9 мин.

Марио Фернандес: «Надеюсь, Черчесов всё понял и на меня не обиделся»

Защитник ЦСКА – о победе над АЕК, сборной России, своей маске, шутках Березуцкого, европейских клубах и русском языке.

– Из-за операции вы пропустили Кубок конфедераций. Главный тренер сборной России Станислав Черчесов сказал, что узнал о вашей проблеме позже, чем следовало.

– Давайте расскажу, как было дело. Зимой на сборах в Испании мы играли контрольный матч с «Уфой». В одном моменте я выпрыгнул, чтобы сыграть головой, а соперник заехал мне ногой по носу, сломал его, да еще и в нескольких местах.

– Сразу операцию было сделать нереально?

– Через неделю нам уже нужно было сыграть официальный матч с «Зенитом», поэтому решили отложить этот вопрос на потом. В итоге на следующий день после перелома я тренировался наравне со всеми. Вторую часть сезона я играл с этим повреждением. Кости оставались смещенными, дыхание сразу затруднилось.

– Как же вы играли?

– Играть я мог. Но чем дальше, тем становилось тяжелее. Впоследствии был риск нанести серьезный вред своему здоровью с таким дыханием. Смещенные кости и хрящи затрудняли прохождение воздуха. А после игры с «Анжи» мы пришли к выводу, что необходимо хирургическое вмешательство. Поверьте, я очень хотел сыграть за сборную России на Кубке конфедераций. Но понимаете, в той ситуации операция была для меня просто жизненно необходима.

– То есть, если бы врачи не настояли на операции, готовы были сыграть со сломанным носом за сборную России?

– В конце прошлого сезона я сделал МРТ, чтобы проверить, как все срослось. Мы послали снимки в две или даже три европейские клиники. И все хирурги заявили, что мне нужно лечь под нож. Доктора сказали: что-то срослось неправильно и дальше будет только хуже, тянуть с операцией нельзя. В противном случае не смог бы из-за затрудненного дыхания выкладываться на все 100 процентов, тянул бы со своим носом команду вниз. А я не могу себе этого позволить.

– И все-таки новость о вашей операции стала неожиданным, неприятным сюрпризом для Черчесова.

– Поверьте, я был честен перед всеми. Я объяснил Черчесову, что очень хотел играть, но в данной ситуации не мог поступить по-другому.

– Верите, что теперь вновь получите вызов в сборную России?

– Надеюсь, что главный тренер все понял и на меня не обиделся. Ведь здесь речь шла о здоровье. Как я уже сказал, поступил честно. Очень хотел быть в расположении сборной России. Иначе зачем я получил российский паспорт? Если меня вызовут, надеюсь, еще помогу национальной команде.

– Как вам игра сборной на Кубке конфедераций?

– Посмотрел только один матч – с Португалией. Считаю, команда выглядела достойно. Все-таки сборной противостояли чемпионы Европы, да и вообще группа была тяжелой. Игроки показали свой максимум, выложились, их ни в чем нельзя упрекнуть. Но получилось так, как получилось. Нам всем надо продолжать усиленно работать и прогрессировать.

– Кто ваш главный конкурент за место в составе сборной?

– В команде собраны серьезные футболисты. Не считаю, что я кого-то лучше, и не ставлю себя выше остальных. Просто стараюсь усиленно тренироваться каждый день, чтобы быть готовым помочь сборной. А дальше уже тренер национальной команды примет решение.

– Что испытывали, когда приезжали в расположение сборной, а потом понимали, что вам по-прежнему нельзя играть?

– В любом случае время в команде пошло мне на пользу. Почувствовал атмосферу, познакомился ближе с ребятами. Вы даже не представляете, как все меня хорошо приняли! Было здорово.

