10 мин.

Президентши

Пока автор корпит над подведением итогов участия ставропольского Динамо в чемпионатах России, предлагаю читателем увлекательный мини-обзор деятельности леди-боссов нашего футбола. Подробности, как обычно, под катом

 

Относительно недавний приход в московский Локомотив нового руководителя сдетонировал волну обсуждения и различных изощренных умозаключений на тему «Женщина-руководитель и футбол». С одной стороны, в стране, которой на протяжении истории десятилетиями управляли женщины, такой ажиотаж выглядел несколько нелепо, с другой – футбол является весьма консервативной сферой человеческой деятельности, и в настоящем времени остается одним из последних бастионов сопротивления феминизму (наряду с гаражом, командировками и чебуречной-пельменной в соседнем квартале).

Многие электронные СМИ провозгласили Ольгу Смородскую третьим по счету футбольным руководителем в новой истории страны, что дало повод некоторым последователям нумерологической теории о любви Господа к цифре «3» объявить Ольгу Юрьевну мессией русского спортивного менеджмента.

Недрогнувшей рукой спешу лишить госпожу Смородскую почетного пребывания в хронологически первой тройке руководительниц футбольных клубов. Уже три женщины побывали до неё в этой ипостаси. Ныне покойную Ларису Нечаеву, генерального директора Спартака, которая в те годы все же первым лицом клуба не являлась, автор к этому ряду не относит.

Представление о работе Смородской в футбольном клубе «Локомотив» нам даст только время, а пока предлагаю поближе познакомиться с опытом работы ее предшественниц. Перед этим, правда, хочу напомнить слова Л.Н. Толстого (ремарка для школьников: это такой бородатый дядько, висящий на стене класса русского языка и литературы), о том, что каждая счастливая семья счастлива одинаково, а каждая несчастливая – несчастна по-своему. Этой фразой хочется уберечь читателей от проведения различного рода аналогий между судьбами руководимых женщинами футбольных клубов и работой Смородской в Локо.

Сам автор убежден, что деловые качества человека практически никаким образом не зависят от его половой принадлежности. При этом женщины, о которых ниже пойдет речь неизменно придавали возглавляемым клубам определенный колорит и м-м-м… что-то ещё, в общем (Шанель № 5, ну или как там у них?)

Итак, встречаем!

1. Светлана Николаевна Бекоева. Президент футбольного клуба «Асмарал» в 1992 – 2002гг.

Терешкова отечественного спортивного менеджмента. Первая женщина – президент спортивного клуба. Духовным отцом футбольного клуба Асмарал был иракский араб по происхождению и британец по паспорту господин Хусам Аль-Халиди. Имя клуба было придумано м по первым слогам имен его детей – сына Алана и дочерей Асиль и Мариам. В Википедии, кстати, младшую дочь Аль-Халиди упорно именуют Марионом =)

Уже по ходу сезона-92 господин Аль-Халиди, тщетно попытавшись порулить всем российским футбольным хозяйством (подробнее об этом – в материале «Ты помнишь, как всё начиналось?»), несколько подустал от забот своего футбольного детища, и передал бразды правления клубом генеральному директору российско-британской фирмы «Асмарал» - госпоже Бекоевой. По забавному совпадению, эта женщина являлась ещё и супругой Аль-Халиди и матерью упомянутых Алана, Асиль и Мариам.

Литератор по образованию, свою непосредственную миссию в футболе, Светлана Николаевна видела в том числе и в повышении «облико морале» советского туриста функционера.

«Смущает культура отношений в футбольных кругах. Например, получаю факс: «Президенту Бекоевой. Просим то-то и то-то…». Позвонила и говорю: «Господин такой-то, не могли бы вы обратится ко мне так, как это принято у нормальных людей». И теперь получаю: «Президенту Бекоевой. Уважаемая Светлана Николаевна…» Вроде, пустяк, но воспринимается совсем по-другому. Надо улучшать манеры в нашем футболе. Наверное, если бы среди членов ПФЛ находилась хотя бы одна женщина, все остальные (это мы-то, мужыки, все остальные _??? –прим. автора) наверняка пристальнее следили бы за своей речью, строже контролировали себя».

Возникали к Светлане Николаевне и некоторые вопросы, связанные с управленческой деятельностью.

