8 место в мире по уровню доходов.

Чего не скажешь, конечно, про махачкалинский «Анжи». Прекрасная сказка с Роберто Карлосом, Лассом Диарра, и Самуэлем Это`О, закончилась также внезапно, как и началась. Но если отбросить грустный финал и немного разобраться – о нашем клубе появилась информация, о нем начали говорить, про возможный переход в «Анжи» спрашивали даже у Криштиану! За «Анжи» начал болеть весь Дагестан, на трибунах не было свободных мест, и однажды был повержен сам «Ливерпуль»! Давненько такого не было, да?

Единственная проблема – научиться зарабатывать, после получения такого рода импульса. В принципе, получение доходов – одна из главных проблем российского футбола сейчас, как на уровне отдельных клубов, так и на уровне всей лиги (не будем думать, сколько просто за участие в чемпионате, получают клубы Англии от продажи телеправ, и тем более не будем о медальных трех местах). С учетом того, что все чаще появляются слухи об ограничении, или запрете вовсе, финансирования спортивных клубов госкорпорациями  – данный вопрос должен быть одним из основных. Выгодные спонсорские соглашения, различные оптимизации, выращивание собственных талантов и последующая выгодная продажа их в другие команды, маркетинг, все это, так или иначе, с успехом практикуется в мире. В мире, но не у нас.

Клубные академии «Порту», «Бенфики», «Атлетико», «Аякса», «ПСВ» - по праву считаются одними из лучших в мировом футболе. Одни из них - выращивают талантов для основной команды, помогая завоевывать титулы и получать за это призовые бонусы. Другие – поддерживают клубный бюджет, продавая многообещающих своих воспитанников в лучшие клубы Европы. В это время мы создаем лимит, искусственно поднимаем цены на молодых футболистов с нужным паспортом, а, соответственно и зарплаты последних, и в итоге загоняем себя в тупик – никто из этих юных звезд страну родную не покинет, со своей продажи дохода не принесет, уровень своей игры качественно не поднимет.  Даже победив в РФПЛ в пошлом сезоне, можно было улучшить экономику клуба «лишь» на 5 млн. долларов (4,2 млн. евро). К слову, зарплата одного «звездного» Кокорина – 3, 5 млн. евро в год… Ну, и в верном ли мы пути движемся, товарищи?

Ахмед Муса и Умар Ньяссе – наверное, самые свежие и, на мой взгляд, лучшие сделки в РФПЛ по соотношению польза/доход: Мусса перешел в «ЦСКА» за 5 млн. евро ( 116 игр, 42 мяча), и был продан в «Лестер» за 19,5 млн. евро. А сенегалец Ньяссе обошелся «Локо» в 5,5 млн. евро (42 игры, 19 мячей), а сумма продажи игрока установила клубный рекорд – 17,7 млн. евро. Очень неплохая арифметика для наших клубов. Поставить бы подобное на поток, привлечь спонсоров, вложить хороших денег, вырастить талантливое поколение и заявить о себе в футбольной Европе (какой же я романтик) – и проблемы с ФФП останутся в далеком прошлом, клубы станут конкурентноспособными в Европе а уровень всей Лиги выйдет на приличный уровень.

Вложить деньги, купить 11 звезд и через год выиграть ЛЧ – вариант интересный, и больщика своего точно обретет. Возможно, на таких людей будут тыкать пальцами и с презрением называть «глорами», но, задумайтесь, еще через каких-то пять – шесть лет, молодой болельщик сможет сказать – «я с детства за «Сити»!». И у него будут на это все основания. Важно, чтобы развитие шло не в стиле финансовых «пирамид». 

"Анжи" до смены курса

 

...Пару лет спустя

 

 

 

Бонус

Кроме того, что страна наша – огромна по размерам, и столичные команды жалуются на многочасовые перелеты в Хабаровск, что совсем немногие из 16 сильнейших клубов сегодня в стране знают, что такое играть в Европе и завоевывать медали, и конечно, кроме того, что мы не умеем зарабатывать, а только тратить, есть еще один нюанс – информация. О наших клубах почти ничего не известно в мире. На слуху буквально 5-6 клубов, которые периодически играют в Европе, либо приобретают более-менее известных футболистов.

В этой связи очень сложно рассчитывать на хорошие, и очень нам необходимые международные контракты со спонсорами. Клубы из главного футбольного чемпионата страны даже не находят достойных поставщиков экипировки! Что уж тут говорить о спонсорстве более серьезного уровня? Отсутствие известности также сказывается на переговорах с потенциальными новичками. За большими деньгами хорошим футболистам можно уехать в более приятные по климату страны – США, Австралия, Китай, Индия, наконец. А вот желание поиграть в холодной стране (Самара в декабре то еще удовольствие) да еще в клубе, чье название впервые слышишь от агента… Сомнительно, мягко говоря.  

 

 

Фото использовано с сайтов: 

http://www.fc-anji.ru/news/ru/club_news/predstavljaem_oficial_nuju_formu_fc_anji130715/

http://www.fc-anji.ru/news/ru/club_news/nike_football_predstavljaet_gostevuju_formu_fc_anji/

http://fcdynamo.ru/news/blog/?id_4=4146