Сезон 1883/84
О том, как «Блэкберн Роверс» впервые стал лучшим клубом на Земле.
Кубок
Джон Льюис всегда считал, что «Блэкберн Роверс» проиграли финал Кубка Англии-1882 еще до его начала – в тот момент, когда в клуб пришло письмо от Чарльза Олкока, секретаря Футбольной Ассоциации. В нем он просил «Роверс» поменять форму, потому как ее цвета совпадали с теми, что носили их соперники из «Олд Итонианс». Ни отсутствие основного защитника Дока Гринвуда, ни ранняя травма Джеффри Эйвери, ни длинный беспроигрышный сезон, а купленные наспех полосатые рубахи. Сэр Фредерик Уолл, тогда еще молодой член комитета Лондонской ФА, вспоминал, как после игры Льюис «всплеснул руками в своей самой выразительной манере со словами: «И вот из-за этого мы проиграли матч?»
Льюис в то время был казначеем «Роверс». Он посвятил клубу и вообще футболу большую часть жизни. В 1868-м Джон переехал в Блэкберн из Маркет Дрэйтона и устроился работать к шурину. Футбола в Ланкашире в те годы не было, только некая смесь с регби, привезенная молодыми людьми, учившимися в элитной школе Харроу (рядом с Лондоном). Несколько лет спустя, когда Льюис со своим другом Артуром Константайном задумали создать клуб, в графстве уже существовали «Тертон», «Дарвен», «Крайст Черч» (будущий «Болтон») и прочие.
«Блэкберн Роверс» появился 5 ноября 1875 года в отеле Сент-Леджер. Его основателями стали 17 парней. Большинство из них носили небезызвестные в городе фамилии. Образование они получали в местной грамматической школе, а некоторые потом уезжали в какую-нибудь частную, как например братья Фред и Джек Харгривзы с Доком Гринвудом. Они учились в Малверне, откуда переняли дизайн формы «Роверс» и познакомились с азами футбола. Гринвуд рассказывал, как однажды играл за младшую сборную своего корпуса: капитан наказал ему просто бежать за противником «и не думать о мяче» – так он сломал мизинец и нос.
Приличное образование тогда было доступно далеко не всем, поэтому «Роверс» считался джентльменским клубом, подобно «Шеффилду» и «Ноттс Каунти». С самого начала за него играли и руководили им неглупые ребята, которые были заинтересованы в его развитии, в том числе и финансовом.
«Блэкберн Роверс», 1878 год (Льюис стоит третий справа)
«Мы приехали в знак уважения к вашим пожеланиям, но я хочу заметить, что у вас нет никаких полномочий вызывать нас по причине разногласий между нами и «Дарвеном», и что вы не имеете права вмешиваться в это дело. В то же время, мы не боимся самого строгого и полного расследования данного вопроса, поскольку не считаем себя виновными в сложившейся ситуации», – в 1881 году с этим заявлением перед комитетом ФА выступил вице-президент «Роверс» доктор Эдвард Морли. Оно было сделано человеком «с характером», каким Морли запомнили современники, обязательно дополнявшие образ цилиндром, вельветовым пальто и сигарой.
Морли был родом из семьи медиков, сам практиковал и очень любил клуб, в котором работал до тех пор, пока позволяло здоровье. Он пришел в 1880-м, вскоре стал важной фигурой и с того момента будто олицетворял все то, чем занимался «Блэкберн» в начале десятилетия, когда пытался самоутвердиться и достичь успеха.
«Роверс» несколько раз вступали в споры с местными клубами и Ланкаширской ФА, исключались из нее (и возвращались), получали дисквалификацию в Кубке Ланкашира и в отместку встречались с шотландскими командами в дни кубковых игр, лишая ЛФА дохода. Сюда же можно отнести и методы формирования состава, которыми пользовались в «Блэкберне». «Бродяги» собирали самую талантливую молодежь, а если что-то шло не так и молодежь вырастала где-то в другом месте, то ее пытались заполучить себе. То же проделывали и с ведущими игроками конкурентов, как было с универсалом Джо Беверли из «Блэкберн Олимпик» и защитником «Дарвена» Ферги Сутером. Не отставали «Роверс» и от новой моды на шотландских футболистов – они взяли полузащитника Хью Макинтайра («Рейнджерс») и правого форварда Джимми Дагласа («Ренфрю»/«Барроу»). Выбрав такой путь, в 1882 году «Блэкберн Роверс» едва не стали первой командой с Севера, победившей в Кубке Англии. Но пришлось подождать.
Этой чести через год внезапно удостоились их соседи из «Блэкберн Олимпик», более простые и оттого популярные среди народа. Сезон 1883/84 уже в статусе лучших в стране у них задавался так себе. Чемпионский состав подразвалился, еще и «Дамбартон», обладатель шотландского кубка, не обрадовал – 1:6. Однако в октябре стартовал Кубок Англии, и все оказалось не так уж плохо. Пришли новые люди и вместе со старыми так разогнали команду, что к весне она попала в полуфинал кубка страны и впервые в финал Кубка Ланкашира. 23 февраля «олимпийцы» ответили «Дамбартону» 4:3 и следующую неделю потратили на подготовку к полуфиналу. Выбраться на блэкпульское побережье, как в прошлом году, у них на этот раз не получилась. Разгоралась борьба ФА с профессионализмом и такие вещи теперь официально были запрещены.