В 1993 году РФС признало незаконными контракты трех ведущих игроков клуба – Асланяна, Путилина и Новгородова. Названные игроки был признаны свободными агентами и спустя несколько дней уже числились игроками московского Торпедо. Никакой компенсации, как понимаете, Асмарал не получил. Одним из поводов для признания незаконными контрактов игроков с клубом явилась подпись на контракте главного тренера Константина Бескова, подпись же непосредственного работодателя – президента клуба – там отсутствовала. Подтвердить то, что на момент подписания контрактов Бесков обладал правом их подписи руководство московской команды не сумело…

Различные источники вспоминают о Светлане Николаевне по-разному. Многие упоминали о необыкновенной сердечной доброте и тактичности Бекоевой, иным она запомнилась излишней и зачастую неуместной пафосностью и некоторым снобизмом. А легендарный Юрий Гаврилов припоминал, что Светлана Николаевна обвиняла его в активном спаивании асмаральского вратаря Леши Шиянова…

Впрочем, что мы за ними за всеми повторять будем. Если у кого есть время и желания, он может попробовать пообщаться с этой легендарной женщиной лично, благо она и поныне здравствует, живет в нашей стране и даже имеет некоторое отношение к футболу.

Лишившись мужа (Хусам Аль-Халиди бесследно исчез по время одной из поездок в 2005 году в неспокойный Ирак, говаривали – погиб под бомбежкой или похищен радикальными исламистами), футбольной команды (ФК Асмарал признан банкротом в 2003 году) и бывшей брежневской дачи (использовавшейся одно время в качестве спортивной базы), Светлана Николаевна нынче трудится генеральным директором в фирме «Соль Зет Вояж». Эта компания занимается организацией обучения детишек состоятельных господ в европейских футбольных школах и академиях.

 

2. Александра Васильевна Буренкова. Президент ФК «Волга-Трион» Тверь в 1992- 1995 гг.

«Есть женщины в русских селеньях», - говорил классик. Нет, не так. Начало лихих девяностых, старинный русский город Тверь. Романтика! Тут надо другого классика вспоминать. «В нашей Твери нету таких, даже среди…»

Александра Васильевна Буренкова в 1992 году являлась женой крупного тверского бизнесмена Александра Васильевича Буренкова. Один мой знакомый, поработавший в 90-х в тверском угро почему-то постоянно именует Александра Васильевича фамильярной кличкой «Бурый», но хрен этих ментов разберешь…

Перед началом сезона-92 тверские власти всучили футбольную команду «Волга» в нагрузку местному меценату и одному из самых богатых людей города. Буренков футбол любил и даже болел за московское Динамо, но заниматься рутинной работой президента не пожелал и уже осенью 92-го свалил ФК на плечи простой русской женщины – своей супруги. Поскольку финансировался клуб одной из принадлежащих Буренкову фирм - «Трион», то соответствующая приставка была прилеплена и к названию клуба.

Далее хочу привести небольшой цитатник А.В. Буренковой.

«Поначалу я не знала многих футбольных нюансов и в игре, и вокруг неё. Даже сейчас ещё не могу взять в толк, что же такое положение «вне игры».

«После первого при мне поражения команды я попыталась отчитать нападающего Андрея Борисова: "Андрей, ты же нападающий! Ты не должен был отходить от ворот противника". На что услышала ответ: "В таком случае было бы положение «вне игры». Я, конечно, возмутилась - кто придумал такие дурацкие правила?! Но это была естественная реакция ничего не понимающего в футболе человека».

«Для меня на первом месте всегда стоят чисто человеческие отношения. Поэтому двух главных тренеров команды я не поняла: жёсткий режим, диктатура, игрок не имел права высказать свое мнение. В первую очередь из-за этого мне страшно захотелось помочь футболистам».

«Когда я вижу свою команду на поле, мне кажется, что у нас самые красивые игроки. Даже как-то заикнулась: «Я из-за вас даже отпуск декретный не могу взять!»

«На конференциях ПФЛ я ощущаю себя разведчиком, засланным куда-то в тыл. Кругом одни мужики…»

«В начале своей "карьеры" я ругалась. И ругалась сильно, но всегда на команду противника. В таких случаях люди в милицейской форме предпочитали не стоять со мной рядом. И только значительно позже научилась болеть молча, потому что узнала - игры могут продаваться и покупаться».

