6 мин.

Девять лет без Садырина

 

"- Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: "За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?" Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету и не дождусь!"

Михаил Шолохов, "Судьба человека".

 

Грустный это день - 1 декабря. В тот же день, когда в 2010-м страна прощается с Маслаченко, ровно девять лет назад не стало ещё одной большой и яркой личности - Павла Фёдоровича Садырина.

Садырин и "Зенит"

Говорят, отмеченным талантом людям свыше посылаются большие испытания, как проверка на стойкость. Но в жизни тренера Павла Садырина этих испытаний было столько, что хватило бы на добрый десяток жизней.

Один из немногих, кому удавалось выиграть чемпионат СССР с двумя различными клубами, Садырин, тем не менее, баловнем судьбы никогда не был. Мне кажется, он не успел реализовать и половины своего поистине гигантского потенциала.

Фанатично преданный делу, Садырин абсолютно не умел интриговать, создавать коалиции, улыбаться нужным людям, держа фигу в кармане. Говорил в лицо то, что думал - и это получал по полной программе.

Выиграв в 1984 году первое в истории ленинградского "Зенита" золото, Садырин в тот же год пережил личную трагедию, потеряв жену. В 1987 году Садырина "уйдут" из родного "Зенита" обиженные на тренера интриганы, посчитавшие, что наставник им только мешает.

Возрождение ЦСКА

"Зенит" заплатит за это прозябанием в первой лиге, а у Садырина хватит сил начать всё с начала. Взяв застрявший в первой лиге ЦСКА, он совершит фактически невероятное. За три сезона армейцы под его руководством вихрем пройдут от первой лиги до "золотого дубля".

Но в том же победном 1991-м Садырин переживёт ещё одну страшную потерю - в автокатастрофе погиб молодой, талантливый вратарь Михаил Ерёмин...

Сейчас можно только гадать, на что была способна та "золотая команда", собранная Садыриным, и просуществовавшая, по сути, всего пару лет. Страна распадалась, игроки уезжали на заработки за рубеж, и оставалась только совсем необстрелянная молодёжь...

Сборная

В 1992-м Садырин принял вновь образованную сборную России, которую вывел на чемпионат мира в США. Однако здесь ему снова всадили нож в спину. Я не вправе никого судить, тем более, что близкие Павла Фёдоровича говорили, что сам тренер простил всех подписантов "Письма четырнадцати". Но можно только гадать, что творилось у него в душе и скольких лет жизни он лишился из-за того скандала...Не говоря уже о похороненных честолюбивых планах...

После чемпионата мира Садырин хотел вернуться в ЦСКА, однако там его уже не ждали, передав команду Александру Тарханову.

Садырин в роли спасителя

И снова Садырин начал с нуля, вернувшись в Питер, и приняв безнадёжный, умирающий "Зенит". Сегодняшний благополучный и процветающий клуб возрождением своим обязан не Миллеру и не "Газпрому", а Павлу Фёдоровичу, который без огромных денег, а только своим талантом, своей страстью, вернул большой футбол в город на Неве.

Вернул - и снова был выставлен вон. Ну не желал прямой и бескомпромиссный Садырин играть в любимую российскую игру "вы же понимаете"... Не хотел понимать закулисные игры, и категорически не терпел людей, "сдававших" матчи...

За ту правду-матку, которую он позже резанёт об отдельных игроках и руководстве "Зенита"-1996, РФС накажет Садырина., поскольку он не предъявил доказательств. Тот, против кого у Садырина тогда не нашлось доказательств, ныне рулит всем российским спортом...

И Садырин вернётся в ЦСКА, где сразу станет участником нового конфликта - на этот раз между Александром Тархановым и начальником ЦСКА Александром Барановским. Надо сказать, что деструктивная роль Барановского во всём, что касается армейского спорта, очевидна, и Садырину, оказавшегося в одной лодке с этим полковником, популярности такая компания не прибавила.