Противником «Олимпика» был страшный «Куинз Парк» из Глазго, который только вот взял свой седьмой Кубок Шотландии. Как недавно рассказывалось, условия в день матча были непростые. Толпа на переполненном ноттингемском Трент Бридж стояла к полю впритык и не раз останавливала игру. Грэм Фитиан в книге об «Олимпике» объяснял, что подобная обстановка очень помешала блэкбернцам играть в своем стиле – широко, через фланги, длинные переводы. Шотландцы таких трудностей не испытывали, предпочитая более короткий пас и прорывы по центру. «Олимпик» уступил 0:4. Правда, кубок все еще мог остаться в Блэкберне на ближайший год – в другой паре встречались «Ноттс Каунти» и «Блэкберн Роверс».
С финала-1882 состав «бродяг» несколько омолодился. Все благодаря четырем парням, в разное время прибывшим из скромного здешнего клуба «Кингз Оун»: вратарь Херби Артур, полузащитник Джимми Форрест и два нападающих, два Джо – Лофтхаус и Соуэрбаттс. Все они были из обычных семей, работали кем-то вроде клерков, лакировщиков и вместе с шотландцами сделали команду уже не такой джентльменской, как раньше. В остальном больших перемен не наблюдалось – те же 2-2-6, крепкая оборона и мощная атака, с чем мало кто мог справиться, в том числе и в Кубке: «Саутпорт Сентрал» (7:1), «Саут Шор» (7:0), «Падихэм» (3:0), «Стэйвли» (5:1), «Аптон Парк» (3:0).
Интересно, что на развитие обоих полуфиналов повлияли болельщики. В случае «Роверс» и «Ноттс Каунти» причина заключалась в том, что матч проводился в Бирмингеме. Из-за того, что в прошлом году ноттингемцы выбили «Астон Виллу» в пятом раунде, их там очень невзлюбили. Эта ситуация стала для «Каунти» настоящим испытанием. Как только они показались на поле, их накрыл ненавистный гул толпы. Зато «Роверс» получили лучший прием, который можно было представить.
«Ноттс Каунти», ведомый своим супербомбардиром Харри Кершэмом (21 и 7 в Кубке), держался неплохо. Несмотря на то, что за матч Херби Артур всего раз коснулся мяча, выбивая от ворот, волнения и тревоги его владения не миновали. Единственный гол был забит в середине второго тайма: после серии аутов на левом фланге мяч отправился к воротам, где завязалась толкотня – в ней успешнее всех оказался Джо Лофтхаус, протолкнувший мяч между штангой и голкипером «Каунти» Мордекаем Шервином, одним из героев дня. После завершения игры ноттингемцы вынуждены были покидать поле под защитой рефери: «Толпа гудела и оскорбляла «Ноттс Каунти», и надо сказать, что в некоторых игроков, когда те уходили с поля, даже бросали куски дерна и пачки с желтой охрой», – писал великий журналист Джимми Кэттон, в 1884-м бывший молодым репортером Athletic News.
«Каунти» пытался обжаловать результат. Помимо недовольства всей этой враждебной обстановкой, они утверждали, что один из футболистов «Роверс» не имел права играть, потому что ему за это платили. В тот период анти-профессиональных настроений такие обвинения были не редкостью, но доказать то, что кто-то получает за игру деньги, было сложно. Протест не удовлетворили.
Подозреваемым футболистом был форвард Джок Инглис, до этого выступавший за «Рейнджерс» и сборную Шотландии. Для него, как и для других его соотечественников, игра в Ланкашире была хорошей возможностью заработать. В команде Инглис появился в декабре, а в Кубке дебютировал с гола и ассиста в пятом раунде. Его приход увеличил конкуренцию за место в атаке, поэтому перед финалом комитету «Роверс» нужно было как следует подумать, чтобы выбрать 11 лучших. В итоге Джеффри Эйвери, весь турнир здорово отыгравший на левом фланге нападения, уступил место Джеку Харгривзу, финалисту 1882 года. Из-за него даже устроили специальное собрание, чтобы успокоить болельщиков, негодовавших, когда прошел слух, что Харгривза не будет. Остался вне игры и центрфорвард Тот Страхан, другой финалист двухлетней давности. Ему предпочли как раз Инглиса.
«Блэкберн Роверс», 1884 год
Задний ряд: Хью Макинтайр, Ферги Сутер, Тот Страхан, Джимми Браун, Херби Артур, Джек Харгривз, Джеффри Эйвери;
Средний ряд: Джо Лофтхаус, Джимми Даглас, Джимми Форрест, Джо Беверли или Джок Инглис;
На земле: Джо Соуэрбаттс.
