Генезис Английской Премьер-Лиги
Когда через пару недель свисток арбитра ознаменует начало очередного сезона в Премьер-Лиге, это будет юбилейное событие, знаменующее 25-летие самой доходной лиги современного футбола.
У англичан очень хороший повод для праздника. Им действительно есть что отметить. Эти 25 лет вытащили Англию из эпохи стагнации футбольной культуры в ее авангард: восстановлены и отстроены с нуля десятки стадионов, общий уровень команд лиги выведен на запредельный для Европы уровень, лучшие игроки и тренеры мечтают играть в АПЛ, а права на показ ее игр проданы в 210 стран мира.
Но, как же им удалось за 25 лет создать Премьер-Лигу и как она стала той, которой мы ее знаем сегодня?
Британские медиа последних дней задаются похожим вопросом, и я очень рекомендую вам серию статей в Guardian на эту тематику.
Конец 80-ых годов нельзя назвать хорошим временем для английского футбола. Отвратительная организация клубов (в том числе и юридическая), с неясными правами собственности и статусами, вкупе с огромными финансовыми долгами клубов, делали Чемпионат Англии убыточным, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Инфраструктура была ужасная, стадионы разваливались на глазах, лучшие игроки уезжали играть за границу, а хулиганы доминировали во всех спортивных хрониках страны. Эпикризом «ужасных 80-ых» стали события, развернувшиеся в апреле 1989 года на стадионе Хиллсборо, когда погибли 96 болельщиков Ливерпуля, а кульминацией всего вырвавшегося на поверхность кризиса стал знаменитый «доклад Тейлора», который намечал важнейшие изменении в организации английского футбола.
Но, для нашего повествования о большом будущем ведущих английских клубов, не менее важным будет являться упоминание о документе под названием «The Blueprint for the Future of Football», автором которого являлся Грэм Келли и который вышел через год, в 1990 году. Келли являлся на тот момент президентом Футбольной Ассоциации Англии (FA) и соответственно мог стать ключевой персоной для введения инноваций и реформ в мир английского футбола. И он им стал. Вернее не так.
Перефразируем. Бывший банковский клерк Келли, некогда полировавший скамейку «Блэкпула» в качестве резервного вратаря, стал ключом и фактически единственным оружием в руках тогдашних владельцев ведущих клубов страны, в попытке изменить положение вещей в мире английского футбола.
Изменения на телерынке
Рассказ об истории становления АПЛ практически всегда подразумевает под собой упоминание о том, что в Лигу «пришли огромные телевизионные деньги». Это действительно факт. Телевидение стало диктовать условия игры и функционирования футбола Англии. Это обострило старые раны английского клубного футбола, которые «лечили» воистину новаторскими методами. Однако, дабы повествование об этом было действительно истинным, нам придется еще немного углубиться в историю футбола в Англии.
В 60-ые годы, на волне всплеска популярности футбола в стране (как мы помним, в 1966 году Англия стала Чемпионом Мира), национальная корпорация BBC попыталась централизованно войти на этот сложный рынок и… потерпела фиаско. Все дело в том, что «малые клубы» выступили единым фронтом против прямых трансляций матчей на их стадионах, поскольку они, по их мнению, отпугивали зрителей с арен, а сумма отчислений с телеправ не покрывала бы убытки от вероятных потерь из-за трансляций с продаж билетов.
И хотя доходы от рекламы на BBC и ITV (еще один вещатель английского футбола с 70-ых годов) от года в год росли, клубы очень настороженно общались с телевизионщиками.
Между тем, к началу 80-ых годов руководство так называемой «большой пятерки»: Ливерпуля, Манчестер Юнайтед, Тоттенхэма, Эвертона и Арсенала, осознали, что роль телевидения в современном мире растет и это прекрасный рынок. Однако, в то время функционирование Лиги осуществлялось по принципу своего рода Ассоциации, куда входили сразу ЧЕТЫРЕ!!! Дивизиона. Прибыли от продажи телевизионных прав делились по принципу древнегреческой демократии: всем поровну. То есть, за сезон Ливерпуль зарабатывал те же самые деньги, что и «Рочдэйл», например. Для руководства больших клубов такое положение вещей было не приемлемо.
