Игра с гандикапами
Был когда-то такой предсезонный турнир по хоккею, который разыгрывался еще на самом старом катке «Сокольники».
Фишка его состояла в том, что для уравнения шансов перед каждой игрой специальное жюри запечатывало лист бумаги в конверт, а потом после окончания матча судья его вскрывал, и оказывалось, что, скажем, ЦСКА, выигравший у спартака 8:4, на самом деле проиграл, потому что жюри дало фору в пять шайб – цифры, на самом деле не взяты с потолка – были такие времена, что с меньшей форой этим командам можно было на поле и не выходить.
Перед сегодняшним матчем конверт никто не запечатывал, но размеры форы были примерно понятны. Я после матча с АЕК опасался, что победа может стать пирровой, если ее ценой стала серьезная травма Акинфеева, выведшая его из строя достаточно надолго. Ведь нашу ситуацию с вратарями нормальной назвать нельзя: Игорь – несомненный, надеюсь еще надолго, № 1, но не следует забывать – уже не юн и имеет в анамнезе две тяжелые травмы, Сергея Чепчугова мы отдали, а на скамейке остались три вратаря из коих НИКТО НИ РАЗУ в матчах чемпионата России за основу не участвовал. У меня были сомнения в психологической готовности Помазуна к тому, чтобы заменить Игоря, и они, к сожалению, оправдались. При этом то, что в запас был посажен Павел Овчинников, который по части психологической неустойчивости дает Помазуну пару очков вперед, меня удивило не меньше. Уж раз некого – так лучше Жора Кырнац, куда более спокойный и устойчивый…
В первой же атаке казанцы заработали угловой, навесили, а наш вратарь, как будто Великий Чанов его ничему не учил в нашей школе, вместо того, чтобы врезать изо всей силы кулаком по падающему с неба мячу, подставил ладошку, мяч отскочил всего на пару метров, где был подобран и отправлен в сетку Жонатасом. То, что случившееся не является случайностью, подтвердилось позднее, когда точно так же – ладошкой Помазун отбросил навес с еще одного корнера, но тут, слава богу, казанцы были не так проворны и точны.
Спустя несколько минут после первого гола мы получили второй – грубейшая ошибка Васи при приеме мяча превратилась фактически в пас на выход Жонатасу, который, как мне показалось, обманул Помазуна обозначив удар в дальний угол и заставил того дернуться в эту сторону, а сам пробил в ближний под штангу, так что наш вратарь дотянуться до мяча не смог… По-честному, заслуги в этой катастрофе следует поделить между Ильей и Васей поровну.
Ужасно, но наша линия обороны, сплошь укомплектованная опытнейшими игроками, от которых можно было ожидать, что они встанут стеной перед молодым неопытным голкипером, похоже, сама замандражировала почище Помазуна. Таким образом, лишь подтвердились опасения, возникшие еще в предсезонку, когда почти в каждом матче пропускали от не самых сильных соперников. Дважды наши беки сбрасывали по старой нехорошей привычке мяч вратарю, да так, что тому приходилось мчаться со всех ног – ликвидировать созданную собственными беками опасность, что несколько оправдывает его присутствие на поле, но служит огромным укором защите.
Итак, к 13-й минуте матча мы уже оказались в положении крепко проигрывающих, что в игре с командой, которую тренирует великий специалист по контригре, образовало допольнительный гандикап. Против этих спецов по автобусному строительству и кинжальным прорывам по оголенным тылам противника армейцы были вынуждены идти во фронтальное наступление. И, что удивительно по общему течению игры, однажды нашим удалось добиться успеха. С одной стороны, причина в быстром и точном розыгрыше с переводом мяча почти в одно касание с фланга на фланг, а с другой – в вопиющем нарушении игровой дисциплины игроками Казани, что позволило Щенникову пробить из штрафной площадки совершенно без сопротивления, что для бердыевской команды выглядит просто удивительно. В любом случае. Мои поздравления Жоре с первым голом в матчах ЧР!
