Андрей Малосолов: «Русский фанат должен стремиться совершенствоваться во всем»
Можно сколько угодно спорить о временах, в которых фанатам на Руси жилось хорошо, но именно 90-е годы дали фанатскому движению страны мощнейший толчок в развитии, а главное - людей, по сегодняшний день задающих тон тому самому движению. Годы перемен на границах эпох, всеобщей вседозволенности и отрицаний привычного, с явным дуновением западных ветров. При всех вероятных минусах последнего, возможность увидеть, как поддерживают свои команды лучшие представители фан-сцены Европы. Увидеть, осознать и сделать лучше. И та модель, которую мы можем наблюдать в данный момент на стадионах страны - отчасти, плоды того времени.
Как бы ни старались медиа, искажая образ русского фаната, всегда найдутся люди из мира музыки, спорта, политики, искусства, которые разорвут шаблоны, обозначив свою причастность к фанатской субкультуре. Нам повезло, мы встретили и пообщались с одним из них. Футбольный фанат, основатель легендарной группировки Red-blue Warriors, профессиональный журналист и медийщик, блогер и путешественник, спортивный функционер и эксперт, счастливый отец и человек, не представляющий своей жизни без футбольного клуба ЦСКА, Андрей "Батумский" Малосолов.Мы далеко не первые, кто взял у Андрея интервью. И, наверняка, не были оригинальны в формировании вопросов. Тем не менее, получили исчерпывающие и интересные ответы. По сути, с нашим собеседником можно обсудить любую тему. Мы же, ориентированные на конкретную аудиторию, сконцентрировались на фандвиже и экскурсе в историю. Опять же, будет заметкой для тех, кто с высоты прожитых лет, сделал слишком мало для формирования своей личности.
Итак, погнали.
- Приходя на трибуну, читая новостные сводки и лично общаясь парнями, ты доволен тем, как развивается фан движение ЦСКА?
- Считаю, что нынешний движ развивается в соответствии со временем и его тенденциями. Нынешнему движу есть что терять – люди обзавелись работой, очень много детей на трибунах. А пассионарный дух в то же время упал. Разумеется, по сравнению с 80-90-00-ми фанаты стали мобильнее и спортивнее, креативнее и сильнее. Одновременно, масса фанатов, как мне кажется, слегка «посерела», ярких личностей стало меньше, во многих коллективах люди как на гуру смотрят на своего лидера, зачастую забывая про критику и свободное мнение. При этом, правоохранительные органы буквально двумя-тремя движениями могут надолго ввести в ступор целые движи, да и не секрет, что полиция обладает куда большим объемом инфы о наиболее радикальных движениях, чем в мое время, и здесь лидерам движей очень сложно маневрировать – многие их ходы просчитываются, многие из них находятся под серьезным наблюдением. Но я не имею права как-либо критиковать движи, ибо каждое время создавало свои сложности, которые субкультура могла решить, а могла и нет. Если же говорить о культуре ультрас, то нынешнее развитие стадионного боления меня радует. Если бы милиция в СССР и ранней России не занималась долгое время бессмысленными глупостями и бесполезным давлением, то перфы, пение и культура боления у нас возникли бы уже в 80-е.
Нынешним лидерам трибун я от всей души желаю не бросать это правильное дело и любить свою команду. Да, прежде всего команду, а потом уже все остальное.
- На своем веку ты застал все поколения фанатов. Какое из них ты назвал бы самым преданным и верным армейским традициям? Или всему свое время?
- Да все поколения были преданные клубу. Те, кто двигает идею, кто зажигает сердца, всегда преданны. Другое дело, что преданность всего движа я бы определял процентами. В 70-е годы преданность клубу была 100 процентная – нас было очень мало, и, надевая шарф в городе, забитом мясом, за которое тогда были еще динамики, Торпедо, зенитчики и даже киевские хохлы, ты ощущал себя партизаном на оккупированной территории и понимал – обратного хода нет. В 80-е преданность была практически стопроцентной, хотя, например, один из лидеров движа Рома Робот за всю свою карьеру съездил на выезд только один раз, в Одессу, 1981, а тогда лидерство определялось и по количеству выездов.
В 90-е в движуху пришли яростные и безжалостные карлики, среди них было немало отмороженных маргиналов, но ставших потом приличными фанатами под воздействием РБВ или КИДС, а затем остальных, а были и просто психи в бомберах и тяжелых ботах, готовыми затоптать и забить бутылками любого, кто неправильно скосит на них взгляд в электричке. Многие из них были привлечены романтикой того периода, когда на стадионах было сплошь адское насилие, и где минимум раз в неделю, а то и больше, можно было разбить голову милиционеру пластиковым стулом или гриндером. Многие из них, особенно с направлений, быстро отходили от дел. И процент случайных пассажиров в движе составлял процентов 3-5.