«В 1993 году мы действительно хотели купить победу. Она нам нужна была для перехода из третьей во вторую лигу. На стадион отправились с большим дипломатом денег. Но, сидя в раздевалке, незадолго до начала игры, стали размышлять: "Нам нужны мячи, новая форма, бутсы..." В результате остались с полным дипломатом и ничьей. Уже дома решили, что денег никому и никогда давать не будем принципиально! Во-первых, попасть в высшую лигу все равно не удастся - нет огромных финансовых ресурсов. А мы играли ровно настолько, насколько нам хватало денег. Во-вторых, не было ощущения, что команда нужна городу. И потом, мы имели славу непредсказуемой команды».

«Было бы здорово, если бы президенты всех футбольных клубов договорились между собой исключить напрочь из нашего футбольного лексикона термин «договорные матчи». Только мы сами, а никакие не юристы или самые авторитетные комиссии можем решать эту проблему. И чтобы судьи отрабатывали свой хлеб честно».

«Ушла от футбола я без боли, потому что с нами остались все ребята. Проработав в нашей структуре, многие из них стали самостоятельными людьми в мире бизнеса и не один из них не потерялся в жизни, как происходит с большинством уходящих из большого спорта. А для меня это самое главное! Я считаю, что свою задачу президента футбольной команды выполнила».

По завершении сезона-95 Александр Буренков принял решение прекратить финансирование тверской футбольной команды, в которую, по собственному признанию, за три года вложил около 1 миллиона долларов. Прикиньте, уважаемые, стоимость бакса в середине 90-х и уровень клуба – третья лига. Мог, мог у нас в стране в середине 90-ых Марадона сыграть…

3. Людмила Васильевна Селиванова. Президент ФК «Металлург» Красноярск в 2001-2002 гг.

 

В отличие от двух предыдущих героинь, Людмиле Васильевне клуб достался не от мужа, а от губернатора. В 2001 году главный спонсор команды – КрАЗ, принадлежащий, в свою очередь, «Русскому Алюминию», отказался от финансирования всех социальных проектов. Губернатор Красноярского края генерал Лебедь волевым решением поставил во главе клуба своего зама. Этим замом и оказалась Селиванова.

Не имевшая до этого отношения к футболу, Людмила Васильевна, тем не менее, приятельствовала с Александром Тархановым и Игорем Колывановым и симпатизировала московскому «Спартаку».

В первый свой сезон в клубе Селивановой удалось сохранить металлургу место в первом дивизионе, однако, после гибели губернатора Лебедя, и ухода Людмилы Васильевны из клуба безденежье привело команду к печальному финалу.

И в завершение, несколько любопытных высказываний Селивановой в бытность президентом клуба.

«Считается, что женщина на корабле приносит стихийное бедствие. К этому можно относиться с иронией и без. Доля правды в этом есть. Я не собираюсь ломать устоявшиеся правила. Однажды я сказала, что мне очень нравится игрок "Металлурга" Миша Зубчук. После этого он перестал появляться на поле. Я тренеру в шутку потом так и говорила, что он убрал тайное оружие президента».

«Надеюсь, в межсезонье отыщется такая личность, которая возглавит клуб. Я со своей стороны могу сказать одно: никогда не бросаю дел за которые бралась и у меня есть человеческая привязанность к команде. Буду ей по прежнему помогать. Просто нам нужен президент, который будет заниматься только клубом. Я, в силу моей загруженности на основной работе, такого внимания "Металлургу" уделять не могу».

«Главный тренер Ирхин обеспокоен положением дел в команде? У нас была пауза в общении, пока я находилась вне Красноярска. А ему, как и любому мужчине, необходимо женское внимание и обаяние, которое, я считаю, у меня есть».

«Несмотря на серьезное разочарование нынешней осенью, я остаюсь поклонницей "Спартака". Так уж получилось, что мои хорошие друзья сейчас являются собственниками чемпионов. Моя свекровь коренная москвичка и не пропускает ни одной игры "Спартака". Всегда бывает на стадионе. Наш сын впервые попал на футбол, когда ему не было и двух лет. Он тогда уже хорошо говорил и едва переступив порог выпалил: "Папа так неприлично вел себя. Кричал и свистел, а когда забивали гол он махал мной как флагом". У сына в детстве был красный комбинезон с белой полоской, красно-белая шапка. Одежда выбиралась исключительно по цвету».

«Футбол это узкопрофильное занятие. Дилетанту работать здесь противопоказано».