В дальнейшем, а это без малого 80 минут, наши владели территориальным преимуществом, намного больше владели мячом, ударов по воротам у нас набралось в два раза больше, в створ – тоже в два раза, а вот толку – в два раза меньше. Странная ситуация, видимо, продиктованная тем, что команда ясно ощущает недостаток собственной атакующей мощи, исостоит в том, что этот недостаток пытаются компенсировать Головин и Дзагоев, которые должны конструировать атакующую игру, а не быть завершителями. Во всяком случае, ясно, что совместить качественно то и другое им не удалось.
Алан, наряду с Витиньо, был тем, кто по воротам был или пытался быть чаще всех. Еще в самом начале матча он самую малость не дотянулся до очень хорошего паса на ворота от Чалова, потом бил через себя, с полулета попал в Рыжикова, прорывался в штрафную, но все время чуть запаздывал с ударом или был немного неточен… Витиньо чаще попадал в створ, но его атаки были несложны для Рыжикова, которому в этих случаях было достаточно занять в воротах правильную позицию. Оланаре был на этот раз более агрессивен, но и он был либо несильно, либо неточно. Лишь один раз, как мне кажется, у нас был реальный шанс сравнять счет – когда в штрафной грубо сыграли против Фернандеса – его в убойной позиции и за руку схватили, и в спину толкнули, сбив с ног. Рефери 11-метровый не поставил, и, думается, это нам аукнулся ненужный пеналь с Хабаровском… Да, и что с Безбородова возьмешь — питерский…
Не следует, однако, думать, что все беды в этом несимпатичном мене человеке: если быть честным, то у Рубина возможностей увеличить счет было больше, и эти возможности были куда очевидней. Надо признать, что в конвертике с гандикапом был еще удар Азмуна в штангу, в которую было намного труднее попасть, чем в ворота, поразительная растерянность Жемалетдинова, оставшегося в одиночестве перед нашими воротами и пихнувшего от себя мячик, куда глаза глядят, и пушечное попадание в перекладину Карадениза. Все эти страшные чудеса – следствие дезорганизации игры в обороне в попытках сравнять счет, когда в атаку убегали те, кто профессионально этим заниматься не умеет, оставляя в тылу не слишком скоростных коллег, которые при кинжальных атаках казанцев моментально оказывались в меньшинстве и без труда отыгрывались.
Впереди же, наряду с упомянутым дефицитом конструктива, сильно недоставало и скорости, которая в борьбе с такими командами, как бердыевская, являются совершенно необходимым компонентом. А наше неспешное перемещение мяча вдоль средней линии, как я уже не раз писал, это лишь облегчение для защиты соперников, которая против такой игры всюду успевает сместиться вовремя и встретить каждого из атакующих армейцев в численном большинстве.
Общее впечатление таково, что при накопленной сумме гандикапов, результаты матчей против команд лучшей половины чемпионата России на сегодняшний день следует признать предрешенными. Команда решительно нуждается в усилении, без этого она обречена на угасание. Думаю, руководителю клуба все то, что ясно болельщикам, было понятно еще при подготовке к сезону. Евгений Ленорович сделал для команды и нас всех неоценимо много, и сейчас, видимо, настал момент проявить деловые таланты и, возможно, самоотверженность и, поступившись своими правами собственника, найти инвестора, который вернет команде конкурентоспособность. Если это фактически возможно…
Когда-то, лет 17 назад, кризис поставил передо мной вопрос: как быть с коллекцией гербов, которую я собирал перед тем 28 лет? Отнимать ли и дальше у семьи деньги на поддержание коллекции в актуальном состоянии – то есть покупать все новые знаки, чтобы не отстать от остальных, либо продать плод долгих трудов и немалых затрат, изучения литературы и попадания в милицейский участок за участие в несанкционированных сходках фалеристов на Ленгорах. И я с коллекцией расстался. Надеюсь, ей хорошо в руках молодого коллекционера, который согласился выложить за нее запрошенную мной сумму, которая помогла нам просуществовать в трудные времена и справиться с тем, с чем иначе было бы совсем невмоготу.
А жалко до сих пор. Так что я понимаю, что такое – расставание с любимой игрушкой.
ЦСКА успеха с швейцарцами!
Во всем.
Спасибо за статью.