В 00-е появилось также немало новых людей, только теперь не из числа алиготэ, а из числа аккуратных модников и тусовщиков. Среди них было и много настоящих фанатов, много правых, но и немало тех, кому футбол был по барабану. В 00-х стали создаваться и коллективы, фирмы, куда стали набирать не по принципу преданности клубу, а по принципам спортивной подготовки и личной преданности лидерам коллективов. С моей точки зрения, излишнее внимание идеологии фирмы, а не ЦСКА, сыграла значительную роль в отрыве коллективов от ключевой ценности – клуба. И формированию двух разных культур, часто не соприкасавшихся друг с другом – хулиганье и ультра. Какой процент людей, считающих ключевой ценностью ЦСКА, а не коллектив (зачастую ничем не выделяющийся из числа десятков забивных банд), я бы сейчас точно не назвал. Но мне кажется, что процент в разы отличается от предыдущих периодов.
Уверен, что объединение армейского движа рано или поздно произойдет на почве общей идеологии почтения именно к клубу.
- Нередко случается, что уходя из Движения, в большую политику или бизнес, сферу связанную с большими деньгами и известностью, даже самые заслуженные люди, порой, попадают в немилость общественного мнения, полного слухов и сплетен, невольно нацепляя на себя ярлыки "барыга", "продажный", "мусарской" и т. п. За примерами ходить не нужно, они тебе итак известны. Будучи медийной личностью и в определенных чинах, подобная "популярность" минула тебя стороной. Это правильная линия поведения или стечение обстоятельств?
- Русский фанат должен стремиться совершенствоваться во всем. Он обязан получать хорошее образование, совершенствовать свою мораль и зарабатывать приличное жалование, желательно, не связанное с объектом пристрастия, клубом или стадионом, чтобы быть не зависимым от какой-либо конъюнктуры.
Русский фанат должен гордиться хорошим заработком. По моему мнению, подписываться под силовые решения вопросов, охранять сектора, словно секьюрити в супермаркете, и зарабатывать на ринге – это то, с чего можно было бы начинать свой трудовой путь, но не заниматься им все самые важные годы молодости.
К сожалению, в нашем обществе не изжиты советские или совковые стереотипы про людей, которые зарабатывают больше вас. Более того, на этих принципах строится и часть западного мира, где сосед немедленно стукнет в полицию, если узнает, что кто-то заработал больше его. На этой шляпе держаться либералы в нашей стране, бесконечно считающие бабло в чужом кармане, и полагающие, что работа в концентрационном лагере современного офиса, с его стукачествами и программами тимбиллдинга, и есть идеал развития.
Но есть важные вещи, которым фанат и вообще свободный человек с принципами должен следовать. Если ненавидишь государство – не иди работать на государство. Если ты против ЗОГа и Кремля, не иди в АП за грантом. Если болеешь за ЦСКА, не иди работать в Спартак. Если ходишь на Русские марши, не ищи работу у условного Аарона Моисеевича. Если ты из «честных», не поступай на работу с черной кассой, где не платят налогов. Соответствуй! Или же не заявляй о своих принципах, полагая, что можешь их нарушить. Работа – сложная штука, особенно в наше очень непростое время, поэтому сразу стоит понять для себя, на что ты готов, устраиваясь туда, где твои принципы не прокатывают.
Что касается меня, то я уже 23 года работаю по профессии, на что учился в университете. Я медийщик, 10 лет проработал репортером в РИА Новости, 10 лет в профессиональном футболе, остальное время в экономике и собственных проектах. Работал я не только нанятым специалистом, но и создавал свои или вместе с кем-то проекты, приносившие заработок – журнал Русский фан-вестник, программа Фанзона, проект ВОБ, который сгенерировал и хорошее и плохое, а также проекты в социальных сетях. Разумеется, я всегда стараюсь прийти на работу туда, где можно поддерживать высокий уровень дохода. С 15 лет работаю и всегда стараюсь держать планку потребностей так, чтобы потом в компаниях друзей стыдливо не подкладывать в счет 500 рублей там, где нажрал и напил на тысячи три. Это естественно. Люди, которые считают деньги в чужих карманах, хоть у депутатов и членов правительства, хоть у друзей из близкого круга, часто соответствуют принципам Фридриха Ницше – люди говорят о том, чего у них нет: лишенные секса говорят о сексе, те, у кого нет денег, говорят о деньгах, а банкиры и олигархи говорят о морали.
