9 мин.

Интервью с Чезаре Пранделли

Туттоспорт представляет - Чезаре Пранделли: со знанием дела и человечностью он говорит о футболе и футболистах.

Синьор Пранделли, скажите, насколько близки вы были к тому, чтобы стать тренером Ювентуса?

- Да вряд ли это сейчас кому-то интересно… Но да, я был очень близок к этому. Хотя в нашей профессии иногда случается, что выбираешь не ты, а тебя. Во всяком случае, когда я только начал тренировать, брал юношеские команды, уже начала циркулировать эта идея – я в Юве, я в Турин. Может, это случится как раз тогда, когда все замолчат… Как бы то ни было, мне несколько неловко говорить на эту тему – я очень уважаю Дельнери и ценю его работу.

Вы пришли в сборную в очень сложный момент.

- Да, это непростой поединок, но за эти три месяца я не поменял мнение. Не вот чтобы на горизонте маячили те самые 4-5 будущих чемпионов, но каждый новый тур может таить в себе приятные сюрпризы.

Юве-блок в сборной по-прежнему будет одним из краеугольных камней?

- Руководство Ювентуса – с точки зрения стратегии, программирования – нацеливается в первую очередь на итальянцев. В сборной много игроков Юве не потому, что они носят черно-белую форму, а потому, что они действительно классные футболисты, и то, что они привыкли играть вместе, им помогает.

Как вы объясните такое “выравнивание”, что ли: в регби невозможно представить себе, что Италия, допустим, сможет играть на равных с Новой Зеландией, а в футболе…

- Может быть, потому, что многие игроки едут за границу, улучшают свою технику. Выравнивается и опыт, и знания – о методах тренировок, о тактической организации, о каких-то околофутбольных моментах… все это теперь универсально. И, следовательно, нужно искать таких игроков, которые придают игре качество и могут решить исход матчей.

А может быть, мы слишком уж увлекаемся “физикой”? Испания же побеждает благодаря игре и владению мячом.

- Корни успеха Испании надо искать в культуре этой страны. Приведу простой пример: когда я тренировал юношескую команду “Аталанты”, мы играли в Бергамо против “Ювентуса”, и нас смотрело восемь тысяч зрителей. После первого тайма мы вели в счете 3-0 и после перерыва продолжали играть точно так же – искали перепасовку, владение мячом. А в итоге стадион был недоволен, и это несмотря на то, что мы выиграли 3-0. Ну не подразумевает этого наша футбольная культура.

В сборной трудно вытравить такую логику?

- Нет, потому что игрокам не терпится играть в футбол. Проблема скорее в окружающей среде, когда игроки возвращаются в свои клубы, и в некоторых стадионах: возникает давление, и тогда выискивается самое простое решение. Решение, которое ведет к нервной игре, игре без желания брать на себя ответственность.

Будь у вас волшебная палочка, что или кого вы хотели бы улучшить, чтобы качество итальянского футбола поднялось на ступеньку выше? Руководителей, игроков, прессу?

- Культуру, это концепция, которая учитывает все компоненты. Многое зависит, например, от настроения, с которым ты идешь смотреть матч, думаешь ли ты только о результате или еще и о том, как он будет добыт, о развитии игры. Когда я был в Аталанте”– уж простите меня, что я постоянно с этими примерами, но я это все пережил, и в любом случае это очень важно, – мы хотели отменить таблицы. При этом, заметьте, мы были первыми почти в каждой возрастной группе, но нашей целью было растить молодежь, готовить футболистов. В общем, если выбирать, во что или в кого инвестировать, я сказал бы – в тренеров, которые работают не для себя, а для того, чтобы помогать игрокам вырасти. Мастеров по-прежнему хватает, но нужно и создавать им условия для работы.

Но ведь даже при всех этих ограничениях Италия четырежды выигрывала чемпионат мира.

- Нет, если говорить о силе, о целеустремленности – у Италии этого не отнять, я и не собираюсь, мне просто хотелось бы добавить что-то с точки зрения качества, менталитета.

Германия, например, натурализовала игроков, и очень удачно.

- Именно так, и при этом не потеряла ни в силе, ни в прочности, а приобрела свежеть и фантазию. Расширять базу игроков за счет детей эмигрантов – это уже проторенная дорожка, все наши молодежные команды уже многонациональные. И если у этих ребят есть итальянский паспорт, я не вижу ни малейшей проблемы.

Сейчас обсуждается реформирование чемпионата примавер и организация чемпионата дублей, чтобы раньше “доводить до ума” молодых игроков. Что вы думаете об этом?

- Чемпионат примавер – полезнейшая штука, и это неправда, что молодежь не готова. За последние восемь лет молодежный сектор “Юве” проделал огромную работу, и его воспитанники действительно сейчас играют на высоком уровне. Скорее уж наша проблема – в вечных перегибах. В девятнадцать лет сначала тебя расписывают как феномена, а потом через четыре матча ссылают на трибуну. В четырнадцать у игроков уже есть агенты, контракты, на них уже давят. У ребят, которые приезжают из-за границы, головы от этого намного свободнее, и поэтому они лучше.

Кассано дозрел до большого клуба?

- До Юве? Ну, в 28 лет можно снова начать побеждать.

Если перефразировать когда-то сказанное о Фиате, итальянскому футболу было бы лучше без Италии?

