Жозе Моуринью и Майк Тайсон – тяжеловесы по контрударам
Барни Ронэй находит параллели между подходами Майка Тайсона и Жозе Моуринью.
У Майка Тайсона появилась интересная новая книга под названием «Железные амбиции». В ней он рассказывает о насилии в детстве, о взаимоотношениях с великим тренером в лице Каса Д’амато, а также уделяет отрывок блужданиям по своему старому району в Бруклине, удивляясь реконструкциям, многочисленным туристам, но больше всего делающим селфи толпам.
Как и многие ворчливые мужчины среднего возраста, Майк, можете себе представить, не пропитался сумасшествием вокруг селфи: «Представляю, если бы я пробовал делать селфи с людьми, с которыми раньше околачивался на Таймс-Сквер», – пишет он. – «’Эй, мужик, давай сделаем селфи! ’ Эти ублюдки забили бы тебя до состояния комы и оставили лежать на земле». Конечно, нельзя вернуться в прошлое, но во многом это были более счастливые и мудрые времена.
И это ещё не самая известная цитата Тайсона. Таковая последовала во времена его карьеры тяжеловесом, когда один из журналистов спросил его о планах соперника маневрировать, наносить удар и убегать, чтобы таким образом победить. Ответ был следующим: «План есть у каждого. До тех пор, пока не пропускаешь удар в челюсть».
Это крутая цитата, хотя и, возможно, немного недопонятая, ведь те, кто не видели Тайсона в его лучшие годы могут предположить, что подобные заявления – агрессия человека, которому ещё не преподали урок. Прочитайте книгу, и вы поймёте, что в этой фразе кроется философия Д’амато, великолепного стратега, который в первую очередь всегда говорил о том, чтобы не быть побитым. Его триумф заключался в превращении Тайсона в специалиста по контратакам, сохраняющим свои самые свирепые панчи как раз для того момента, когда соперник не готов к твоему лучшему удару.
Майк Тайсон и Кас Д’амато
Майк и Кас заявляли: пусть у тебя и есть план, но наш – лучше. То, что делают все тренеры и, конечно, футбольные менеджеры – беспрестанная работа над защитой, недостатками в атаке соперника, а также разрушением контратак.
Вы уже прочувствовали? Прочувствовали этот жёсткий высокомерный взгляд Моуринью, читая эти строки? На этой неделе на слуху оказалась очередная подборка цитат, на этот раз от португальца, вырванная из заметок, которые он сделал в университете Лиссабона по поводу подготовки к матчу финала Лиги Европы против «Аякса». Эти слова были опубликованы газетой Tribuna Expresso и переведены футбольным аналитиком Тьяго Эствао. Разговор шёл о стратегии и, прежде всего, о торжестве контратак.
Первая поразительная деталь – глубокий уровень подготовки Моуринью к «Аяксу» и то, как он воображает матч заранее, добираясь своими ужасными руками до грудной клетки противника, после чего вонзая когти в жизненно важные органы.
Второй поразительной деталью стала реакция на это СМИ, которые с неохотой отдают Моуринью должное за первый сезон в «Манчестер Юнайтед» и продолжают говорить об «анти-футболе», считая, что выстраивать команду оборонительно, в какой-то степени, цинично и неуважительно. Кроме того, идеология в клубе вроде «Юнайтед» должна заключаться в том, чтобы навязывать свою игру.
Всё это немного сложно для стороннего наблюдателя. Взглянув на заметки Моуринью, сложно увидеть что-либо иное, кроме как, абсолютное уважение к оппоненту. Он не позволяет ситуации выйти из-под контроля. Моуринью посмотрел восемь матчей «Аякса» перед финалом в Стокгольме. У него был чёткий план, состоящий из контратакующих принципов, и этот план сработал настолько хорошо, что уже по истечении первых десяти минут Моуринью говорил своему помощнику Руи Фариа: «Они у нас на крючке».