«Большая Пятерка» не без содействия директора ITV Грега Дайка, начинает готовить почву для «телевизионного переворота». Все это вылилось в два огромных скандала 80-ых, когда квинтет клубов был как никогда близок к тому, чтобы выйти из Ассоциации и создать свою Лигу. Самый значимый из них случился в 1985 году, когда британские таблоиды, после инсайдерского «слива», опубликовали историю о том, что готовится создание некой «Суперлиги», куда войдут пять ведущих клубов английского футбола, плюс еще пять клубов получат специальные приглашения в эту лигу. Финансирование данной «Суперлиги» намечалось полностью из телеправ и вещатель назывался только один – ITV (отсюда, в народе проект лиги прозвали ITV-лига). Это был прямой шантаж FA. А как могли добиться клубы из «Big Five» своего по-другому?..
Ассоциация через «Союз Вещателей» заблокировала эту идею и была вполне довольна восстановлением статуса-кво. Но на авансцену вышла... телевизионная революция.
Она обошла своим вниманием Советский Союз и пришла в Россию в тот момент, когда нас уже было ни чем не удивить. Однако, в декабре 1988 года вывод на орбиту Земли телевизионного спутника «Астра» стал настоящей телевизионной революцией для Великобритании. После 60-летия безраздельной власти госкорпорации в теле-радио пространстве страны, на британский телемедиа рынок пришли новые игроки. И это были американцы.
Медиа-магнат Рупперт Мёрдок, основавший самую крупную американскую спутниковую телесеть «Fox Broadcast», заходил на свежий британский рынок спутникового телевидения по-американски, очень нахраписто и фонтанируя идеями.
Мёрдок, запустив платную сеть в США, прекрасно знал, что только три вещи способны приносить ей рентабельность: порно, голливудские фильмы и спорт. Британские законы очень строги к распространению порнографии и эта отрасль не подходила Мёрдоку из-за боязни увызнуть в судах с представителями пуританского общества; фильмы старомодное британское общество предпочитало смотреть в кинотеатрах или покупать на съемных носителях (маркетологи Мёрдока подсчитали, что это направление деятельности было бы убыточным); а вот спорт – это та самая ниша, куда магнат мог вложиться. Так появился SKY – первый британский платный спортивный телеканал, выросший ныне к огромную спортивную сеть, имеющую эксклюзивные права на производство и распространение телекартинки в ведущих футбольных лигах Европы: Англии, Германии и Италии.
Переворот внутри Ассоциации
Мёрдок, через медиа группу BSB (которая позже была слита со SKY) предложил выкупить права на трансляции сезона 1989/1990 у FA за рекордные на тот момент 25 миллионов фунтов (ITV предложила 11 миллионов). Крупные клубы сразу поняли, где находится их будущее. И, несмотря на то, что лига заключила договор с ITV (с принятием условий разделения доходов между «большими» и «малыми» клубами не равными частями, а по пропорциональной системе), сначала Ливерпуль и Манчестер Юнайтед, а парой месяцев спустя и остальные клубы «большой пятерки» заключили спонсорское соглашение с BSB на право трансляций их домашних матчей.
Уже в тот момент всем было очевидно, что телевидение будет определять будущее английского футбола.
К 1992 году подвешенная ситуация продолжала сохраняться. Несмотря на успех сотрудничества BSB-SKY с ведущими клубами Лиги, Ассоциация не хотела пускать Мёрдока на свой рынок. В итоге (за руку конечно не поймали, но все же, верно, не без участия магната) сменилось руководство в самой Ассоциации, а через лоббистов провели поправки в акт о том, что компании, аффилированные с зарубежными рынками, могут наконец получать статус «head broadcaster» в Британии.
