9 мин.

Кройф умирал, или разговоры с другом

 

Йохан Кройф с друзьями детства

Эпиграф

Британский журналист Дэвид Миллер называл его Пифагором в бутсах.

Голландский хореограф Руди ван Данциг ставил его выше великого танцора Рудольфа Нуреева...

"Футбол — очень простая игра. Зачем делать пас на 50 метров с возможной потерей, если проще передать мяч ближнему, а уже тот отдаст его партнёру? Самая лучшая идея — всегда самая простая. Не хотите, чтобы вам забили гол? Держите мяч у себя, не отдавайте его сопернику. Больше всего я люблю смотреть, как играют дети во дворе. Это самый искренний футбол. Именно тот, в который и играли мои команды." (Йохан Кройф)

*  *  *

Пролог

Великий игрок и великий тренер-новатор Йохан Кройф / Летучий Голландец умирал. Даже высококлассная каталонская медицина оказалась бессильной. Даже не помогло, что бросил курить уже очень давно. Убийца Рак долго и терпеливыми годами ждал такую желанную, выдающуюся жертву. И время тёмного пира пришло...

Диагноз  рак лёгких поставили в октябре 2015 года. Сейчас же был февраль 2016 года. Почти полтора года тяжёлой борьбы. Иначе он не мог. Каким был на поле или на тренерской скамье - таким же оказался и в больничной палате. Это был его самый затяжной и тяжёлый матч. И он захотел отыграть его максимально...

*  *  *

12 февраля 2016.

Утро. Кройф позвонил лучшему другу детства в Амстердам:

- Прилетай и приходи завтра. Один. Есть разговор. Но сначала расколи врачей - сколько мне ещё осталось. Лады?

- Йохан - для тебя всё, что угодно. Ты же меня знаешь.

- Да, знаю. Поэтому ещё грамотно пронеси плоскую 0,25 виски и пачку моих любимых сигарет. Сделаешь?

- Постараюсь.

- И давай без лишней скорби - мне родня уже надоела с этими делами.

- Хорошо.

И друг не подвёл. Явился на следующий день в окно дневных посещений.

- Привет, Йохи.

- Ага, рад видеть. Ну что, расколол врачей? Только дверь плотней прикрой.

- Было непросто, но получилось. Придумал легенду, что в марте-апреле у меня планируется долгая командировка в Штаты - выступить перед голландским сообществом Бостона и других городов. Собрать денег в свой благотворительный фонд по борьбе со спидом. Я и правда планировал в этом году. И конечно поклялся, что всё понимаю и тебе не скажу. Вроде бы поверили.

- Ну ты всегда в нашей школьной компании был самым хитрым-ушлым. Помнишь, когда не хватало денег на мячи ты придумал хитрый ход - ушел в другой район Амстердама, испачкал одежду и сел клянчить деньги у бара: "Дяденька, подайте бедному парнишке - отец нас бросил, ушёл к богатой, мать уборщицей за гроши пашет, а ещё маленькая сестра - ей молоко каждый день надо, ыыыыы..."

- Ахаха. Ты не забыл. Было такое дело. Меня отец крепко выпорол тогда за одежду. Но боли почти не было. Зато мы перестали экономить на школьных завтраках и купили сразу три мяча. Это было счастье.

- Точно. Так мало нам было тогда нужно для счастья - мячи и свободное время, чтобы чеканить на улицах и гонять во дворах.  Красота. Свежесть детства, ещё не омраченного всякой взрослой лживой ерундой и пустыми излишествами.

- Да, всё так. Только ты тогда уже чеканил и играл как нас двое-трое вместе взятых. И постоянно были споры - за какую ты команду в этот раз. Потом решили так - ты + двое/трое против пятерых. Тебя боженька за весь квартал поцеловал, а мы просто были свидетелями твоего юного дарования. Больше же никто в футбол далеко не пошёл из наших - врачи, инженеры, дельцы и так далее.

- Но ты стал правильным дельцом - не только прибыль, но и нужные дела для людей. Поэтому мы до сих пор вместе. Многих других я давно сократил.