- Хотелось бы больше равновесия и терпения. Результаты работы приходят со временем, невозможно охватить все за одну неделю.

Сильно ли не хватает нашему футболу здорового Торино, команды, которая когда-то была одной из лучших в Европе?

- Тот Торо я прекрасно помню: когда мы с молодежью Аталанты приезжали сюда в Турин, то всегда очень нервничали и крестились. У них был такой маэстро, Серджо Ватта… В любом случае, это выбор руководства клуба: “Торино” прекратил вкладывать деньги в молодежный сектор, вместо него этим занялся Юве. Но в конце концов становится очевидно, что надо возвращаться к корням, только так будет твердый фундамент. Иначе – только заплатки и ничего больше. И я говорю не про Торино, а в общем и целом.

Молодежную сборную Италии взял под свое руководство Чиро Феррара. Если сказать, что его задача даже труднее вашей, это будет не слишком?

- Он – один из великих игроков в истории нашей сборной. Мне показалось, он очень доволен, и ему не терпится снова приступить к работе.

Если посмотреть на панораму нашего футбола, ее скудость не беспокоит?

- Это значит, что мы будем делать команду и будем работать вместе. Понятно, что наша цель на уровне главной сборной – попасть на чемпионат Европы, но на уровне перспективы я уже вижу, что мы можем сделать спустя несколько лет через вовлечение в работу молодежных команд, чем и занимается наш технический сектор. Моделью может быть наша работа, которую мы проделали в Аталанте. Самое важное, чтобы вовлечены в это были все тренеры, и, конечно, нужен тренировочный центр, где все могли бы работать в непосредственном контакте. С главной сборной мы все делаем именно так.

Монтоливо в Фиорентине – на распутье. Остаться практически без трофеев, но стать символом команды, как Антоньони, или уехать из Флоренции. Какой совет вы бы ему дали?

- Я никогда не советую. У Антоньони нет множества трофеев, но он выиграл самое важное – любовь людей. Это личный выбор, каждый внутри себя сам должен прочувствовать, что ему делать.

Джилардино забил 131 гол в серии А и почти все – с вами как тренером, в Парме и Фиорентине. А в “Милане” вот провалился: в чем проблема, в характере?

- Когда Джила будет заканчивать карьеру, окажется, что он один из самых результативных нападающих. Его цель – только гол, у него есть ценный дар, и он должен его развивать. И потом, он еще относительно молод. От него ждут многого, и он многое еще может дать нашему футболу. Он как Индзаги, который в 38 лет идет на поле только за голами.

А между тем роль центрального нападающего рискует стать проблемной: это роль, требования к которой изменились больше всего. В этом виноват наш чемпионат, который не может предложить достаточно для этой роли?

- Я всегда говорил, что моя идея – это трезубец с центральным нападающим и с Кассано-Балотелли по бокам. Когда у меня будут эти двое, и я смогу на них всегда рассчитывать, я буду искать третьего игрока, исходя из характеристик, которые мне больше всего нужны.

Ситуация с Буффоном: вы ждете не дождетесь, когда он восстановится, или же его выздоровление может доставить вам проблемы, потому что это замедлит рост молодых игроков?

- Никаких проблем, я жду не дождусь, когда Джиджи выздоровеет. Он может стать даже сильнее, чем раньше: еще и потому, что, как ни парадоксально, травмы удлиняют карьеру – они дают возможность восстановиться физически и психологически.

Таким образом, ему лучше оставаться в Италии?

- Для сборной – да. Хотя за час полета можно добраться куда угодно в Европе.

Все эти бесконечные трансферные слухи беспокоят игроков сборной? Вы говорите с ними об этом, они просят у вас советов?

- Начинаются обсуждения, проявляется интерес, и я думаю, что это, по большому счету, и к лучшему. Невозможно закрыть двери Коверчано и отгородиться от реальности – а значит, лучше вовлечь в такие обсуждения всех, разделить их со всеми.

А что бы вы сделали, если бы в канун чемпионата Европы или мира вдруг раскрылся какой-нибудь талант, который никогда еще не был в сборной? Вы предпочли бы тех, кто завоевывал путевку на чемпионат, или включили бы новых игроков?

- Мне бы такие проблемы! Я всегда говорил о “меритократии” и менять мнение не собираюсь.

Вернемся к чемпионату: каким вы видите Юве?

- Юве растет. Но это команда, которая отражает историю Дельнери, – со временем ему всегда удавалось придать своим командам определенное лицо.

Лацио может продолжить победное шествие?

- У Лацио опытный тренер, знающий, что такое баланс. С технической точки зрения у команды есть качество игры, и, более того, игроки сами хотят добиться чего-то серьезного. Но прежде чем судить о команде, хоть о лидере, хоть об аутсайдере, надо подождать – ведь достаточно нескольких очков, чтобы начать подниматься или терять позиции.

Что у вас осталось в уме и в сердце после того отвратительного вечера в Генуе?

- Огромное чувство бессилия, огромное расстройство. Были все предпосылки для праздника – семьи с детьми, никаких кричалок… А потом победили эти. Единственный способ избавиться от таких вещей – сделать так, чтобы правила, начиная с паспорта болельщика, принимались и соблюдались. Доведя это до ультрас в первую очередь.

Спасибо за предоставленное интервью сайту Кальчо ньюс.