«Бродяги» спокойно готовились к главному матчу года, устраивали тренировочные игры и совместные прогулки. В столицу они приехали за день до начала, а на следующий, после обеда, отправились на стадион Кеннингтон Овал. Впервые в истории финалов количество зрителей превысило 10 тысяч. Большинство любителей футбола сошлись на том, что «Куинз Парк» лучший клуб Британии, так что кубок уедет в Глазго. Поэтому чтобы победить, «Блэкберну» нужно показать максимум, если не больше. И у них это получилось.
В контексте того финала нельзя не вспомнить историю с несправедливым, по мнению шотландцев, судейством – два их гола отменили в первые минуты (офсайд и свободный, который никого не задел). Писали, что потом, по ходу матча, игроки КП просто перестали бить из выгодных позиций, опасаясь, что мяч опять не засчитают (надо напомнить, что по шотландским правилам офсайд фиксировался не в момент передачи/выноса/т.п., а в момент приема). Такое начало повлияло на скоттов – полкоманды сыграли ниже своих возможностей.
О «Роверс» подобного не скажешь. Газета Blackburn Standart (да, не самый объективный источник, но взгляды других не сильно отличались) в своем четырехколоночном отчете с положительной стороны отметила каждого футболиста «бродяг». От Джока Инглиса и Джека Харгривза, которые хорошо потрудились, до Хью Макинтайра с капитаном Джимми Брауном, которые провели, может быть, лучший матч в жизни.
Счет «Блэкберн» открыл на 25-й минуте. Гол сделал Браун. Он почти во всех раундах выходил слева в атаке, хотя был центрфорвардом, но это никак не помешало ему по привычке огорчать соперников своим дриблингом и даже забивать головой (при 170 см и 60 кг). В эпизоде с голом он получил мяч на краю, ушел от сложнопроходимого Уолтера Арнотта, проскочил между Чарли Кэмпбеллом и Джоном Гоу, опередил вышедшего навстречу вратаря Джорджа Гиллеспи и покатил на пустые Джо Соуэрбаттсу. Некоторые газеты уверяют, что Браун забил сам, однако разницы особой нет, ведь по описанию это было гениально. В ближайшие минуты «Роверс» устроили еще пару подходов и заработали угловой: Гиллеспи неудачно вынес мяч и получил в ответ удар Джимми Форреста под перекладину. Практически следом Браун чуть не забил третий.
«Куинз Парк» отыграл один гол на 38-й, но во втором тайме, при встречном ветре, имел больше шансов пропустить, чем сравнять. Скорость игры была очень высокой. Для шотландцев, возможно, слишком. «Роверс» часто били, часто мимо и, как и КП, не дочитались двух голов из-за офсайда. Спустя пару минут после одного из них матч был окончен.
Народ быстро заполнил поле и стал бесконечно похлопывать и поздравлять «бродяг». Партнеры подхватили Джимми Брауна, усадили на плечи и понесли в раздевалку. Кубок и медали им вручили прямо там же.
Блэкберн снова гулял.
Финал
Блэкберн Роверс – Куинз Парк 2:1
Голы: Джо Соуэрбаттс, 25, Джимми Форрест, 30 – Роберт Кристи, 38
Блэкберн Роверс: Херби Артур – Джо Беверли, Ферги Сутер – Хью Макинтайр, Джимми Форрест – Джо Лофтхаус, Джимми Даглас, Джок Инглис, Джо Соуэрбаттс, Джек Харгривз.
Калейдоскоп
Финал Кубка Шотландии 1884 года так и не состоялся. Играть должны были «Куинз Парк» и «Вэйл оф Левен». Клуб из Александрии просил Шотландскую ФА перенести матч, поскольку в его составе набралось травмированных, но Ассоциация отказала. 23 февраля футболисты КП и судьи вышли на поле, «Вэйл» не появился и ему было засчитано поражение.
В сезоне 1883/84 Дербиширский крикетный клуб как никогда был близок к банкротству. Уильям Морли, клерк Мидлендской железнодорожной компании, подал своему отцу, члену комитета крикетного клуба, идею открыть футбольное отделение, чтобы спасти положение. Морли старший прислушался и убедил коллег. 13 мая 1884-го в отеле Белл родился «Дерби Каунти».
«Дерби Каунти», 1884 год
В том же году недалеко от Дерби, в Лестере, основали еще один клуб. Бывшие ученики Уиггстонской школы и действующие ученики библейского класса Баптистской церкви решили организовать футбольную команду. Дело происходило в сарае на Фосс-роуд, поэтому клуб назвали «Лестер Фосс». В 1919-м он был расформирован из-за финансовых проблем, но скоро возродился под новым названием – «Лестер Сити».
*О международном футболе того сезона планируется отдельный материал.
Сезон 1878/79 | Сезон 1879/80 | Сезон 1880/81 | Сезон 1881/82 | Сезон 1882/83
Королевский парк. Часть первая и вторая