Главное же в ином – не предавать друзей из-за денег, не предавать идею (если она есть), работать в тех местах, где получаешь от работы удовольствие. Ну и то, о чем я говорил чуть выше.
- Тебе часто приходится отстаивать реноме фанатов в СМИ. Не делая исключений какому-то определенному клубу. За все это время удалось обзавестись дружескими отношениями с парнями Спартака или иных спортобществ?
- До середины и даже конца 90-х в нашей среде не было принято общаться со спартачами, это был наш, да и их, фирменный принцип. Поэтому, когда меня Мамуля познакомил на одной из тусовок с олдовым Гладиатором Борей Башней, я был безмерно удивлен, что спартачи могут быть нормальными людьми). С тех пор с Башней мы близкие друзья. Позже жизнь сводила с разными персонажами, которых до этого видел только в драках с перекошенными рожами и старавшимися лишить тебя здоровья. Позитивное тянется к позитивному, и многих врагов я узнал с другой стороны. Со Степой Грибом и Белинским мы делали (и снова начнем делать) Фанзону. С другими людьми из вражеского ранее лагеря заняли прочную идеологическую позицию по украинским событиям и Донбассу. С некоторыми есть бизнес-интересы в настоящее время. С динамиками всегда дружил и имею много товарищей в этом сегменте. Уважаю торпедонов за твердость духа и преданность команде в самые тяжелые времена. Друзья есть много где. Поскольку я часто путешествую, то часто строчки в твиттере хватает, чтобы в любом городе меня встретил местный представитель фанатского движа, который покажет город и составит компанию в употреблении спиртосодержащих напитков. Кстати, как-то и киевские хохлы, с которыми в советское и раннероссийское время не было ни одной мирной минуты, в 2001 году в Киеве совершили ПОСТУПОК в отношении армейцев, попавших в трудную ситуацию. И мы поняли, что приличные люди есть везде и у всех.
- В продолжение темы. В своих интервью ты более сдержан в эпитетах к оппонентам, нежели раньше. В силу возраста это стало не настолько принципиально? Или все же статус не позволяет называть вещи своими именами? - Скажу банальную фразу – с годами приходит мудрость. Не дай Бог в нашей стране начнется война или придет общая беда, и со многими людьми из противоположных лагерей, мы будем стоять вместе плечом к плечу против общего врага или явления. В этом я убеждаюсь все больше и больше. Впрочем, также понятно, и некоторые события это подтвердили, что с большой долей вероятности, некоторые соратники и вообще представители субкультуры, будут стоять с других сторон баррикад. Хорошо, что эти выводы пришлись сейчас, а не тогда, когда будет все плохо, увы. Впрочем, это нормально – Бог создал людей разными.
- "Русский Фан Вестник", первые фанатские пати, "Гуляй банда", РБВ - топ фирма страны. Всё это в твою бытность. Будучи новатором в этих вещах, есть ли какие-то идеи, которые ты так и не воплотил или не успел воплотить в жизнь в статусе лидера армейского фан движения?
- В то время у нас не было единого лидера, а был консорциум личностей с непростыми характерами и вредными привычками)) Мне кажется, что воплотить в жизнь в то время удалось почти все, о чем думали. Плохо, что не удалось это капитализировать в серьезный бизнес, как это сделали наши парни, по сути, открывшие футбольный маркетинг и торговлю атрибутикой. Увы, специфических знаний не хватило, но, во-первых, я зарабатывал журналистикой, и неплохо, а, во-вторых, удалось сохранить «чистоту эксперимента»)). Считаю, что наше поколение фанатов ЦСКА разработало отличные новации и вырастило очень достойную смену. - В твоем личном топе, в категориях выезд, битва, командный успех, какие бы факты из своей фанатской биографии ты бы наиболее выделил?
- Командный успех: 1. Чемпионство и Кубок 1991 2. Кубок УЕФА 2005 3. Первое чемпионство России 2003.
Выезда: 1. Воронеж 1989 2. Станица Поданапская (Новороссийск) 1995 3. Лиссабон 2005.
Самые страшные выезда, где приходилось рассчитывать только на себя, и где было самое минимальное количество суппортеров ЦСКА: 1. Каунас (баскет) 1990 и драка вшестером против всех, когда из раздевалки выбежали баскетболисты ЦСКА во главе с начкоманды Иваном Едешко и стали валить всех лабусов подряд 2. Все выезда за вторую лигу на ЦСКА-2 в 1988-90 годах, особенно Владимир, Орехово-Зуево, Калуга, Раменское (где на 8 нас наехал отряд из сотки каких-то «Холодильников», из-за чего пришлось выбегать на поле и скрываться в раздевалке клуба). 3. В одни щщи был на выезде в Таллине на баскете в 1990 – самое странное и хаотичное впечатление от поездки, когда весь Спортхалле, все 2000 этнических эстонцев, начинал дико ржать от любого моего заряда).