Но сам Садырин очень хорошо помнил, как в 1994-м тот же Тарханов перешёл ему дорогу. И в 1997-м Павел Фёдорович просто вернулся на своё место.

В 1997-м Садырин удержал на плаву армейцев, костяк которых вместе с Тархановым перекочевал в "Торпедо", а спустя год собрал крепкий по российским меркам состав с большим потенциалом.

Но первый круг не сложился, команда оказалась внизу таблицы, и Садырин вновь ушёл. И со стороны наблюдал, как собранная им команда под руководством Олега Долматова одерживает во 2-м круге 14 побед в 15 матчах, и завоёвывает серебро - первые медали в российской истории клуба.

Пройдёт ещё два года, и Садырин опять придёт в ЦСКА - опять в качестве спасителя. И снова поднимет валящийся на дно коллектив, обыграв по пути заклятого соперника - "Спартак".

Последний год

В 2001-м году в ЦСКА придёт новое руководство во главе с Евгением Гинером, и Садырин едва ли не впервые получит возможность работать в условиях, когда думать можно только об игре, а не о материально-технических проблемах вокруг.

Он радовался всему - хорошо оборудованной базе, новому автобусу, большим перспективам... Радовался и одновременно понимал, что большого триумфа увидеть не успеет...

Судьба была очень жестока к Садырину. Именно в тот момент, когда он, наконец, мог работать на всю катушку, врачи поставили страшный диагноз - рак.

Павел Фёдорович Садырин всегда стремился жить активно, не тратить попусту не минуты времени. Словно знал, что времени не хватит.

Про его диагноз знали немногие. Все видели перелом, полученный на базе в Архангельском, но смертельную болезнь Садырин скрывал.

В том сезоне, на пресс-конференции, в отношении РФС, наложившего на тренера очередную санкцию, он лишь хмыкнул:

- Всё денег им мало!

И нарвался на очередной штраф.

И снова потеря ...

Садырин не сдавался болезни, продолжая работать изо всех сил. Многие, наверное помнят, как осенью 1993-го, во время матча с Грецией, когда арбитр не засчитал мяч россиян, Садырин с такой яростью ударил по стулу, что тот улетел куда-то далеко в сторону. Но в 2001-м темперамент у больного Садырина был неменьший.

Во время одного из матчей на стадионе "Торпедо" несправедливое решение судьи вызвало у Садырина такой гнев, что он немедленно запустил в сторону рефери ... своим костылём. Слава Богу, арбитр находился достаточно далеко от тренерской скамейки.

Сил у Садырина оставалось всё меньше, но президент клуба Евгений Гинер до последнего не поднимал вопроса об отставке наставника, понимая, что работа продлевает тренеру жизнь.

У Садырина в том году была ещё одна радость - молодой, талантливейший вратарь Сергей Перхун, который стал для тренера сыном. Перхун, которого Павел Фёдорович любовно называл "вратарёнком", за 12 матчей покорил сердца армейских болельщиков... 13-м стала игра в Махачкале...

Я вот думаю: за что же всё это было Садырину? Разве заслужил этот талантливый человек столько боли, обид, предательства, страдания?

Трагиическая гибель Сергея Перхуна, произошедшая практически ровно через 10 лет после трагедии с Михаилом Ерёминым, подкосила Садырина окончательно. На похоронах голкипера Садырина уже не было - был измученный, сломленный, плачущий немолодой, незнакомый человек ...

Садырин не смог уже довести сезон до конца, уйдя в отставку после поражения в Питере от "Зенита" - 1:6. В том поражении не было его вины - команда только строилась, и такие провалы иногда случаются. Вот только сил, чтобы наладить и поправить, чтобы отстроить, как надо, у Павла Фёдоровича уже не было.

В тот день, когда Садырина не стало, сборная России узнала своих соперников по финальному турниру ЧМ-2002. Течениет жизни нельзя ни остановить, ни замедлить...

Садырин много не успел, но вклад его в отечественный футбол, в историю "Зенита" и ЦСКА, огромен.

Мы помним вас, Павел Фёдорович!