«The Blueprint for the Future of Football» лишь выразил на бумаге те идеи, с которыми Мёрдок заходил на рынок британского телевидения. От их создания до внедрения в реализацию магнату понадобилось всего три года кропотливого окучивания неповоротливой британской системы управления.
Концепция развития футбола Келли говорила, прежде всего, о развитии футбола в стране. Мёрдок тем самым показывал, что приходит всерьез и надолго и кровно заинтересован в том, чтобы рос уровень игры и развивался спорт в Британии. На самом деле, как вы уже догадались, весь этот документ был лишь ширмой для «Big Five» и Мёрдока в деле создания новой футбольной лиги. Но, справедливости ради, отметим, что все идеи заявленные в этой «программе развития английского футбола»: развитие детско-юношеского футбола, создание конкурентной среды в Лиге, единая стандартизация инфраструктуры и ее улучшение, создание чемпионата молодежных команд и др., были реализованы за 25 лет существования Премьер-Лиги.
В феврале 1992 года Премьер-Лига была создана. И хотя она управляется FA, также имеет свое руководство и ряд автономий, которых не имеют другие лиги в Англии.
Ночные идеи Мёрдока
Однако же, это Англия. И тут все пошло совсем не так, как было запланировано. SKY не получил вожделенную монополию на трансляции матчей Лиги, разделив ее с ITV, который имел на тот момент самый большой охват аудитории в Британии – 10 миллионов человек.
ITV предложил лиге ошеломляющую сумму в 262 миллионов фунтов (вспоминаем об 11 миллионах парой лет ранее) и стал первым официальным вещателем Лиги.
Но Мёрдок не отступал. Его идея Pay TV нашла отклик в сердцах руководителей Ливерпуля и благодаря им Англия получила в 1993 году первое клубное Pay TV. До этого оставшиеся 4 клуба «Big Five» отвергли данную концепцию Мёрдока, и после очень об этом сожалели. Pay TV предусматривал не просто показ матчей команды, но и ряд рейтинговых программ, заточенных «под имидж клуба». Когда в конце сезона 1993/94, руководство Ливерпуля получило финотчет от независимых аудиторов, то ахнуло – прибыль от телетрансляций по системе Pay TV от Мёрдока дала маржу в 704%. Вдумайтесь в эту цифру.
Сразу после этого, другие клубы Премьер-Лиги подписали со SKY похожие соглашения.
Легендарной стала история лоббирования руководителем Тоттенхэма Шугером идеи передачи бродкаст-прав SKY от лица всей Лиги, а не только отдельных клубов. На внеочередном заседании правления Лиги по телефону из Нью-Йорка (в Америке была глубокая ночь) Мёрдок продиктовал Шугеру свои условия сотрудничества, которые тот вынес на всеобщее голосование. SKY предлагал 315 миллионов фунтов, плюс десяток тематических программ, популяризирующих футбол в Англии, и по одной клубной программе для каждого клуба Лиги. МЮ, Арсенал, Эвертон, Блэкберн и Лидс голосовали против Мёрдока и за ITV, но остальные клубы Премьер-Лиги, ведомые Ливерпулем и Тоттенхэмом голосовали за «концепцию SKY».
Отныне Премьер-Лига стала полностью коммерческой самоуправляемой организацией.
Тогдашние владельцы акций клубов, со временем продали свои акции и стали мультимиллиардерами.
Сегодня Премьер-Лига принадлежит в основном зарубежным богачам, которые с удовольствием вкладываются в бренд, созданный Мёрдоком и товарищами 25 лет назад.
Последняя ТВ-сделка дала Лиге заработать 5,136 млрд. фунтов, а SKY по прежнему является официальным вещателем.
За 25 лет своего функционирования АПЛ превратила десяток убыточных и разваливающихся клубов в крепкий бизнес и мэйнстрим мирового футбола.