Что Кубок конфедераций сделал с югом России
Репортаж Евгения Маркова из Сочи.
Въезд в Адлер украсили силуэтами нападающих и длинными вывесками бордового цвета: 4 города, 16 матчей, 1 мечта. Именно в Адлере происходят главные футбольные события юга, туда едут все болельщики, там находится стадион «Фишт» и останавливаются сборные с разных материков. Несмотря на полную победу пляжа над спортом, Кубок конфедераций здесь чувствуется. Точнее, просто чувствуется футбол, потому что на коробках Адлера всегда есть дети в разноцветных формах, а первый увиденный местный житель шел в майке «Зенита» времен Властимила Петержелы.
Самый южный город турнира неплохо подготовился: на улицах много волонтеров, почти на каждом киоске, предлагающем туры в Абхазию, нарисовали футбольные мячи, в центре поставили подсказки: рынок (он же City market), набережная, парк культуры, вокзал. Если все это убрать, останутся только километры стикеров «Локомотива», который победой в Кубке захватил Черное море, а также пляжные развлечения. Например, картонный Месси: его зачем-то поставили отбивать удары отдыхающих за 50 рублей. Бар с флагами всех существующих стран, выцветающее расписание матчей Евро-2016, мальчишки в формах «Барселоны», «Челси», «Милана» и сборной Франции. Кажется, футбол здесь любили всегда, но не так сильно, чтобы забывать из-за него про отдых, катание на банане или фото с хамелеоном.
В одном из фруктовых дворов на стенке скейт-парка нарисовали Забиваку. На соседних столах старики в расстегнутых рубашках играют в нарды, паркурщики учатся приземляться с двухметровой высоты и прыгают с перил на землю, а старшеклассники играют в карты и громко матерятся: девочка увидела, как ее друг спрятал куда-то карту, и тут загорелся приморский скандал.
Болельщики из Мексики и Германии, а также из Чили, Австралии и Новой Зеландии, которым, видимо, просто понравилось на Черном море, уже поняли разницу между Адлером и Сочи. Почти всем нравятся пляжи Адлера, потому что никто из иностранцев не путешествует так активно, чтобы захватить побольше суши, съездить в Сухуми или просто отойти подальше от стадиона. Чилийцев и мексиканцев хватает на территорию возле отеля, почти свободное от медуз море и прогулки по Олимпийскому Парку.
Мексиканцам нравится привычная обстановка пляжа, поэтому на фотографиях они получаются как дома. Тем более у набережной их постоянно ловят телевизионщики, спрашивают про краснодарские курорты и просят спеть на камеру.
Самого активного мексиканца зовут Уго («Как Уго Чавеса»? — «Подожди, я же не гей, поэтому просто Уго»), он из города с красивым названием и цветущими красными улицами – Сантьяго-де-Керетаро. В день первого полуфинала Чили — Португалия он гулял в сомбреро между остановками со свежими фруктами, тюбиками чурчхелы и торчащими со всех сторон шампурами. Уго и его друзья путешествуют по России с самого начала турнира, их беседа в вотсаппе называется «Москва — Петербург». Ребята очень хотели закончить поездку именно в Питере, но после поражения от Германии как у Радищева уже не получится.
Во время Кубка любимым словом мексиканцев стало «пиво», потому что его они использовали чаще всего, а удивило их русское «нет». «Мы смотрели телевизор, и там все так агрессивно говорили «нет», что мы немного испугались, испанское no выглядит добрее», — рассказал Уго после того, как выключил минутное видео у себя на телефоне, где почти все приехавшие в Сочи мексиканцы играли в пляжный футбол.
Вместе с Уго и его друзьями мы смотрим матч сборной Чили. Перед телевизором также сидят Федерико и Карлос, их я встретил на самом футбольном мосту Адлера. Он ведет к длинному пляжу «Чайка», где так много нашей летней культуры: пластиковые стаканы с пивом, обгоревшие тела, которым по-прежнему мало солнца, дети, охотящиеся на рыб, и частые просьбы присмотреть за шортами с телефоном.
Только при мне по этому мосту прошел богатырь с 11-м номером Гарета Бэйла, парень в футболке «Наш русский бомбардир», два болельщика «Локомотива», а теперь там гуляли мексиканцы. Они почему-то тянули не пиво, а лимонад, но все равно выглядели довольными: Федерико улыбался в футболке «Байера» с фамилией сами знаете кого и рассказывал, что он — мексиканец, живет на границе с Калифорнией, его мама из Германии, поэтому такая форма подходит лучше всего.