– А вот крайний защитник «Спартака» Андрей Ещенко, которого не вызывают сейчас в сборную, недавно сказал: «Не должно быть натурализации в сборной. Даже если мы возьмем 11 бразильцев, все равно не станем Бразилией. Мы – Россия. Кто тогда на стадионы придет?»…

– Что ж, мнение Ещенко тоже нужно уважать. Но я здесь не для того, чтобы украсть чье-то место в сборной России. Я хочу только помочь этой команде. Если тренер посчитает, что я ему нужен, обязательно приеду и приложу все усилия. С уважением отношусь ко всем сборникам, ни на кого не смотрю свысока. Я такой же, как и все.

– Для вас станет катастрофой, если не сыграете на чемпионате мира-2018?

– Все футболисты мечтают сыграть на таком турнире. Но решает тренер. Если он посчитает, что я достоин такой чести, то с большим удовольствием выступлю на чемпионате мира.

– Что скажете об игре с АЕК?

– Матч получился тяжелым. В Лиге чемпионов на выезде легко не бывает ни с кем. А здесь еще греческие болельщики оказали своей команде отличную поддержку. Но ЦСКА сыграл организованно. Мы забили два гола с угловых. Постоянно тренируем стандарты, и это принесло плоды. Заслуженная победа. Однако ничего еще не решено, впереди ответная встреча. Ни в коем случае нельзя расслабляться. Нужно уважать АЕК и усердно готовиться ко второму матчу.

– Виктор Гончаренко не просит вас приходить в чужую штрафную на стандарты?

– Нет. Вот как раз я и Жора Щенников при угловых должны оставаться сзади. Такова установка.

– Не завидуете Виктору Васину, который либо забивает с угловых, либо отдает результативные передачи, как это было в матче с АЕК?

– Ну, я и так много атакую по ходу игры, имею возможность отличиться. А на угловых гораздо полезнее меня Вернблум, Вася Березуцкий, Васин. Они лучше играют головой. Исполняют все, как надо, а я остаюсь сзади.

– А вы помните, когда сами в последний раз забивали головой?

– По-моему, никогда этого не делал!

– Значит, все-таки одно слабое место у Марио Фернандеса есть?

– (Смеется.) Никогда себя не идеализирую. Прекрасно понимаю, что нужно прибавлять во всех компонентах. Нет, я могу иногда удачно сыграть головой. Но тот же Васин делает это эффективнее.

– Насколько тяжело вам было играть в Афинах по такой жаре, да еще и в маске?

– Ох, непростые погодные условия….Даже не предполагал, что в Греции сейчас такое пекло. Чем-то напоминает бразильский климат. Но лично я предпочитаю играть, когда холоднее.

– Сейчас уже можете сказать, что московское лето вам нравится больше бразильского?

– Пожалуй, да. Мне больше по душе не жаркое, а теплое, где-то даже немного прохладное лето.

– А не было желания в матче с АЕК рискнуть и снять маску, чтобы легче дышалось?

– Даже с маской мне неплохо дышалось. А вообще я иногда шучу над нашими докторами. Говорю, что мне надоело, и я сниму маску. А они напрягаются и не разрешают этого делать. Наш главный тренер тоже порой начинает беспокоиться, когда я без маски.

– Когда вам, наконец, разрешат ее снять?

– Где-то в конце августа или в начале сентября.

– Василий Березуцкий или Понтус Вернбулм не шутят над вашей амуницией?

– Нет, по этому поводу они меня не подкалывают. Но с ними и так не соскучишься. Понтус посерьезнее, а вот Вася с Лешей – просто караул. Позитивные парни, постоянно шутят над любым и на любые темы. Они просто замечательные люди, с ними очень приято работать!

– Последняя шутка Василия над вами?

– Нам с Витиньо постоянно достается от братьев. Вася говорит, что я мертвый, труп. Не знаю, с чего он это взял (смеется). Такие вот у него шуточки.

– Поздравили Игоря Акинфеева с окончанием его неудачной серии в Лиге чемпионов?

– А то! Вся команда его поддержала. Игорь однозначно не заслуживал этой серии, он великолепный вратарь.

– Он что-то говорил команде по поводу своей серии перед игрой в Афинах?

– Нет, ничего такого не было. И так понятно, что команда никогда не хочет пропускать и подводить своего голкипера.