- Я знаю, ты жёсткий. Вот ни черта не подарок. Не забуду как ты выгонял из нашей компании пацанов уже за вторую симуляцию. С другой стороны - атмосфера была здоровая.

- Ладно. Зубы не заговаривай - сколько осталось?

- Месяц, полтора, максимум два. Если чудо - три.

- Т.е. полтора. Ладно. Пусть так. Честно говоря я устал смотреть на измождённые лица родни. Они стареют на глазах от печали... Теперь о приятном. Ты смог пронести виски и сигареты?

- Да, пришил скрытый внутренний карман в брюки. Бутылка плоская, пачка тоже. Не заметили. Но где спрятать?

- Под матрас нельзя - перестилают простыни, под тумбочку тоже - там протирают пыль. Но кажется панель вентиляции снимается не сложно. Попробуй.

И действительно - европанель (на распорках) снялась без особых усилий. Никаких тебе винтов и сложностей. Туда друг и поместил подарки (с зажигалкой).

- Сам-то не куришь сейчас?

- Да я ещё в колледже перестал на постоянной основе. Периодически баловался и не более. Табак - не моё. А вот с ганжей дружу изредка. Без фанатизма. Пью мало, а стресс надо как-то снимать.

- Молодец. А я вот с табаком сглупил конечно. Ну кабы знать заранее... Проехали. Теперь о главном. Я недавно набросал твою речь на моей могиле. Зачитаешь. Вот конверт с листом. Только заранее не смотри. Обещаешь?

- Железно. Надеюсь меня твоя родня живым рядом с тобой не закопает в тот же день.

- Аха, шутник. Нет, не бойся. Там вроде исповеди. Хотя я не очень религиозный. И ещё. Вот тебе телефон Бартомеу. Передашь мою волю - на поминках в Барсе без лишнего пафоса. И чтобы никаких памятников, переименований улиц и прочей ерунды. Мой вклад - сам клуб. Я отдал всё, что смог. Получилось неплохо - Ла Масия работает. Игра продолжается. Этого достаточно.

- А сам почему ему заранее не позвонишь?

- Да он скользкий как мыло. Не хочу с ним говорить. А ты человек мне близкий, но для клуба - нейтральный. Ты сможешь спокойно изложить. А теперь про футбол. Завтра Барса с Сельтой играет. И у меня есть предчувствие чего-то не вполне обычного. Есть такие думки. Хотя эта зверская тройка МСН и так не редко делает меня счастливым и про болезнь забываю. Они помогают как могут.

- Я обязательно посмотрю в отеле. Хочу быть с тобой в одном городе. Сегодня поброжу по Барселоне, вспомню наши встречи, когда ты здесь играл и тренировал. Зайду в наш любимый бар и освою грамм 200. А после матча позвоню. Поговорим. Ты меня заинтриговал. Нет, правда. Я же тоже скоро, через года два-три умру - сердце шалит. Может действительно перед концом чувства обостряются. 

- Да ты здоров как бык мадридский. Прекращай. Передавай дела по бизнесу и фонду в надёжные руки и уезжай на Карибы или на Тасманию. Там климат очень хороший для сердечников. Хватит в Голландии под дождями торчать. Считай, что это моя воля в отношении тебя. Живи, лови рыбу, кури ганжу, смотри на молодых прекрасных дам. Это продлевает годы.

- Я подумаю, Йохи. Может ты и прав... Ты бутылку и сигареты сможешь достать?

- Ты меня глупым считаешь? Есть одна медсестра правильная. Она достанет и не сдаст. Всё предусмотрено. Ты думал, что самый хитрый?

Дружный смех. Объятия. Прощание.

14 февраля 2016.

Матч Барселона - Сельта на Камп Ноу. 

Первый гол - классный штрафной Месси в обводку стенки. Второй гол - великолепная "двоечка" Месси-Суарес и уругваец в касание снимает паутину.  Третий гол - Месси лучом своей ясной мысли выводит уже Неймара на завершение, но страхует-добивает зверюга Суарес.

Наступает 81-я минута. Месси одурачивает защитника, прорываясь по ленточке - пенальти. И вот ОНО - ассист Лео с точки на Суареса, хотя завершать должен был Неймар. Барсовые игроки смеются. Суарес включает дурака.

