«Команда восприняла приход Спаллетти довольно настороженно»
– Когда почувствовали, что «Зенит» золотые медали уже не отдаст?
– Наверное, это произошло где-то в конце лета. Как раз в то время мы узнали, что перенесены матчи с ЦСКА и «Спартаком», и у нас получилась очень хорошая победная серия. Конкретную дату назвать не могу, но еще в августе многие почувствовали, что мы будем чемпионами.
– Болельщики переживали, что эти переносы пойдут только во вред команде. Насколько они выбивают из игрового ритма?
– Думаю, нам было бы удобнее сыграть те матчи летом. С другой стороны, здесь нет ничьих козней. Были форсмажорные обстоятельства, играть в тот смог, который был в Москве, было невозможно. Я считаю, что функционеры приняли нормальное, объективное решение. В нашем клубе все восприняли это как должное.
– Владимир Казаченок признался, что он окончательно поверил в чемпионство после первого матча с ЦСКА, когда игра шла в одни ворота. Есть ли смысл говорить о том, что в первом месте «Зенита» можно было не сомневаться практически с первого тура?
– Точно нет. Даже та победа над армейцами нам ничего не гарантировала. Более того, после ничейного матча с «Анжи», когда мы упустили победу в концовке, я смотрел в таблицу и думал, что теоретически возможно, что нас догонят как ЦСКА, так и «Рубин». Слава богу, они в последних матчах тоже потеряли много очков. Представьте, что ЦСКА выиграл у «Рубина» и «Динамо» – он бы оказался на расстоянии вытянутой руки. Так что предположить, что после той победы «Зенит» станет чемпионом, мог, наверное, только Владимир Казаченок. Возможно, он просто лучше разбирается в футболе. Добавлю, что в начале года команда восприняла приход Спаллетти довольно настороженно, да и сам Лучано не мог добиться правильного применения на практике своих идей. Если помните, в товарищеском матче на сборах «Зенит» проиграл киевскому «Динамо» 1:2. Я потом разговаривал с ребятами, многие эту игру считают некой отправной точкой, именно тогда все поняли, что «Зенит» может показывать тот футбол, который требует Спаллетти. Конечно, он был далек от совершенства, от футбола, который мы видели во многих матчах чемпионата. Но после той игры стало ясно, что идеи, которые проповедует наш тренер, осуществимы на практике.
– Вы проходили предсезонные сборы во многих клубах. Спаллетти увез команду из Петербурга почти на два с половиной месяца. Как я понимаю, был проделан нечеловеческий объем работы.
– Для того, чтобы об этом судить, нужно такие нагрузки опробовать на практике. Ребята, которые выступали за «Зенит» во времена Петржелы, говорили, что в физическом плане тогда было посложнее. Конечно, зимой было неприятно, тяжело. Все знают, что футболисты предпочитают работу с мячом, а не кроссы. Но ребята выдержали и потом говорили, что даже эта беговая работа приятна, раз приносит плоды.
– (вопрос слушателя) Очень хотелось бы, чтобы «Зенит» сделал «трипл», выиграв Лигу Европы. Во времена Адвоката стартовый состав можно было угадать за месяц до игры. Спаллетти же постоянно меняет игроков, у всех есть шанс. Такая ротация помогает команде?
– Те ребята, кто получал меньше игрового времени, все равно чувствовали доверие тренера. В любом случае, кто-то остается на скамейке, это неизбежно. Но важно, чтобы все были задействованы, ощущали себя полноценными членами коллектива и в любую минуту готовы были выйти на поле. В пример могу привести матч в Сплите против «Хайдука», в котором за «Зенит» сыграли многие из тех, кто не получал достаточно игрового времени. Если бы они не готовились вместе со всеми, то не смогли бы проявить себя в той игре. Однако была одержана победа, причем в непростом матче при чужих болельщиках. Я считаю, что команда в той встрече смотрелась очень ярко и в определенные моменты имела подавляющее преимущество. Для меня это было удивительно, ведь соперник был далеко не слабым. Это еще раз говорит о том, что все члены коллектива считают себя нужными и внесли лепту в золотые медали.
– «Зенит» всегда был дружной командой. Но в последний год – даже начиная с Давыдова – он стал действительно командой-семьей. То, как ребята обнимаются перед началом каждого матча, невозможно делать по указке.
– Существует хорошая традиция, которую привил Сашка Анюков. Насколько я знаю, в этот момент он говорит какие-то слова. Конечно, в жизни никто не заставляет ребят быть лучшими друзьями. Понятно, что сербы больше общаются между собой, португальцы – между собой, старшие – со старшими и так далее. Это нормально. Главное, что все подчинено результату – как в тренировочном процессе, так и в игровом.
– Зимой команда действительно смотрела на Спаллетти искоса, не понимая, что он хочет?
– Наоборот, мне кажется, все понимали, чего Лучано хочет, но не могли это исполнить на практике в силу недостатка физики. Когда ноги не бегут, то и голова не думает. Поскольку это происходило во время предсезонки, игроки понимали, что когда-то будет прорыв, а с другой стороны, никак не могли дождаться. Если помните, на одном из сборов мы проиграли три из трех товарищеских матчей, причем не каким-то грандам, а полякам, датчанам и норвежцам. Это напрягало, но только до матча с киевлянами, где все увидели, на что способен «Зенит».