Дик Адвокаат 0.2
Наверное, президент РФС Сергей Фурсенко и главный тренер сборной Бельгии Дик Адвокаат поторопились с заключением многолетнего контракта на работу в национальной сборной России. Абсолютно логично было бы сделать это сегодня, 17 ноября 2010 года после финального свистка, который зафиксировал выездную победу бельгийской сборной со счетом 0-2. И логика такого решения была бы оправдана тем, что можно было увидеть в игре: волевые качества, тактическая грамотность, принципиальность в единоборствах, а точнее превосходство одной команды на другой по этим и прочим компонентам. Такой матч был бы ярким сигналом для руководства РФС, а для всего российского футбола четким ориентиром, в какой футбол может/хочет/должна играть национальная сборная, чтобы достойно выглядеть в 2012 году.
Но на самом деле, Дик Адвокаат в этот вечер возглавлял совершенно другую команду, которая играла в абсолютно несовременный футбол, футбол вчерашнего дня, когда многое в конструкции и организации игры, а также ее результат, зависит не от командных действий, а настроения и активности того или иного футболиста.
После битвы при Воронеже, тренер сборной Бельгии вполне может рассчитывать на контракт со сборной России. Что, конечно, же кажется фантастической развязкой. Но определенно, за 95 минут матча он заработал огромный кредит доверия и безоговорочный авторитет среди бельгийцев. Не столько для футболистов, сколько для тренерского штаба, да и всего бельгийского футбола, этот матч был важен не просто с точки зрения результата товарищеского поединка. Это был принципиальный матч, в котором сборная Бельгии показала и доказала, что пусть она и является крепким середняком европейского футбола, но это не команда с периферии, которую можно бросить просто так.
Что касается команды Дика Адвокаата, то здесь необходимо понимать специфику работы голландского тренера. В отличие от Гууса Хиддинка, весь тренировочный процесс Адвокаата построен на работе с командой в целом, а не набором игроков. Дик Адвокаат очень редко будет уделять внимание тому или иному игроку, шлифовать его мастерство и ликвидировать недостатки в планомерной работе один на один. Во-первых, у него совершенно иной метод работы, во-вторых, специфика формирования сборной гораздо уже, чем клубная селекционная работа, а в-третьих, на подобную работу в рамках сборной нет времени. И если в клубной работе Дик Адвокаат имел возможность широкого выбора разных футболистов с разным техническим набором, то в сборной он этого лишен. В сборной России он будет опираться на тех, кого знает, кто знает его, с кем он работал, и кто уже вписан в его игровую схему. Вписался в схему играешь, нет извини. Отсюда не следует ожидать каких-то крупных открытий в плане привлечения новых игроков. Система Адвокаата будет работать до тех пор, пока она будет работать. А как только этот механизм сломается, и раздастся скрип, то в пору будет доставать новую масленку. А какой она будет: итальянского производства или российского, покажет время.
Товарищеский матч против Бельгии, это, конечно, не та поломка, не тот скрип, который разрывает барабанные перепонки внутри головы. Это лишь попытка завести свой игровой механизм, добавив в него несколько новых, причем, абсолютно несвязных компонентов. И потом механизм дал сбой, но в итоге был услышан не резкий скрип поломки, а предупредительный визг вылетевшей пружины, «тииииуууииинь».
P.S. Стоит ли удивляться регулярным ошибкам вратаря сборной России? Ошибка обидная и досадная. Но когда официальный сайт РФС дает нулевую информацию о наличии тренера вратарей в сборной России, то, каждый вполне может сделать вывод о том, что анализировать эти ошибки и указывать вратарю и защитникам, как их избегать, как минимум, в нынешнем тренерском штабе, некому.