Моуринью умело использовал свою тактику в лигоевпропейском финале
Первой стадией этого стало создание дисбаланса путём оказания давления на Матейса де Лигта, ключевое звено «Аякса» в защите, что заставляло доставлять мяч вперёд Давинсона Санчеса. Он очень талантлив, не дал проявить себя Маркусу Рэшфорду той ночью, но он не настолько хорош в плане работы с мячом, как его партнёр. Всего один шаг сильную черту трансформировал в слабость.
Протаскивая мяч вперёд, Санчес поднимал голову и сталкивался со второй стадией: «Юнайтед» опекал покадрово каждого полузащитника «Аякса», что не оставляло никаких вариантов для паса, за исключением длинного. Что он в итоге и делал. В конечном счёте Санчес совершил на 35 пасов больше, чем Де Лигт, включая девять длинных передач. Это немного разломало механизм игры «Аякса». План есть у всех – до тех пор, пока не попадаешь в серию незапланированных движений, организованных мастером упреждающего удушения.
Как Моуринью переиграл «Аякс»? Главные выводы по матчу
Моуринью также раздал чёткие инструкции своим защитникам. Крис Смоллинг, который, как мы знаем, периодически играет так словно, носит пару бутс не своего размера, сделанных под пальцы квадратной формы, получил указание отдавать только длинные передачи. Ему было сказано не пытаться передавать мяч полузащитникам, что полностью нивелировало высокий прессинг «Аякса».
«Юнайтед» выполнил инструкции. Защитники «дьяволов» сделали 25 длинных передач, а Поль Погба ни разу не получил мяч от Смоллинга и Блинда. Команда, состоящая из звёзд, опекала 17-летнего новоиспеченного защитника. «Юнайтед» выиграл европейский финал в оборонительном стиле, проявив ужаснейший прагматизм, избегая возможности наделить мячом своё рекордное подписание.
«Для меня, красота – это не давать сопернику того, чего он хочет», – ухмылялся Моуринью в Лиссабоне. Хорошо, меня там не было, но, посмотрим правде в глаза, он ухмылялся, а, быть может, даже хохотал! И он прав. Это, в каком-то роде, чрезвычайно красиво.
Тогда откуда столько негодования по этому поводу? Оборонительный футбол не то, чем может насладиться каждый и это непривлекательно выглядит по телевизору. Готовность Погба следовать плану – это замечательно, но в другом месте талант такого масштаба мог бы засверкать намного ярче. Любовь Моуринью к системе, а также его способность сводить на нет тактические построения соперника позволила лицезреть его величайшие триумфы в клубах чуть ниже топового уровня, что превращало второсортных участников евротурниров в чемпионов по способности огрызаться и давать бой.
Кроме того, сложно не задуматься о том, что люди совершают ошибку, смешивая тактику Моуринью с его токсичным, приводящим в ярость образом: подлость, утомительные насмешки, лицезрение как он бесится на бровке в своём сером мешковатом костюме с видом человека, которого вытащили из фургона на рассвете и заставили идти шесть километров по сложной дороге в поисках канистры газа бутана лишь для того, чтобы осознать, что он забыл свой бумажник и потерял одну из своих вьетнамок в горном кусте, после чего был осмеян полным автобусом школьников.
При всём этом, странно слышать, что для «Манчестер Юнайтед» низко играть в такой футбол, ведь поздние команды Сэра Алекса Фергюсона тоже сложно назвать рисковыми. Пережёвывая третьего менеджера за три года, «Юнайтед» выиграл два кубка, что создаёт ощущение прогресса.
Возможно, Моуринью как раз любит контрудары. Возможно, он скорее Флойд Мейвезер, нежели Роберто Дуран. Но даже в стране, где академический футбол, основанный на системе, так часто отвергается, одержимость соперником, которого побеждаешь, в первую очередь, предотвращая поражение, обладает своей утончённой математикой, или даже поэзией.
Sharpey shuffle: как один из «птенцов Ферги» не понял, что такое настоящий футбол
Источник: ManUtd.one
Перевод: Сервер Халилов
Следите за нами в социальных сетях: Вконтакте \ Twitter \ Facebook \ Instagram