Кройф не выдержал и позвонил другу.

- Ты видел? Это же просто праздник какой-то. Я в восторге...

- Чёрт. Вот черти полосатые. Я в осадке. Ты всё предугадал, Йохи. Это кайф. Трава тихо курит в сторонке... Весь матч - сплошной шедевр. Хочется смеяться и плакать одновременно. Грёбаный ногомяч. Опиум для народов. Ты счастливый человек. Я тебе даже умирающему завидую - ты эту красоту создавал. Любые деньги просто отдыхают.

- Я рад, дружище, что ты окончательно и бесповоротно понял, что это за мать её Игра. А Лео - просто Радость для этого мутного шарика Земля.

- Да я в просто в светлом аhуе... Ты меня убедил - в этом году завязываю с делами и сваливаю в хорошее место. На правильные острова. Попробую написать книгу про тебя. "Мой друг Йохан". Если ты не против.

- Я только За. Напиши правду про наши школьные годы. С романтикой, но без соплей. Ты тоже меня сегодня радуешь, Дылда (детское прозвище).

- Слушай, я вспомнил. Это же ты придумал так разыграть? 

- Это не важно. Да, что-то примерно такое было. youtube*com/watch?v=t4gMokokghM  Важнее, что эти парни сейчас свои свежие краски добавляют в историю великой, прекрасной и страшной игры.

- Но почему страшной? Не понимаю.

- Потому что многие классные игроки так полностью и не раскрылись из-за травм, стрессов, личных проблем... Но не будем о грустном. Давай матч досмотрим. Такие игры не часто.

- Ага, давай. Пока, Йохи.

- Пока, друг. Не забудь о чём договорились.

- Если удар не врежет на днях - не забуду)

84-я минута. Суарес отличным пасом выводит Ракитича и тот в касание не мажет... Финиш. Кипящий Камп Ноу с трудом, без желания остывает после матча. Всего лишь одного матча.

Кройф блаженно выдохнул и позвонил правильной медсестре.

- Да, Аделаида. Сегодня, сейчас.

Вскорости появилась Она. Черноволосая как смоль, стройная, с яркой улыбкой.

- Господин Кройф - всё чисто. Вас не потревожат. Приоткроем окно.

После этого она встала на стул к вентиляции и ловкими руками достала подарок друга. У неё стройные ноги. Глазам приятно.

- (мысли Летучего голландца) Какой же замечательный день. На редкость.

- Выпьешь со мной, Аделаида?

- Вам трудно отказать... Но только один небольшой глоток.

- А я больше и не дам (улыбнулся).

- Я Вам ещё шоколад принесла. Закусим.

И они провели прекрасный вечер, переходящий в ночь (она была дежурной по отделению).

Говорили про Барселону, Барсу, Хунту, игроков, даже поспорили про Энрике.

- Энрике - классный мужик. Да, ему ещё не хватает опыта. И нет таланта Пепа. Так люди разные. Но он очень старается. И седеет от матча к матчу.

- А в нашей семье, Йохан (перешли на ты), его ругают. Особенно отец. Говорит, что он бесхребетный, слишком мягкий для Барсы. И много ошибок.

- Меня это не удивляет. В Каталонии большинство, уж извини, просто упёртые фанатики-максималисты. Сколько Барса выиграла в 21 веке титулов, начиная с Райкарда и Ронни? Больше Реала, МЮ, Баварии. А вам всё мало... Ладно. Прикури мне сигарету и ступай. Придёшь минут через 15-20 уберёшь. Хорошо, красавица?

- (Она немного смущённо) Да, конечно и с радостью.

Когда дверь закрылась Кройф сделал затяжку. Сладко.  Табак + виски сделали тело почти невесомым. Блаженство. Думать не хотелось. Просто плыть.

P.S.

Йохан Кройф прожил с того волшебного дня ещё 38 дней и скончался 24 марта 2016 года.  Хочется думать, что он ушёл без сильных мук. Во сне. С уставшей улыбкой.

________________________________________________

18/07/2017 Нижний Новгород 

http://www.proza.ru/2017/07/18/167