«Фернанду Сантуш, автограф, пожалуйста», — смеются мексиканцы внутри английского паба. Целый день они загорали и гуляли по набережной, поэтому пришло время охладиться и поиздеваться над сборной Чили. Американское соперничество стало острее после прошлогодних 0:7 в четвертьфинале Копы. Артуро Видаля мексиканцы называют алкашом («боррачо»), Гари Меделя — исключительно «питбулем», и постоянно смеются, когда Санчес не забивает с игры. В этом нет злости, потому что в соседней комнате сидят настоящие чилийцы и много русских людей, которые после вечернего Браво разрывают бар криками: «Чи-Чи-Чи, Ле-Ле-Ле».
Мексиканцы добавляют ругательные гадости с глаголом chupar (отсюда чупа-чупс), но все же радуются, потому что в финале можно будет отомстить за 2016 год. От остальных отличается Мигель в фиолетовой форме «Реала»: он называет Роналду «Команданте», хранит его на заставке своего телефона и несколько раз в минуту проверяет спортивные новости в твиттере, либо троллит каталонца Андре Гомеша. На серию пенальти Мигель надевает черную маску и расстраивается, что до Криштиану даже не доходит очередь, но быстро переключается и хохочет: «Сантьяго Муньес — лучший игрок в истории сборной Мексики».
Болельщики в зеленом удивляют по-разному: во-первых, знают русские кричалки; во-вторых, просят официантку добавить льда и сразу же его глотают; в-третьих, высыпают на стол всю солонку и опускают туда жареную картошку. Так делают Рамон и его жена Лаура. Лысый бородач болеет за «Монтеррей» и хочет, чтобы на чемпионате мира Мексика поехала в Казань или Самару: «Мы безумно хотим в Самару, нам столько рассказывали про этот город».
В России и особенно в Сочи всем, конечно, нравится, но ребята говорят, что надо поработать: волонтеры за год должны подтянуть английский, а в барах могли бы записывать все заказы на один счет, потому что в Мексике принято делить общий чек. Там не любят, когда каждый за себя. Но они все равно улыбались русским официанткам и после каждого подноса с напитками разворачивали «спасибо» на мотив вирусной Despacito. Получалось очень похоже, потому что ни один испаноязычный гражданин не может начать слово со звука «с»: поэтому и получается «эспасибо».
Адлер после захода солнца быстро успокаивается и остывает, но мексиканец из Бостона по имени Марко рассказывает, как в одном из клубов Казани прямо перед ним вырубили мужчину. «Вот это да, здесь может произойти все что угодно, зато так живется веселее», — закончил Марко, потому что из бара по направлению к морю вышел итальянский судья Джанлука Рокки. На полуфинале он был резервным арбитром, но сам в Сочи вряд ли катался.
А вот у Саши и Дани с Сахалина были паспорта болельщиков, поэтому они бесплатно поехали в Красную Поляну. Это правильные пацаны, потому что с ними можно обсудить АПЛ, Даня одет в форму «Челси», на запястье у него браслеты Германии и Португалии, а в руках телефон, где он постоянно распаковывает новых футболистов. Саше вообще повезло: болеет за «Спартак» с 2013 года, в начале этого сезона написал у себя на страничке, что в этом году точно все получится, а летом выиграл конкурс, выносил флаг Мексики и здоровался с Гильермо Очоа.
Внутри маршруток висят немного другие флаги, в основном армянские. Транспорт в Сочи работает быстро и без лишних остановок, правда, не все водители любят зайцев с паспортами болельщика. «Это что?» — дважды спрашивали у меня и всегда впускали внутрь, хотя у меня не было с собой билета. К тому же немногие едут в город Сочи в день матча.
Голубые волны в районе Приморской улицы там даже чище, чем в Адлере, на пляжах меньше людей, а между соснами, яркими цветами и чистыми вывесками на английском прячется настоящая Европа. «Европейское качество», «Мировой класс» — в Сочи очень любят именно такие указатели, и они обычно не врут.
Правда, предлагают болеть за несуществующую команду.
В центре Сочи о Кубке Конфедераций рассказывают большие буквы, растяжки и главный герой этого лета — волк Забивака.
С ним фотографируется очень много детей, а потом с мамами и бабушками ребята поднимаются в парк аттракционов, где помимо крокодильчиков, рыцарских турниров, комнаты смеха, кинотеатра 16D и беспроигрышного тира есть указатель на страны, задействованные в Кубке конфедераций.
В Сочи также сделали стильные красно-белые граффити.
Но болельщики в Сочи почти не живут, они отмокают в Адлере, где «любят футбол». Правда, растяжку с такой надписью жители используют для объявлений об аренде жилья и автомобилей.
Еще там продолжают верить в Россию, ведь на стадионе «Фишт» сборная провела один из самых веселых матчей при Черчесове (3:3 против Бельгии с эмоциональным голом Бухарова). Люди ходят в красных, белых и бардовых формах, приносят флаги на стадион и даже грустят, что на месте Мексики могли бы оказаться мы. Это не мешает всем раскатывать «Mexico» всем стадионом.