– Удивились, когда болельщики ЦСКА признали Акинфеева лучшим игроком прошлого сезона, а он отдал этот приз вам?

– О, вы даже не представляете, как мне было приятно! Этот поступок красит Игоря. Он наш капитан, проявил ко мне уважение. Я действительно был очень счастлив, нисколечко сейчас не лукавлю. Но все-таки факт остается фактом: болельщики признали не меня, а именно его. А вообще я убежден, что ЦСКА силен прежде всего командой, коллективом. В одиночку ты далеко не уйдешь.

– Когда Акинфеев в последний раз предъявлял претензии лично вам?

– Не припомню, чтобы такое вообще было. Он никогда не проявлял ко мне какое-то неуважение. Игорь всегда корректен.

– Как вы поддержали Виктора Васина после ошибки в дерби с «Локомотивом»?

– Виктор большой футболист, его вызывают в сборную России. Никто не застрахован от ошибок. Нужно понимать, что вся команда пропускает голы. Нельзя винить кого-то одного, спускать всех собак на конкретного человека. Васин в данном случае должен был почувствовать, что мы в него верим.

– Вы ведь когда-то в «Гремио» играли центрального защитника. В случае форс-мажора готовы вспомнить былые навыки?

– Было дело. В дубле «Гремио» играл как раз в центре обороны. Но потом нашего крайнего защитника удалили, и тренер вынужден был перевести меня на правый фланг. У меня неплохо получилось. Если возникнет непредвиденная ситуация, конечно, готов буду перейти в центр. Я в ЦСКА для того, чтобы помогать.

– Как, кстати, Витиньо воспринял ваше желание играть за сборную России? Сильно удивился?

– Он действительно одобрил мой выбор, понял меня. Был двумя руками за.

– Вы в свою очередь не предложили ему еще несколько лет отыграть в России и также принять наше гражданство?

– Кто знает, посмотрим. Сейчас могу сказать одно: Витиньо – отличный игрок!

– Сильнее спартаковца Луиса Адриано?

– Не готов сравнивать. Они все-таки играют на разных позициях. У Витиньо огромный потенциал для роста. Настоящий профессионал, тренируется не только на базе, но и дома. Сейчас он здорово прибавил, причем довольно резко. У него есть все, чтобы стать одним из лучших игроков в России.

– Как поздравили с чемпионством вашего друга Фернандо?

– От всей души. Фернандо – мой большой друг, ведь я играл с ним еще в «Гремио». Иногда хожу к нему в гости, иногда выбираемся вместе поужинать, несмотря на то, что выступаем за принципиальных соперников. Сейчас никаких ставок не делали, но в этом году чемпионом станет ЦСКА!

– Почему вы продлили соглашение с клубом аж до 2022 года? Неужели не хотите попробовать свои силы в Европе?

– Я уже давно хотел подписать новый контракт с ЦСКА. Оставалось два года до истечения срока прежнего соглашения, поэтому я проявил инициативу. Клуб пошел навстречу. Сегодня у меня нет ни малейшего желания покидать ЦСКА.

– Разве в последнее время вам не поступали предложения от европейских клубов? Писали, например, о «Челси», о варианте в Китае.

– До меня никакой информации не доходило. Может быть, обращались в клуб? Со мной точно никто не связывался.

– А если вновь проявит интерес мадридский «Реал»?

– Сейчас хочу играть в ЦСКА. Если однажды поступит предложение, которое устроит все стороны, мы поговорим на эту тему. Сегодня я намерен быть в ЦСКА до конца карьеры.

– В октябре 2016-го вы сказали, что через год сможете дать интервью на русском. Миссия выполнима?

– Да, мне реально нужно выучить русский… Это не пустые слова. Понимаю, что получил российский паспорт, и это обязывает к определенным вещам. Я начал его изучать, занимался с учителем. Но когда уехал в отпуск в Бразилию, приостановил уроки. Теперь нужно все возобновить.

– Что самое сложное в освоении русского языка?

– Очень тяжелый алфавит.

– Так когда мы все– таки услышим интервью Фернандеса на русском?

– Через какое-то время.

 источник