Битвы: 1. Арбат 1995. 2. Сокольники 1997 (300х600) 3. Проводы мяса в Прагу.
- Не так давно у тебя родился сын. Осмелюсь предположить, что это стало важнейшим событием в твоей жизни. Подводя промежуточный итог, можешь сказать, что ты доволен прожитым отрезком жизни, что ты занимался не вынужденными, а сугубо интересными тебе вещами, касаемо работы, увлечений, и добился ли всех поставленных целей?
- У меня пока нет собственного дома. У меня нет таких накоплений, которые бы позволили мне уверенно смотреть в будущее. Я не написал книгу (и), которые давно ношу в голове. У меня было три рок-группы, где я пел в 90-е годы, но сейчас я не реализован в рок-музыке, хотя хочу. Как мужчине, отцу, патриоту своей страны мне еще реализовываться и реализовываться. До конца своих дней надо быть в движении и бодрости. Делать любимую женщину счастливой. Наконец-то родился долгожданный сын, а это значит, что ему нужны братики или сестрички, да и не только ему – нашей стране нужно больше хороших, целеустремленных русских детей. Что касается прожитого уже отрезка жизни, то он был великолепен, хотя пришелся на довольно ужасные времена истории Родины. Как мы выжили в дикие 90-е, по которым так ностальгируют дорогие россияне, одному Богу известно.
- О будущих клубных предпочтениях твоего сына и говорить не приходится. Но, зная наизусть всю фанатскую кухню, хотел бы ты, чтобы твой сын пошел по твоим стопам?
- Мой дед болел за, как он говорил, ТорпЭдо. А я стал армейцем. Поэтому воспитание в духе армейского движа начну с самых малых лет. Армейских вещей у Федора сейчас больше, чем у меня пар джинсов).
- С футболом все понятно. А за хоккеем следишь?
- Почему-то, в какое-то время я остыл к шайбе, и это мой личный феномен, который надо изучить. Впрочем, моя мама в детстве столько много раз водила меня в театр и на концерты классической музыки, что к 17 годам я устал от этого. А в 25 лет вновь пришел к классике и очень люблю ходить в Консерваторию на концерты Верди, Шостаковича и Прокофьева. Думаю, с шайбой будет тоже самое. Или с сыном придется на нее ходить, по любому – поддержите, парни???).
- Учитывая сложные времена в нашей стране, пристальное внимание со стороны правоохранителей и органов госбезопасности, можешь предположить, что ждет фанатское движение в России до и после чемпионата мира?
- Не хочу никого обидеть, но сложные времена были у поляков перед их ЧЕ, когда только посадили четыре сотни активных членов движей. Или у англичан, когда тысячи людей получили баны, запреты или тюремные сроки. Или у сербов. Или у Ультрас Сур и Бойхос Нойс, которых вообще выгнали с секторов. Или у Ференцвароша и Легии. К счастью, такого масштаба репрессалий у нас нет, и надеюсь, не будет. Но уже то, что есть (мы знаем, о чем), заставило фанатов быть осторожными и прекратить тот образ действий, что был с 80-х годов. Думаю, до 2018 у нас будет самый тихий период за всю «историю метеонаблюдений».
- На фоне не простых взаимоотношений российских фанатов в 90-х, ты был одним из тех, кто выдвигал инициативу объединения и нейтралитета во время матчей сборной. Пример тому известный выезд на сборную в Киев, в 1998.
Как ты относишься к инициативе ХК Молот Москва, объединившего под своими цветами многих не последних людей фандвижений известных клубов Москвы? Есть ведь немало тех, кто против подобного единства.
- Я за этот великолепный союз. На своих трибунах своих клубов мы должны быть яростно за наши идеалы. За пределами стада вполне уместно объединяться близким по духу и убеждениям людям. Главное, чтобы они не противоречили внутренним убеждениям личностей.
- По сложившейся традиции, попрошу тебя что-нибудь пожелать, сказать напутственные слова, в адрес нашего коллектива и близких нам людей. Тем более что среди них есть немалое количество армейцев.
- Впечатайте в борт всех, кто против вас, этих сукиных сынов, е@@нный случай!!!!!
ХА_ХА_ХА