Девушки из центра волонтеров называют немцев «германцами», зато успешно помогают в бытовых вопросах: например, как побыстрее высушить плавки. Потом у них начинается обед: картошка по-деревенски, внушительная шаурма, овощи, сок и сладости. На вопросы обычно отвечает главная по волонтерам (взрослые есть в каждой палатке), а улыбчивая южная молодежь создает своему городу приятные и застенчивые глаза.
Около «Фишта» работают ребята постарше, они просят стукнуть по ладошке, желают хорошего дня и действительно помогают иностранцам. Хотя немцам помощь не нужна, они просто хотят обнять как можно больше девчонок.
«В Сочи невероятные девушки», — кричат парни из Буэнос-Айреса, которые выиграли спонсорский турнир и поездку на Черное море. Конечно, я узнал футболки «Боки» и «Ривера», и реакция была слишком торжественной. Аргентинцам было приятно, и они набросились на меня, забыв, что стадион охраняют накаченные казаки в папахах и белых рубашках с коротким рукавом.
Немцы из Кельна больше по другой программе. Слишком спокойные и немного перегретые, они рассказали, что Роза Хутор — это круто, но в этом путешествии им не хватает коммуникации на английском языке. Об этом они сразу же забыли, потому что после слова «Кельн» услышали про Лукаса Подольски: «Ого, вы его знаете?».
С Подольски все легко, но вот откуда в Адлере флаг Каталонии?
Всем иностранцам (и каталонцам в том числе) нравится красивый Олимпийский Парк, где катаются на велосипедах и смотрят на стадионы, украшенные дольками заката.
Дорога на футбол вообще получается необычной: по тихой набережной, где кубковый «Локомотив» выжимает чемпионский «Спартак».
Но в Сочи помнят, что автоспорт это тоже интересно. «Трассу «Формулы-1» будут использовать раз в год, то есть почти регулярно, а вот стадион «Фишт» — это белый слон», — говорит мексиканец с привычным для Сочи именем Алан (ударение, правда, на первый слог). «Elefante blanco» — испанский вариант потемкинской деревни или стадионов в Южной Африке.
Без футбольного клуба огромному «Фишту» точно будет одиноко: такой арене нужен кто-то популярный и топовый, раз даже полуфинал Кубка конфедераций не собирает полные трибуны.
«Фишт» сейчас не совсем футбольный, и там по-прежнему пахнет новинками (бетоном и другими материалами), потому что стадион должны обживать болельщики и постоянные посетители. С самых верхних ярусов привлекает хороший обзор, но это все равно не делает «Фишт» традиционном стадионом. Это большая подсвеченная чаша, космический корабль, но не совсем то место, где нужен футбол.
«До встречи на стадионе «Фишт», — говорили в мегафон после победы Германии над Мексикой (4:1).
Встреча вряд ли будет скоро, но давайте поверим, что Сочи и профессиональный футбол нужны друг другу.
Тем более в самом южном городе Кубка Конфедераций понравилось всем. Даже чилийцам, которые там не играли, но загорали и готовились к главной поездке этого года — в Санкт-Петербург.
Германия в финале. Сочи прощается с Кубком конфедераций
Что делать, если я не Абубакар и хочу вместе с чилийцами?
Внутри Sports.ru сервис BlaBlaCar называют именем камерунского нападающего Венсана Абубакара. «Даша, тебе на Абубакаре снова ехать в Казань». «Женя, в Сочи только на Абубакаре».
У звезды Камеруна не получилось задержаться в России, а у нас — болельщиков, путешественников и болельщиков-путешественников — впереди еще финал Кубка Конфедераций. Мексиканцы пугали двухдневными поездом из Казани в Сочи, где нельзя поставить свою музыку, и вообще там сложно, если ты не знаешь, что такое «курочка». Поэтому хватит это терпеть.
С BlaBlaCar все гораздо проще: ехать быстро и целенаправленно, без лишних остановок, зато с единомышленниками и даже под Despacito.
Вперед на Питер.
Фото: Евгений Марков.
Но вот, внимание, вопрос: а будут ли такие же ощущения от условных Волгограда, Самары, Саранска и тп? Знаю, что такое эти города на деле и пока, кажется, что такого же счастья испытать там не получиться (по-крайней мере, на сегодняшний день с дорогами, колдобинами тротуаров, общей разрухой за чертой центра и тп). И вот интересно, насколько все успеет измениться за год, успеют ли еще что-то поменять? Потому что, если все останется вот в таком же, как и сейчас состоянии, то даже немножечко стыдно. А может даже совсем и не немножечко. Но конечно же хочется верить в лучшее.