Самый напряженный матч в жизни
Есть же такие игры, которые сначала хочется напрочь забыть, но пересилив себя, ты остаешься наблюдать за сражением, и получаешь вознаграждение в виде перевернутой с ног на голову игры. Как говорил легендарный Владимир Маслаченко в том самом 2005 году, после первого тайма матча "Милан" - "Ливерпуль", когда счет был 3:0 в пользу итальянского клуба: "Я вам обещаю, во втором тайме будет что-то очень интересное". Именно Владимир Никитович заставил меня тогда досмотреть эту игру...
Но, одно дело наблюдать за такими играми через экран своего телевизора, и совсем другое - присутствовать на них. Я не могу похвастать, что видел вживую что-то прям сильно легендарное и невероятное. Благодарен судьбе уже за то, что удалось в свой мозговой блокнот записать родные игры из нашего многострадального чемпионата России. Да, оно мне ближе и приятнее. Я на этом вырос. Я это дело люблю, жду и дорожу каждым мгновением. Сколько той жизни?! Сейчас уже не такие переживания, но будучи ребенком, ни на что не променял бы свои эмоции тогдашнего, даже ради сильно событийного финала Лиги Чемпионов.
Случилось это 4 октября 1992 года. Дерби! Всамделешное, набирающее обороты противостояние между московским ЦСКА и "Спартаком". Да еще и практически "золотой" матч для "Спартака". Погода была не ахти. Точно помню, что пасмурно и не приветливо. Но опять же, я слишком любил старые Лужники с его серыми трибунами, дряхлыми скамейками и одиноким олимпийским факелом, который понуро нависал над смутным временем. Знаменитый памятник Ильича, который потом обозвали «фигура главного Лужника», бодро указывал на путь к трибунам. Около этого памятника всегда было очень приятно коротать время до начала матча.
Какие-то там перемены в жизни, в головах, в людях, во всем. Меня манил футбол, родители пытались выживать, и поставить нас с сестрой на ноги. Мама трудилась бухгалтером в каком-то кооперативе, папа - водителем в медпомощи. Тогда я не задумывался над всей этой кутерьмой. Мы с моим лучшим другом просто отправились на стадион. Отдушин в жизни было слишком мало. Мы предпочитали футбол посиделкам в подъездах с тогдашними никому ненужными детьми, и это было гораздо правильнее со всех точек зрения.
18 000 тысяч человек на игре. Да-да, именно столько людей ходило тогда на главный матч Москвы. Не успели еще армейцы и красно-белые, как следует, проложить тропку жесточайшего противостояния на годы вперед. Это случится потом. На тот момент, это была просто интересная игра последнего чемпиона СССР и будущего первого чемпиона России.
Сидя мирно на своих местах, я не очень понимал, что происходит. Уже в самом начале матча случился штрафной в ворота "Спартака", и Олег Сергеев, каким-то сумасшедшим, обводящим стенку ударом, направил мяч мимо не шелохнувшегося Станислава Черчесова. Мой закадычный друг тогда затаил на него сильную обиду. "Он, ведь, даже не попытался среагировать, просто стоял на месте и наблюдал, как мяч летит в ворота!". Пошла веселая игра. Моменты возникали и у тех, и у других ворот. С мячом ровнее и искуснее работали игроки "Спартака", армейцы брали желанием и жаждой победы. Статус чемпиона подстегивал.
Дмитрий Харин
Прошло лишь 13 минут с начала второго тайма, и Черчесов нас основательно "добил". За "фол последней надежды" (Саламыч снес Ильшата Файзуллина), правило, которое только-только начало действовать в футболе, удаляют Станислава. Это был не то, что удар по мозгам, это было подобие настоящего фиаско. И штрафной прям по центру ворот, и вновь к мячу подходит "убийца" Сергеев, а у нас на воротах необстрелянный в таких поединках Гинтарас Стауче. Какие надежды? Что ждать? Никаких. От своего друга Саши, я услышал кинжальное: "Если Стауче не берет, я ухожу!" и отвернулся от поля в момент пробития штрафного. Гинтарас не подвел. И в этот момент как будто произошел щелчок, что-то случилось. Футболисты ЦСКА осеклись, как-то испугались момента неожиданно свалившегося на них большинства, а спартаковцы наоборот, ринулись в атаку. Переворот! После, я еще увижу много таких игр, где психология вроде как выигрышного положения, играет с командой злую шутку. "Спартак" коршуном налетел, взвинтил, ворвался, где только можно, и буквально за три минуты полностью перевернул упадническую картину игры.
Гинтарас Стауче
Парил на своем фланге Игорь Ледяхов, вихрем врывался в штрафную будущего вратаря "Челси" Дмитрия Харина (буквально, через два месяца будет уже в Лондоне) Николай Писарев, сохранял потрясающее хладнокровие Андрей Пятницкий, и отвратительно играла оборона ЦСКА. Совершенно несуразные, несвойственные этому матчу ошибки, одна за другой, полная несогласованность, необъяснимый паралич. Как итог: два быстрых мяча "Спартака", полное моральное превосходство, и победа.
Игорь Ледяхов и Ильшат Файзуллин
Через месяц, случится одна из самых сумасшедших, сенсационных и приятных побед (2:3) армейцев в предвариловке Лиги Чемпионов на «Капм Ноу» над «Барселоной» Субисареты, Гвардиолы, Рональда Кумана, Микаэля Лаудрупа, Стоичкова.
Вспомнился роман "Белые одежды", где героиня с отчеством Лукинична жаловалась, что ее норовят "Луковной" назвать.